В каком виде к вам поступает задача? Это устное описание менеджера, схема на флипчарте или ТЗ заказчика? Для нашей команды разработки — это пользовательская история. И выглядеть она может так: «Я как владелец бизнеса хочу видеть счета в мобильном приложении». Из истории следуют вопросы: «Какая информация мне нужна? Что должны видеть мои сотрудники? Почему я использую мобильное приложение, а не интернет-банк?».
Чтобы пользователь получил желаемое, за лаконичной формулировкой истории должна скрываться глубокая продуктовая аналитика. О том, что не лежит на поверхности читаем под катом.
Учитесь у своего конкурента, потому что он будет учиться у вас
Markswebb — слово, знакомое каждому на нашем проекте. Аналитики из консалтингового агентства каждый год составляют рейтинг мобильных банков для бизнеса в двух категориях: индивидуальные предприниматели и руководители. Набор функций, как и потребности бизнесменов, по категориям отличаются.
Неискушенный пользователь спросит: «Чем вы вообще занимаетесь? Платформу поддерживаете? Все уже давно реализовано». Отчасти справедливо: совершить платеж на телефоне — не новость. Но мобильные платежи — не единственная задача мобильного банка для бизнеса. Есть еще бухгалтерия, эквайринг, отчетность и прочее, — список немаленький.
Стремление к вершинам Markswebb — мощный двигатель мобильного банка. Количество критериев оценки просто сумасшедшее — 443 в 2019 году, в два раза больше, чем в 2017. Везде не поспеешь: приходится маневрировать между весом фичи в рейтинге и трудоемкостью, не забывая о ценности для пользователя и финансовом эффекте. Тогда остаются довольны все: пользователи, менеджеры и аналитики Markswebb.
Но просто гнаться за конкурентами — скучно. Поэтому время от времени мы делаем вау-фичи, где в ход идет изобретательность продакта и команды:
— Ребята, а давайте сделаем QR-код
— Да ну, он же повсюду: в квитанциях ЖКХ, онлайн-кассах, даже на сотрудниках Subway встречается… Что тут еще придумаешь?
— Хмм… Может добавим код в счет на оплату?
— А какую проблему мы решим?
— Ну, контрагент прислал мне счет и хочет денег. Набирать реквизиты руками долго и нудно. Вот если бы я мог просто навести на счет камеру…
Сказано — сделано. Теперь в Альфа-Бизнес Мобайл при нажатии кнопки «Выставить счет» мы генерируем QR-код с реквизитами будущего платежа, конвертируем в base64 и отправляем с другими параметрами в систему формирования отчетов. Система маппит данные в заранее размеченный шаблон, собирает из символов картинку и возвращает файл формате pdf. Результат можно видеть ниже.
Если организация хочет денег, но не хочет выставлять документ, пользователь может пошарить реквизиты на экране или отправить в мессенджер. Распознается QR-код тоже по-всякому: при наведении камеры, загрузке pdf/ png/ jpg -файлов внутри приложения, при открытии извне по кнопке «Открыть с помощью».
Хороший банк, и конкурсы интересные
Дорогие пользователи, спасибо за ваши отзывы! Мы радуемся, когда вы довольны, и грустим вместе с вами. Узнать ваше мнению помогает функциональная поддержка, обратная связь менеджеров и, конечно же, отзывы в магазинах. Мы мониторим и анализируем фидбэк на двух платформах. Замечания об отсутствии полезных возможностей превращаются функциональные требования. Жалобы на долгую загрузку или краши приложения — в требования к производительности и стабильности. При этом чем больше обращений, тем выше приоритет.
Чтобы команды были в курсе последних событий, наши разработчики написали чат-бота. Информация из App Store собирается в формате RSS, парсится и, при наличии чего-то новенького, отправляется в Slack-канал. В случае с Google Play для получения отзывов запрашивается токен через консоль разработчика, и отзывы по расписанию также уходят в чат.
Хорошие отзывы — это приятно, а плохие — полезно. Поэтому на негативные оценки обращается особенное внимание. По каждому такому кейсу мы смотрим на платформу и версию приложения, пытаемся воспроизвести на тестовой среде. Часто проблема исправлена в последней версии фронта, тогда советуем пользователю обновиться. Не всегда получается исправить багу оперативно, потому что некоторые проблемы носят глобальный характер. Один из примеров — автоподстановка кода из СМС. Goolge обновил политику конфиденциальности и запретил разбирать сообщения. Под страхом удаления из стора СМСки пришлось выпилить. Потом Goolge предложил новый API, и автоподстановку вернули, но решение вопроса заняло время.
Но хватит о грустном.
Нет на свете занятия более невинного, чем зарабатывать деньги
Вывод операций из отделений — глобальная задача банковских приложений. Хорошо, когда клиент оформляет продукт, но не идет за ним в офис. Пользователь экономит время, банк — ресурсы. В Альфа-Бизнес Мобайл доступны для заказа карты, депозиты, овердрафты и другие продукты. А чтобы пользователь об этом знал, мы сделали предложения в виде баннеров.
Задача была сложная: нужно и денег заработать, и пользователя баннерами не утомить. Поэтому судьба крестика на баннере решалась три грумминга подряд (для справки: гугл считает, что грумминг — это стрижка собак, но в случае скрама — это встреча с обсуждением бэклога). Запрашивать подтверждение там, где не нужно — плохая практика. Но здесь нам важно, чтобы пользователь не скрыл предложение случайно или на автомате. Поэтому перед скрытием баннера мы просим подумать еще раз.
У бизнеса много желаний, которые нужно учесть при реализации приложения. Бизнес и ИТ дополняют друг друга: чем больше функций в приложении, тем больше клиентов. И наоборот. Главное не забыть убедиться, что решения работают. При переходе между окнами и выполнении действий в интерфейсе срабатывает счетчик событий, который отправляет данные в Google и Firebase Analytics. Так мы узнаем, что пользователь заказал продукт, увидев наш баннер. Или не заказал.
Источники требований в статье не исчерпывают продуктовый анализ. Перед ним стоит много задач: определение приоритетов, управление рисками и так далее. Однако рейтинги, фидбэк и фин. эффект позволяют проверить, что нужные функции в приложении есть и не бесят клиента.
Если все так, значит, поработали не зря :)
Автор: nastyapff