Наталья Козловская — помимо того, что является одним из лидеров велодвижения в Тольятти и организатором клуба «ВелоТольятти», также любит в свободное время порисовать дорожки и тропинки в OpenStreetMap. Конечно же, кроме традиционных вопросов об OSM, мы поговорили с ней о том, почему в сообществе RU-OSM нет женщин.
— Как вы познакомились с OpenStreetMap?
— Года три назад навигационные мобильные приложения Maps.Me и OSMAnd стали достаточно популярными. Изучая их карты, я обратила внимание, что в некоторых местах есть много важных для велосипедиста деталей, например, тропинок или дорожек в лесу, а в каких-то — вовсе нет. Но в любом случае эти карты были намного точнее и детальнее, чем аналоги от Google или Яндекса. Мне стало интересно: как в эти карты можно что-то добавить. Оказалось, эти приложения берут данные из проекта OpenStreetMap, информацию в который может внести каждый.
Я считаю, что если пользователю в каком-то проекте можно что-то редактировать, обязательно нужно попробовать и приложить к этому руку. Для внесения правок мне порекомендовали установить редактор JOSM. Так я и начала рисовать карту в OSM.
— Откуда интерес к навигационным приложениям?
— Наш велоклуб больше туристический, чем спортивно-гоночный. Поэтому перед нами всегда стояла проблема: куда поехать и как там не заблудиться. До того, как появились смартфоны, мы ездили по старым печатным картам Самарской области, которые естественно не обновлялись много лет. Например, лично я много раз сталкивалась с тем, что на карте нарисована дорога, а в реальности она заросла.
Потом был такой период, когда стали появляться первые навигаторы. У меня был Garmin. Недешевое удовольствие, но мне он показался неудобным. Слишком долго возиться с закачкой бесплатных карт, а платные — дорогие. К тому же, тогда они не особо умели прокладывать маршруты. Все было как-то не так.
Ситуация кардинально изменилась, когда смартфоны стали доступны многим. В это же время появились бесплатные мобильные навигационные приложения. Считаю, что именно эти два фактора послужили толчком для развития любительского велотуризма. Тебе не нужно было больше ничего дополнительно покупать: берешь телефон, закачиваешь на него программу и едешь в поход. Все у тебя в одном устройстве.
— Вам было сложно освоить JOSM?
— Нет. Я — дизайнер, а потому каждый день работаю в различных графических редакторах, в том числе рисую линии и точки. Можно сказать, что рисовать карту — это почти также, как работать в Adobe Illustrator. Мне все интуитивно-понятно в JOSM? На то, чтобы его освоить, у меня ушел один вечер: почитала статьи, «поковырялась» — все понятно. Но я — чайник. Моих знаний хватает лишь на то, чтобы рисовать домики в деревнях и дорожки в лесах. Иду по пути наименьшего сопротивления — использую заготовки. Есть шаблон? Использую его.
— В российском сообществе OSM, которое «заседает» на форуме и в чате в Telegram, — нет ни одной женщины. В связи с этим участники этих площадок время от времени поднимают вопрос: почему так? Как бы вы ответили на этот вопрос?
— За всех женщин отвечать не могу. Лично я вообще не вижу разницы между мужчиной и женщиной в этом плане. Разве половые признаки как-то влияют на то, что мужчина может сидеть на форуме, а женщина — нет? Мне кажется, что это зависит от склада ума, а с ним бывает так, что и мужики бывают бабами, и бабы — мужиками. Почему я не иду на форум или в чатик OSM-RU? Я иду на форумы тогда, когда у меня есть какой-либо вопрос или проблема. В OSM у меня нет вопросов и проблем. Все что мне нужно — мне понятно. Просто так «убить» пару часов в интернете — у меня для этого есть сообщество клуба «ВелоТольятти».
— Сообщество — это не только разговоры, но и различные акции, направленные на развитие OSM. Например, не так давно проставляли этажи, до этого — подъезды.
— Для меня сообщество — это когда человеку хочется быть частью чего-то общего, большого и хорошего. На что совместно с другими людьми хочется потратить свое время. Добровольно. Для этого у меня есть «ВелоТольятти». Велоклуб занимает времени больше, чем работа. Я просто физически не могу принять участие в полноценной жизни еще одного сообщества.
Но я все же отвечу на ваш вопрос: почему в России в OSM мужчин больше, чем женщин? У меня есть два предположения. Первое, карта — это что-то такое, что в том числе, связано с туризмом, а потому ее рисуют люди, которым это интересно. Потому что если ты совсем никогда не пользуешься картой, не ходишь в походы, не путешествуешь, то зачем тебе ее рисовать? Мне, как туристу, нужны карты, потому я иду и рисую их, а среди туристов мужчин всегда больше, чем женщин.
Второе, OSM — это IT-проект, как вы знаете, среди программистов мужчин также больше, чем женщин. Вывод: если основные потребители OSM в России мужчины, то откуда там взяться женщинам?
С другой стороны, какая разница кто рисует OSM: мужчины или женщины? Откуда вообще взялся этот вопрос?
— Что вам нравится в OSM? Что не нравится? Чтобы сделали лучше?
— Мне все нравится, так как я понимаю, что OSM — это карта, которую рисуют точно такие же энтузиасты, как и я, в свое свободное время. И поэтому, если я вижу какой-то ее недостаток, то беру и исправляю его. У меня нет права предъявлять к кому-то претензии. Да и кому их адресовать? Самой себе? Ты, Наташа, не села и не нарисовала дорогу? У меня нет права испытывать негативные эмоции к проекту, который делается энтузиастами, активистами и вменяемыми людьми.
OSM — это одно большое позитивное явление. Он ровно такой, каким его делают его участники. Если кто-то хочет, чтобы он был еще лучше, так пусть сделает. Свободные карты, которые рисуют свободные люди — это один из элементов, развивающих нашу цивилизацию.
— Чтобы вы пожелали человеку, который думает: мапить ему в OSM или нет?
— Мне кажется, что в данном случае сомнение может быть вызвано только одной причиной — ленью. Если же тебе нужна точная карта, то ты идешь и делаешь ее и нисколько не сомневаешься. Это бытовой активизм, желание менять что-то вокруг себя. Он может проявляться по-разному: мусор подобрал, дерево посадил или карту нарисовал. Это психотип человека.
Почему нужно выбирать OSM? У меня с Яндексом есть несколько неприятных историй. Года два я там рисовала веломаршруты Самарской области и давала ссылки на них в своих постах. В один прекрасный день Яндекс почему-то решил прикрыть лавочку, все там переделали, пользоваться лично мне их картами стало неудобно. Похожая история не так давно случилась с проектом Яндекс.Фотки — их тоже закрыли. Больше доверия к Яндексу у меня нет, потому что им плевать на своих пользователей.
— Может быть, у вас есть какая-то история, связанная с OpenStreetMap?
— Есть дурацкая история. Мы поздней осенью пошли в поход. Выпал первый снег, все припорошил. Лед встал. Это было под Тольятти: на Федоровских заливных лугах. Мы шли по отличной дороге, а ее почему-то не было на карте. Пришла домой, нарисовала эту дорогу. Спустя два года мы пошли этим же маршрутом, но уже летом. Оказалось, что часть этой дороги проходила по замерзшим протокам, которые в теплое время года невозможно перепрыгнуть. И я помню, что эту дорогу нарисовала я. И это я, получается, завела всех не туда. Мы тогда почти 10 км шли обратно. Вот такой вот я замечательный мапер.
Общение российских участников OpenStreetMap идёт в чатике Telegram и на форуме.
Также есть группы в социальных сетях ВКонтакте, Facebook, но в них в основном публикуются новости.
Предыдущие интервью: Виктор Вяличкин, Иван aka BANO.notIT, Антон Беличков, Елена Балашова, Илья Зверев, Тимофей Субботин, Сергей Голубев.
Автор: Sildream