Перевод статьи подготовлен специально для студентов курса «Team Lead 2.0».
Как стать хорошим менеджером и восполнить пробелы в навыках управления бизнесом?
На сегодняшний день многие недооценивают необходимость грамотного менеджмента в бизнесе. Менеджмент – это сложно. Не только для менеджера, но и для бизнеса.
Мы не всегда понимаем, насколько сложно перейти от выполнения работы к управлению ею.
Это самое большое изменение, которое происходит с человеком по мере его продвижения по карьерной лестнице. И слишком часто получается так, что хороший работник становится управленцем без необходимых навыков, желания и понимания.
Мы недооцениваем роль менеджеров в бизнесе. В Жизненном Цикле Развития Бизнеса есть три ключевых вопроса, которые компаниям необходимо решить:
Системы + процессы
Согласованность руководящей группы
Хорошая культура управления
По факту культура управления часто упускается из виду или игнорируется. Однако, когда у вас есть отличные менеджеры на местах, результаты растут экспоненциально.
Самые успешные компании имеют четко сформулированное определение того, кто такой хороший менеджер. Другие же компании просто говорят, «Вот люди, которым вы обязаны подчиняться.»
Три роли управления
Чтобы сформировать настоящую культуру управления, сначала необходимо понять реальную роль менеджмента. Если у вас есть менеджеры, преуспевающие в этих трех направлениях, вы можете смело рассчитывать на рост вашего предприятия.
1. Получение результатов: Эффективное управление приносит желаемые результаты требуемого качества в оговоренные сроки.
Качество + Своевременность = Довольные клиенты
Эффективность (в рамках бюджета) = Прибыль
Качество + Своевременность + Эффективность = Выигрыш для всех
2. Подбор и развитие персонала: Управление – это катализатор, побуждающий людей развивать определенные навыки, мотивацию и преданно выполнять свои обязанности. Менеджеру необходимо:
Нанимать людей с потенциалом развития.
Развивать технические профессиональные навыки, навыки общения и критического мышления.
3. Преодоление трудностей: Когда на пути к цели возникают препятствия, руководство прилагает все усилия, чтобы:
Обернуть ситуацию в свою пользу;
Пересмотреть стратегию, чтобы избежать лишних трудностей.
Определить роль менеджмента достаточно легко, но вот прочувствовать ее на практике непросто. Оказывается, этому есть простое объяснение.
Почему управлять так сложно?
«90% людей рождаются хорошими работниками, 9% — хорошими управляющими. И только 1% людей рождаются настоящими лидерами.»
90% людей рождаются хорошими работниками: они просто талантливы в одной конкретной области и в нее вносят свой индивидуальный вклад. Они могут быть маркетологами, инженерами, бухгалтерами или другими специалистами.
Что происходит, если ты хорошо справляешься со своей работой? Ты получаешь повышение. Однако в большинстве случаев «повышение» приводит к управлению другими сотрудниками. Это не совсем законное повышение, здесь требуется уже совсем иной набор навыков.
Подумайте о своих лучших начальниках. Чего у них общего?
Каким должен быть и чем обладать хороший менеджер?
Хорошие навыки взаимодействия: Менеджеры знают, как общаться с людьми и им нравится этим заниматься. Хорошая способность мотивировать: Менеджеры знают, что они – лишь канал, с помощью которого можно добиться больших результатов. Менеджер – хороший преподаватель: Хорошие менеджеры не только раздают указания, но и обучают. Умение делегировать: Хороший менеджер не будет просто делегировать то, что ему не нравится делать самому. Он будет делегировать своей команде те процессы, в которых его подопечные могут чему-то научиться. Системный подход: Системы и процессы предполагают предсказуемый результат, и великие менеджеры умеют хорошо пользоваться этими инструментами. Собранность: Менеджеры могут выполнять множество различных задач и совмещать несколько проектов одновременно. Ответственность: Менеджеры знают, как привлечь других к ответственности, поскольку в первую очередь они сами очень ответственные. Справедливость: Хороший менеджер объективен и принимает справедливые решения. Умение слушатель: Хорошие менеджеры прислушиваются к реальным потребностям своих сотрудников. Организованность: Менеджеры организуют работу и действуют по плану. Отличные навыки коммуникации: Великий менеджер – не обязательно самый харизматичный, но его речь всегда доступна и понятна. Развитие подопечных: Если менеджер не занимается развитием своих сотрудников, вероятно, это не очень хороший менеджер. Получать результат из работы других: В чем цель всего вышеперечисленного? Менеджеры получают результат командной работы.
А теперь представьте себе типичного инженера. Если инженер действительно квалифицированный, обязательно ли он обладает всеми вышеперечисленными навыками? Совсем нет. И в этом нет ничего страшного. Тем не менее, даже самый великий инженер нуждается в помощи, чтобы стать хорошим руководителем.
Управление + лидерство: Дано с рождения?
Вот почему управлять так сложно: только 9% людей способны стать управляющими, то есть они просто рождаются с природными способностями к управлению.
И еще меньше людей рождаются с природной способностью вести за собой. Только 1% людей с рождения имеют талант лидера.
Что, если кто-то не является прирожденным менеджером?
Значит ли это, что никто из 90% вашего окружения не может стать менеджером или лидером?
Конечно, нет. Если навыки управления и лидерства не приходят естественным образом, нужно дополнительно работать над этим.
Переход от индивидуальной деятельности к руководству – самый трудный переход, который приходится совершать в карьере. В результате многие работодатели будут направлять технических специалистов на обучение менеджменту в надежде, что менеджер из них все-таки получится. Здесь все не так просто.
Для большинства программ подготовки управляющих не сформулированы конкретно результаты обучения. Кроме того, не проводится никаких контрольных измерений, чтобы понять, насколько хорошо программа была усвоена.
Обучение менеджменту может сработать. Но работник должен к этому искренне стремиться. По этой причине, большинство сотрудников говорят «если не ты перестал расти – пора уходить».
4 способа восполнить пробелы в управлении
Если вашему бизнесу не хватает культуры управления, есть 4 способа этот пробел восполнить:
Нанимайте внешних управляющих
Нанять менеджера извне – это первый шаг, на который стоит решиться компании с вышеупомянутой проблемой. Тем не менее, это опасно.
Многие компании продвигают в управляющие работников, у которых нет необходимых качеств. Наняв кого-то извне, вы можете легко наткнуться на такого человека, то есть на того, у кого есть «должность», но нет навыка.
Если вы нанимаете менеджеров со стороны, я рекомендую вам четко разделить роли, чтобы подобрать правильного человека. Здесь решающее значение имеет этап «тестирования» на наличие тех или иных профессиональных компетенций.
Развивать тех менеджеров, которые у вас уже есть
Самым простым вариантом может оказаться развитие тех ресурсов, что у вас уже имеются. Менеджерам необходим не только навык, но и желание заниматься управлением.
Навыки получить не так сложно, как действительно захотеть развиваться в эту сторону. Определите конкретную роль для менеджера и дайте ему себя показать. Не назначайте функции как придется. Постарайтесь определить какая роль больше подходит каждому конкретному человеку.
Найти менеджеров, которые скрываются в вашей компании
Хотя это и редкость, но найти менеджера «прячущегося» в организации, возможно. После того, как вы открыли вакансию менеджера на новом направлении, кто-то в вашей компании может сразу прийти вам на ум, как идеально подходящий на эту должность.
Вам следует быть осторожнее, поскольку вы вряд ли захотите, чтобы бухгалтер резко стал руководить программистами. Новая должность может стать вознаграждением не только для сотрудника, но и для всей компании.
Переосмыслите карьерную лестницу
Если вы хотите получить повышение, то единственный путь – это идти в управление? Эту философию можно переосмыслить.
Нет причин переводить лучших работников на новую должность, где они не будут преуспевать. Нет правил, говорящих, что менеджер должен зарабатывать больше, чем кто-то под ним в организационной структуре.
Только от вас, как от лидера, зависит культура управления. Смотрите на это проще: убедитесь, что вы правильно выбрали роль, и что у вас есть люди с необходимыми навыками и желанием, чтобы ее выполнять.