Любители и знатоки космонавтики привыкли следить за лидерами отрасли — США, Китаем, Россией, чуть менее внимательно — за происходящим в Евросоюзе и Японии. Тем временем в тени гигантов пробивается и набирает силу новый экзотический цветок — космонавтика Индии. Остальной мир мало что знает о ней, и лишь самые громкие миссии получают широкую известность. Тем временем индийцы делают все более заметные успехи, особенно удивительные на фоне довольно скромного финансирования.
В Индии можно услышать, что свой первый космический старт страна провела еще в 1963 году, почти сразу за Советским Союзом и США. Это верно лишь с большой натяжкой: хотя история индийской космонавтики и начинается с середины сороковых годов, запуск 1963 года трудно счесть полноценным. Стартовавшая тогда с полигона Тхумба двухступенчатая ракета Nike Apache (Argo B-13) была американской и совершала полет по баллистической траектории. Несмотря на подъем до апогея в 160 км и пересечение линии Кармана, условной границы космоса, аппарат не достиг низкой околоземной орбиты. Такие запуски и тогда, и сейчас не считаются «настоящими» — те же США между 1961 и 1978 годом запустили сотни таких ракет, и ни один из запусков не учитывается в космической статистике NASA.
Ракета GSLV Mk. III (на фото выше) — самый тяжелый из индийских носителей — должна стать основой национальной пилотируемой программы.
Похожая история связана и со стартом первого индийского спутника Aryabhata-1, который вышел на орбиту 19 апреля 1975 года. Он запускался не только ракетой «Космос-3М», но и с советской площадки в Капустином Яру. Лишь 18 июля 1980 года состоялся первый целиком индийский космический старт. После серии неудач с космодрома Шрихарикота на низкую околоземную орбиту поднялась индийская ракета SLV-3. Зато уже через четыре года в космосе побывал первый индийский (и 138-й в мире) космонавт. Без помощи СССР снова не обошлось: Ракеш Шарма летал по программе «Интеркосмос» в составе экипажа советского корабля «Союз Т-11». Вплоть до настоящего времени Шарма остается единственным космонавтом Индии: еще двое граждан страны готовились к экспедиции на борту американского шаттла, однако после гибели «Челленджера» в 1986 году их полет был отменен.
Так сложилось, что начиная с восьмидесятых годов индийская космонавтика старается развиваться самостоятельно. Исторически ее главным космическим партнером выступали СССР, а затем Россия. Однако за последние годы Роскосмос оказался в кризисе, и его ресурсов хватает лишь на крайне ограниченное участие в совместных проектах. К сожалению, аэрокосмическому агентству страны (ISRO) никак не удается нагнать лидеров или хотя бы приноровиться к их быстрому темпу.
Хватаясь за все
Если посмотреть на список проектов и миссий ISRO, бросается в глаза многочисленность запланированных программ и их широкий охват. Кажется, что агентство пытается успеть сразу все: создать новый космический корабль и начать собственные пилотируемые полеты, посадить межпланетные зонды на Луне и Марсе, слетать к Солнцу и Венере. При этом ISRO не забывает развивать и поддерживать различные спутниковые системы, включая навигационную NAVIC (работающую локально, на территории страны) и INSAT, сочетающую функции телекоммуникаций и дистанционного зондирования Земли.
Все это богатство реализуется при крайне скромном бюджете, составляющем всего около 1,5 млрд долл. в год, — в разы меньше, чем даже у России (около 3 млрд, по данным 2017 года) и Китая (8,4 млрд), не говоря уж о США (48 млрд за тот же год). При этом Индии приходится рассчитывать в основном на собственные силы. В условиях строго ограниченного финансирования это растягивает процесс разработки на долгие — часто очень долгие — годы.
Как итог этой широты планов и неторопливости их реализации, индийская космонавтика долго оставалась ограничена довольно куцей линейкой средств выведения. Основным носителем выступала ракета SLV-3, мощности которой было недостаточно для отправки спутников на геосинхронные и геостационарные орбиты, необходимые для работы спутников дистанционного зондирования и связи. Ракета, способная на вывод тяжелых аппаратов и даже космических кораблей, появилась у ISRO сравнительно недавно: первый запуск PSLV состоялся в 1993 году.
Свои выводы
Изначально разработанная для запуска зондов на полярные солнечно-синхронные орбиты (о чем говорит уже название ракеты — Polar Satellite Launch Vehicle), она тем не менее получила множество вариаций и может использоваться для вывода космических аппаратов на самые разные траектории. Именно на ней — в версии PSLV-XL — в 2013 году стартовал к Марсу первый индийский межпланетный зонд Mangalyaan. А в 2017-м она же установила мировой рекорд по одновременному выведению космических аппаратов, отправив сразу 104 спутника — в основном миниатюрных.
Почти десятилетием позже, в 2001 году, стартовала следующая разработка ISRO, ракета GSLV, способная доставлять до 5 т на низкую околоземную орбиту или до 2,7 т — на геопереходную. Получив такой носитель, Индия начала запуски аппаратов по программе INSAT. Первоначально ракета использовала третью ступень российского производства, но через пару лет индийцы воспроизвели ее самостоятельно — в версии GSLV Mk.II.
Наконец, в 2014 году состоялся запуск еще более мощного носителя GSLV Mk. III, способного выводить на низкую околоземную орбиту до восьми тонн. Одинаковое название — скорее, дань традициям: от GSLV Mk. II ракета отличается разительно. На ней, в частности, используется два огромных твердотопливных ускорителя, уступающих размерами только ускорителям Space Shuttle и европейской ракеты Ariane-5. Летом 2019 года GSLV Mk. III отправила в полет свою вторую лунную миссию, 3,8-тонный аппарат Chandrayaan-2.
Именно она должна стать основой будущей пилотируемой программы ISRO. Согласно принципу «все понемногу», реализует Индия и проект по разработке многоразовых ракет RLV-TD, которая пока остается на стадии тестирования прототипов.
Поводы для гордости
За последние годы ISRO удалось самостоятельно реализовать три сложные межпланетные миссии. Стартовавший в 2013-м зонд Mangalyaan успешно вышел на орбиту Красной планеты и проработал более года, передав на Землю снимки марсианской поверхности и данные научных наблюдений. Что характерно, этот проект стал самой дешевой межпланетной миссией современности: на его реализацию было потрачено всего 74 млн долл. Для сравнения: американский зонд Mars Reconnaissance Orbiter обошелся в 720 млн, а российско-европейская миссия «Экзомарс», включающая два старта с отправкой к Марсу нескольких аппаратов, — дороже миллиарда евро.
Проведены индийцами и два запуска к Луне. В 2008 году Chandrayaan-1 вышел на ее орбиту и благополучно сбросил на поверхность спутника ударный зонд, чтобы ученые могли пронаблюдать за составом и свойствами поднятой пыли, а также обнажившейся породы. Сам Chandrayaan-1 проработал около 10 месяцев и, в частности, подтвердил, что в приполярных регионах спутника сохраняются запасы водного льда. Полет второго лунного зонда Chandrayaan-2, состоявшийся в 2019 году, оказался более драматичным. Миссия разрабатывалась долго и мучительно, поначалу — с участием Роскосмоса. Однако после гибели зонда «Фобос-Грунт» российская сторона, по‑видимому, решила перестраховаться и выдвинула новые требования к системам безопасности совместного аппарата. Утяжеленный и усложненный зонд (а заодно выросший бюджет и удлинившиеся сроки) в ISRO не приняли, и с 2015 года индийцы работали над Chandrayaan-2 самостоятельно. Увы, стопроцентного успеха не получилось.
Сама станция вышла на орбиту штатно, а вот отделившийся от нее посадочный модуль с луноходом на борту мягко приземлиться не смог. В ходе спуска центр управления зафиксировал отклонение модуля Vikram от курса, а на высоте 2 км связь с ним пропала. К сожалению, эта история указала на еще одну особенность индийской космонавтики, роднящую ее с российской. Вокруг ISRO сохраняется множество «ура-патриотов», которые не приемлют неудач и не признают сам факт поражения. Поэтому вскоре по соцсетям распространились сообщения о том, что посадка Vikram прошла благополучно, однако модуль оказался на боку и не смог выйти на связь.
В интернете появилась даже тепловая фотография (термография) предполагаемого места падения, якобы сделанная «материнским» аппаратом Chandrayaan-2. На эту информацию купилось множество информационных агентств, перепечатавших новости с некорректной информацией, хотя на зонде нет даже подходящего для такой съемки инструмента. Впоследствии представителям ISRO пришлось краснеть за такую «поддержку». Было выпущено официальное опровержение, которое разъясняло, что «вброс» был произведен с совершенно постороннего аккаунта в Twitter, а сам аппарат все-таки погиб.
Виоманавты будущего
Локальная неудача, разумеется, не остановит планов ISRO, главные из которых связаны с развитием пилотируемой программы. Уже готов космический корабль Gaganyaan, рассчитанный на экипаж из трех человек. Летом 2018 года он прошел бросковые испытания, и предполагается, что его первый полет состоится в 2020 году, а в конце 2021-го на борт поднимутся первые… Кстати, да.
Первоначально индийские космонавты назывались «гаганавтами», от санскритского слова «небеса», как и Gaganyaan — «Небесный корабль». Однако такое обозначение оказалось не слишком приятным на слух, и уже около восьми лет в Индии принят термин «виоманавт» — от другого санскритского обозначения небес. Показательно, что даже на выбор слова у индийцев ушло столько лет. Тем не менее, если в 2021 году виоманавты отправятся в запланированный полет, страна станет третьей в мире, сумевшей реализовать собственную программу пилотируемой космонавтики. А следом проектируется и национальная 20-тонная космическая станция.
В самом деле, в ISRO как будто «долго запрягали», но теперь начинают набирать приличную скорость. В ближайшие пять лет агентство собирается реализовать целые четыре дальние миссии. Во‑первых, индийцы надеются-таки провести мягкую посадку на Луне и собираются взять реванш в 2024 году совместно с японскими коллегами. Еще до него должны отправиться зонды к Венере и Марсу, а также аппарат Aditya для исследований Солнца. Если планы ISRO действительно состоятся, то в клубе лидеров космонавтики появится новичок с весьма необычным характером, из тех, для кого даже ограниченный бюджет вовсе не повод отказываться от большой мечты.