Последние дней 10 по миру регулярно пишут про эксперимент по переходу на 4-х дневную рабочую неделю и эффектов в 40% от такого решения. Хабр не исключение, и аналогичный пост набрал 93 плюса и 71,4 тысячи просмотров и 338 комментариев. Т.е. результат более чем приличный.
Меня же эти цифры зацепили и я долго думал над тем, что с ними не так. Заручившись помощью Ильи Пестова и его канала Groks, я наконец сформулировал, почему изначальный пост — это скорее насилие пиарщиков над здравым смыслом, чем реальные цифры. И в данном тексте я попробую это описать, потому как говорил еще Март Твен: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».
Итак, предпосылки: в августе 2019 года в Японском офисе Microsoft провели эксперимент по сокращению рабочей недели. По пятницам офис был закрыт полностью, а часть работников еще имела возможность работать как по 4, так по 3 дня в неделю. Интересна фраза в японском пресс-релизе “Работники, занятые полный рабочий день, взяли специальный оплачиваемый отпуск и закрыли все офисы”. Допускаю, что перевел неправильно, но возможно кого-то просто выгнали в отпуск, вероятно, особо трудолюбивых и особо впечатлительных. Результат же получился прямо феноменальным — эффективность выросла на 39,9%. Но как же так получилось и не стоило ли выгнать ли вообще всех?
Во-первых сравнение проводится с августом прошлого года:
То есть 11 месяцев работали по старому, а один — по новому. И именно этот месяц дал 40% эффективности. Ну-ну.
Немного напоминает старый график про наличие грамотного проектного менеджера в проекте:
Второе: под производительностью Microsoft считает количество продаж продуктов к количеству сотрудников. Т.е. продали больше — выросла производительность, продали меньше — упала. Можно повышать производительность еще веселее — вывести кого-нибудь из штата на оутсорс и отрапортовать о росте производительности.
Третье: раз уж мы говорим о продажах, а давайте посмотрим, а не начал ли Microsoft продавать в Японии что-то крупное? Ответ кроется в последнем отчете Microsoft Income Statement.
Office Consumer revenue increased $286 million or 7%, driven by Office 365 Consumer, due to recurring subscription revenue and transactional strength in Japan.
Доходы от Office увеличились на 286 миллионов долларов или на 7% за счет постоянных подписок на Office 365 и росту транзакций в Японии.
А что такого случилось с Office 365 в Японии? А там была странная неразбериха с лицензиями и отсутствие дешевых домашних планов на несколько лицензий. В 2018 планы отсутствовали, а потом появились. И тут, как говорится, мне карта и поперла.
Ну, то есть, у вас есть ключевой продукт. Он наконец-то доступен без странных заморочек с ценой и это предложение явно выгоднее предыдущих. Его покупают как горячие пирожки, потому что ну наконец-то! Кому надо сказать за это спасибо? Конечно же сокращенной рабочей неделе в августе.
Четвертое. Ребята из Microsoft говорят в конце пресс-релиза: было круто, как-нибудь повторим. Стоп-стоп-стоп. Т.е. я начальник, у меня за счет месяца эксперимента идет рост продаж на 40%. И тут я такой — ну и ладно. А давайте теперь все вернем назад и когда-нибудь повторим еще раз. А 40%, спросит внимательный инвестор? Да фиг с ними с 40% роста, работа же важнее. Вон, как раз люди из отпуска вернулись, не выгонять же.
Ну дальнейшие цифры тоже радуют:
- Потребление электричества в офисе сократилось на 23,1%
Ок, на 25% сократилось рабочее время, на 23% упало электричество. Логично.
- Было распечатано на 58,7% меньше страниц бумаги
Эээ? Я понял был 25%. Понял бы 30%. Но почти 60%? Что такого интересного делали с бумагой в пятницу в офисе в Японии? Распечатывали все дела за неделю, а потом перестали? Селедку Роллы заворачивали? Самолетики на пятничном тимбилдинге клепали? В пятницу в офисе заканчивалась туалетная бумага?
Справедливости ради сам Microsoft в Японии не говорит явно об 39,9% увеличении эффективности. Посмотрите через Google переводчик отчет об этой акции. Такое ощущение, что вывод про 39,9% сделан уже журналистами на основании одного графика, сфотографированного из какой-то презентации. Ну а дальше по традиции “ученый изнасиловал журналиста”.
Причем, очевидно, что к росту продаж и изменению количеств испачканной бумаги привели и другие организационные меры. И они явно напрашивались в стране японцев-трудоголиков Так, к примеру, в офисе были запрещены встречи длиной 30 минут, проведена большая работа по реорганизации общения и прочее-прочее-прочее. Делалось это, естественно, не месяц. И дало плоды не сразу. Но, как обычно в информационном мире, весь эффект гораздо проще свалить на 4 дневную рабочую неделю. Ведь так материал больше читают, а заголовок можно сделать поярче.
Автор: Maslukhin