Если быть честными, говоря о работе, то давайте признаемся: даже самое любимое дело может время от времени наскучивать, сводить на нет настроение и изматывать однообразностью. Поэтому в нашем офисе PVS-Studio мы стараемся раскрасить яркими красками наши будни. Сегодня будет рассказ об одном из таких нововведений — геймификации достижений нашего коллектива.
Это моя первая статья на Хабре, поэтому давайте познакомимся. Меня зовут Галина, и я дизайнер в компании PVS-Studio. Да, да, именно я рисую тех самых милых единорогов. Но сегодня о геймификации рабочего процесса, хотя без картинок тоже не обойдётся :).
Геймификация — это перенос принципов и механик из игровой индустрии (в первую очередь, компьютерных игр) в неигровые жизненные ситуации. Область применения такого явления довольно широка: превратить в игру можно и обучение, и работу, и взаимодействие между людьми, и разные рутинные процессы в нашей жизни вплоть до совершения покупок в магазине.
Почему для нас сегодня это так актуально? Большинство людей, работающих уже сейчас в IT, с пеленок имели компьютер, росли с джойстиком в руках и с интересом изучали мир игр. Сама же гейм-индустрия росла бешеными темпами и превращалась в искусство: сложными визуальными, сюжетными и логическими приемами игры захватывали наше внимание и находили баланс между сложностью прохождения и легкостью восприятия. На этом фоне и другим сферам нашей жизни теперь приходится учиться захватывать внимание поколения Y, быть яркими и интересными, в чем здорово помогают игровые механики.
Вот несколько распространённых механик, знакомых нам с детства (в различных источниках и классификациях они могут называться по-разному):
- Уровни
- Очки
- Лотереи
- Квесты
- Коллекционирование
- Штрафная система
- Обратный отсчет
И т.д.
Для нашего эксперимента мы взяли механику «Статус» по классификации от SCVNGR (проект «Playdeck»). При ней мотивация игрока, в нашем случае сотрудника, заключается в получении некоторого статуса или более высокого уровня. За основу взяли старую-добрую доску почета. Ну, помните, были такие, родом из Советского Союза, с фотографиями трудящихся? Только здесь цель не просто получить должный почет и уважение, а получить как можно больше статусов и заполонить своей фотографией всю доску!
В итоге, мы придумали следующие номинации:
- Стендист полугодия — тот, кто чаще всех участвовал на конференциях со стендом. Мы посчитали, что чирлидинг лучше всего передает дух стендиста, готового ехать в разные города, болеть за свой продукт и рассказывать о нем.
- Докладчик полугодия — тот, кто больше всего участвовал на конференциях с докладами.
- Диагност месяца — тот, кто больше всех выкатил новых диагностик PVS-Studio за месяц. Серьезная и почетная номинация.
Несколько номинаций по родному сайту Habr: Лучший автор месяца и полугодия (по количеству лайков), самый плодовитый автор (по количеству статей), ну и, конечно, тролль месяца (тут уже в подсчете комментарии). Как вы думаете, как мы изобразили Habr? Предлагаю кликнуть по картинке, чтобы увидеть наш вариант :).
И еще парочка номинаций just-for-fun:
- Самый модный — стильный сотрудник, выбираемый раз в неделю. Это мы определяем по реакции сотрудников при виде модника. :)
- Самый яркий — этот сотрудник выбирается тайным голосованием. Номинация подразумевает человека, который каким-либо способом смог выделиться и тронуть сердца коллег за последний месяц.
После всего, эту кучу единорогов мы скомпоновали на формат А0 и отправили печататься в типографию на простом мелованном ватмане. Хотелось, чтобы мы в любой момент могли поменять номинации: что-то добавить, а что-то убрать. Поэтому был выбран не стенд, а бумажный формат. Подложкой послужила пробковая доска, а фотографии мы прикололи на канцелярские кнопки.
Теперь все готово! Получилось лампово и крафтово. А вам как кажется?
А есть ли результат? Да, есть, хотя нельзя утверждать, что случился он исключительно благодаря разработанному соревнованию. Дополнительным фактором был технический директор Андрей Карпов, который вот уже второй месяц ходит и ищет «добровольцев» для написания всё новых и новых статей. И вот, благодаря регулярности публикаций, наша компания вырвалась в лидеры на Хабр. Понятно, что стоит нам чуть расслабиться — и мы вновь провалимся вниз в рейтинге, но всё равно приятно.
В заключение хочется отметить, что наш мотивационный эксперимент стал ярким событием в коллективе. Разумеется, мы не ставили перед собой цель заменить материальную мотивацию нематериальной, скорее это способ сказать нашим коллегам спасибо и подстегнуть их к здоровой конкуренции. А как вы думаете, нужны ли в IT-компании такие эксперименты? Хотели бы вы в своем офисе такой плакат с достижениями?
Автор: nookino