Ситуация с самолётами Boeing 737 Max продолжает развиваться. Как известно, после двух авиакатастроф, связанных со спорной системой помощи в управлении лайнером MCAS, весь флот флагманских самолётов американской авиакорпорации «Боинг» простаивает на земле. Не так давно российская компания «Авиакапитал-Сервис» (лизинговое дочернее предприятие «Ростеха») подала иск к «Боингу» для расторжения контракта на приобретение 35 самолётов 737 Max 8. А теперь издание Reuters утверждает, что короткие внутренние сообщения от 2016 года свидетельствуют о том, что Boeing могла осознанно вводить в заблуждение Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) в отношении MCAS.
David Ryder/Getty Images
В сообщениях между двумя сотрудниками «Боинга» поднимались вопросы о безопасности программного обеспечения MCAS, из-за которого, как считается, произошли две авиакатастрофы, в которых суммарно погибло 346 пассажиров. В этих сообщениях, в частности, пилот Boeing по имени Марк Форкнер (Mark Forkner) сообщил, что система MCAS усложняла управление самолётом при моделировании полёта 737 Max во время симуляции. «Допускаю, что я отстойно летаю, но даже при этом происходящее было вопиющим», — сказал Форкнер, согласно стенограмме.
Reuters @Boeing exclusive on wire. More coming https://t.co/8RDHSd0EUd pic.twitter.com/Wzr5yPY1ID
— David Shepardson (@davidshepardson) October 18, 2019
Марк Форкнер, главный технический пилот 737, признал, что он мог ввести в заблуждение FAA относительно самолёта. «По сути, я лгал регулирующим органам (по незнанию)», — сказал он журналистам. Сообщения датированы ноябрём 2016 года, за восемь месяцев до того, как господин Форкнер обратился в FAA с просьбой убрать упоминание MCAS из руководства пилота. В свою очередь FAA, полагая, что MCAS может быть активирована только в редких случаях, одобрило запрос.
«Боинг» обнаружила сообщения «несколько месяцев назад», но лишь недавно передала их Министерству транспорта. В письме исполнительному директору «Боинга» Деннису Муйленбургу (Dennis Muilenburg) администратор FAA Стив Диксон (Steve Dickson) назвал сообщения связанными с текущим расследованием и потребовал узнать, почему компания отложила их передачу регулирующим органам. Ожидается, что господин Муйленбург даст показания перед Конгрессом США в конце этого месяца.
MCAS или «Система повышения характеристик маневрирования» призвана незаметно помогать пилоту управлять самолётом в ручном режиме (при отключении автопилота). При превышении определённого угла атаки (на основе показателей двух датчиков) самолёт переводится в пикирование. Она была придумана, чтобы оснастить относительно старый конструктив самолёта мощными новыми двигателями. Проблема в том, что пилоты подчас не знали о её существовании и, вдобавок, похоже, при неисправности одного из датчиков угла атак MCAS принудительно отправляла лайнер в пикирование, что, по-видимому, и стало причиной гибели двух самолётов.
Новый скандал с сообщениями 2016 года разгорается как раз во время попыток «Боинга» вернуть самолёты 737 Max, простаивающие с марта 2019 года на земле, в воздух. Этот шаг привёл к огромным проблемам у многих авиакомпаний, которые из-за ситуации терпят серьёзные убытки. Представитель «Боинга» так прокомментировал последние статьи в СМИ:
«В течение последних нескольких месяцев „Боинг“ добровольно сотрудничает с Комитетом Белого дома по транспорту и инфраструктуре в расследовании ситуации с 737 Max. В рамках этого сотрудничества мы обратили внимание Комитета на документ, содержащий заявления нашего бывшего сотрудника. Мы будем продолжать сотрудничать с Комитетом и помогать расследованию. И мы будем продолжать следовать указаниям FAA и других международных регуляторов в работе над тем, чтобы безопасно вернуть 737 Max в эксплуатацию».