Леонова не стало на 86 году жизни в пятницу, 11 октября 2019 года. Дважды герой Советского Союза первым вышел в открытый космос, состыковался с «Аполлоном» во время «рукопожатия в космосе» между СССР и США, едва не погиб во время покушения на Брежнева, был художником почтовых марок и до глубокой старости занимался научно-популярной просветительской деятельностью.
Леонов родился 30 мая 1934 года в семье бывшего шахтера, который выучился на ветеринара и зоотехника. Еще в детстве Алексей проявил интерес к изобразительному искусству, но у семьи не было денег на обучение юного художника в Рижской академии искусств. Поэтому после обычной школы юноша поступил в Десятую авиационную школу в Кременчуге по комсомольскому набору в 1955 году. Спустя пять лет он прошел отбор в первый советский отряд космонавтов. Общий налет Алексея выглядит совсем скромным — чуть более семи суток, но обе его миссии были важнейшими вехами в освоении космоса. С 1970 года Леонов был заместителем начальника Центра подготовки космонавтов, а в 1991 году вышел на пенсию.
Выход в открытый космос
18 марта 1965 года Леонов вместе с Павлом Беляевым отправились на орбиту в корабле «Восход-2». Всего за пять месяцев до этого совершил полет первый корабль этой серии, который также был первым в мире многоместным космическим обитаемым аппаратом. Алексею и предстояло выйти в открытый космос, а также продемонстрировать возможность работы вне корабля. По словам самого Леонова, во время полета возникло семь аварийных ситуаций, четыре из которых несли смертельную опасность.
Первая часть миссии прошла нормально: «Восход-2» вышел на орбиту и космонавты приготовились к выходу из корабля. Алексей провел снаружи 12 с небольшим минут, попеременно то отдаляясь, то приближаясь, а за тем попытался вернуться. На этом этапе начались проблемы. Оказалось, что конструкция скафандра была продумана недостаточно хорошо и войти в шлюзовую камеру практически невозможно из-за раздувания костюма. Космонавту пришлось спустить часть воздуха и только тогда он смог проникнуть внутрь. Помимо этого, физическое состояние Леонова было неудовлетворительным: скафандр «Беркут» не обеспечивал достаточной терморегуляции и качества дыхательной смеси.
По возвращении оказалось, что вернуться на корабль было не самой большой проблемой — путь обратно на Землю был также сопряжен с непредвиденными трудностями. При отстреле шлюза корабль начал неконтролируемо вращаться, в дополнение к этому отказала автоматика системы жизнеобеспечения, системы ориентации и стабилизации полета. В итоге пришлось сходить с орбиты в ручном режиме, «Восток-2» перелетел зону посадки на 165 километров и упал в тайге. Спасение космонавтов заняло два дня.
«Рукопожатие в космосе»
Программа «Союз-Аполлон» только в своем названии была простой. Помимо административно-бюрократических трудностей, палки в колеса вставляла техника — советский и американский корабли слишком сильно отличались. Астронавты на «Аполлонах» дышали чистым кислородом при давлении всего лишь в треть атмосферного тогда как система жизнеобеспечения «Союзов» поставляла смесь близкую и по составу и по давлению к воздуху на Земле. Если бы при стыковке переход осуществлялся из корабля в корабль напрямую, экипажи серьезно пострадали бы от декомпрессионной болезни.
Пришлось создавать специальный шлюзовой отсек массой две тонны и длиной более трех метров. Его нес на себе «Аполлон», а «Союз», в свою очередь, был модернизирован для стыковки с этой конструкцией. При переходе из корабля в корабль в этом отсеке создавалась атмосфера целевой кабины и экипаж должен был акклиматизироваться в ней некоторое время. Чтобы сократить его до разумных трех часов, советская сторона миссии во время полета дышала смесью с повышенным содержанием кислорода и пониженным давлением, а американская наоборот. Командиром отечественного экипажа был Леонов и на этот раз полет прошел без сучка и задоринки.
Творчество и научная деятельность
С 1967 по 1972 годы Леонов вместе со своим другом Андреем Соколовым создали полтора десятка почтовых марок на космическую тематику. Они отличались оригинальным дизайном и стилем, поэтому сразу же снискали популярность среди филателистов. Также Алексей много рисовал и часть его картин можно найти на любительском сайте. К сожалению, полного собрания творчества Леонова в Сети нет.
Во время службы и на пенсии космонавт написал несколько научных работ, а также художественных и документальных книг. Леонов активно сотрудничал с отечественными и зарубежными авторами. В 2006 году вышла книга «Две стороны Луны: наша история космической гонки во время холодной войны», которую он написал вместе с американским астронавтом Дэвидом Скоттом, бывшим командиром «Аполлона-15». Вступление к книге написал Нил Армстронг.
Память
Именем Леонова названы улицы в десятке городов России, несколько школ, планетарий Казанского университета, кемеровский аэропорт и кратер на обратной стороне Луны. В его честь учреждена региональная награда Кемеровской области. Недавний выход в открытый космос с МКС Олег Кононенко и Алексей Овчинин также посвятили знаменитому космонавту. Упоминания Алексея встречаются в комиксе «Доктор Кто» (в качестве персонажа), сериале «Звездный путь» (его именем назван героически погибший космический корабль), а также на основе истории полета «Востока-2» снят российский фильм «Время первых». Леонову посвящены песня E.V.A. (аббревиатура «внекорабельная деятельность [в космосе]") группы Public Service Broadcasting и книга «2010: Одиссея Два» Артура Кларка.