Международный союз электросвязи (МСЭ) объявил о создании целевой группы под названием «Искусственный интеллект для автономного и вспомогательного вождения». Эта группа будет разрабатывать стандарты работы для ИИ, которые управляют робомобилями.
Как считают в МСЭ, ИИ для автономных машин должен соответствовать трём главным критериям. Во-первых, робот никогда не должен вести себя небрежно, опасно или безрассудно, управляя авто. Во-вторых, быть внимательным и всегда наготове, чтобы избегать столкновений. В-третьих, соответствовать показателям компетентного, внимательного человека-водителя или превосходить их.
МСЭ рассчитывает, что стандарты станут «эквивалентом теста Тьюринга для ИИ на наших дорогах». Стандарты для ИИ в робомобилях «жизненно важны» для того, чтобы убедиться, что водители-люди и ИИ, управляющий автономными машинами, понимают друг друга и прогнозируют поведение друг друга.
Как утверждают в МСЭ, по состоянию на 2019 год аварии — основная причина смерти людей в возрасте от 5 до 29 лет (больше, чем ВИЧ и туберкулез). Число смертей на дорогах, по информации союза, достигло 1,3 млн случаев, а число травм — 25 млн в год. Как считают в МСЭ, внедрение стандартов для робомобилей может снизить число травм и смертей.
Стандарты безопасности для автономных транспортных средств «абсолютно необходимы» как минимум для того, чтобы новую технологию признала общественность, считает Грег Макгуайр, заместитель директора полигона для тестирования беспилотных автомобилей Mcity в Мичиганском университете.
Такого же мнения придерживаются и компании, которые разрабатывают автономные технологии. Ранее в этом году 11 компаний, среди которых Audi, Baidu, BMW, Daimler, Infineon, Intel и Volkswagen, совместно разработали документ, описывающий принципам безопасности автоматизированного вождения. Underwriters Laboratories, американская компания по стандартизации и сертификации в области техники безопасности, также работает над созданием стандарта вождения для полностью автономных транспортных средств.
Главная проблема, как пишет IEEE Spectrum, в том, чтобы убедить общественность доверить вождение — потенциально жизненно опасное занятие — роботам. Недавно Национальный совет по транспортной безопасности США заключил, что в программном обеспечении робомобиля Uber, который сбил женщину в Аризоне в 2018 году, были уязвимости.
Как считает Грег Макгуайр, «транспортное средство должно работать так, чтобы люди могли его понять». Сколько времени займет разработка стандартов от МСЭ, пока неизвестно.
«Это исследовательский процесс, — говорит Макгуайр. — Понадобится столько времени, сколько нужно, чтобы робомобили заслужили общественное доверие».
Mcity планирует совместно с администрацией города Детройт и Министерством транспорта США начать тестирование автономных транспортных средств на улицах города.
Автор: AnnieBronson