Я организовывал хакатоны по Python, Java, .Net, каждый из которых посетило от 100 до 250 человек. Как организатор я наблюдал за участниками со стороны и убедился, что хакатон – это не только про технологии, но и про грамотную подготовку, слаженную работу и коммуникацию. В этой статье я собрал самые частые ошибки и неочевидные лайфхаки, которые помогут начинающим хакатонщикам подготовиться к наступающему сезону.
Соберите dream team
Да, на хакатонах бывают одиночки, но я не помню ни одного случая, когда им удавалось попасть в призовые места. Почему? Потому что 4 человека за 48 часов успевают сделать в четыре раза больше работы, чем один. Возникает вопрос, – как должна быть укомплектована эффективная команда? Если у вас есть друзья, в которых вы уверены и вместе прошли огонь и воду – тут все понятно. Что делать, если поучаствовать хочется, но полной команды нет?
В целом может быть два сценария:
Вы настолько активный, что готовы сами найти и сплочить людей вокруг себя, став лидером и капитаном команды
Вы не хотите заморачиваться и готовы сами стать частью команды, которая ищет к себе человека с вашим профилем.
В любом случае, вам нужно пройти по следующим шагам:
Проанализируйте ту информацию, которая есть о задаче.
Организаторы умышленно не всегда дают полную инфу о задании, чтобы команды не мухлевали и не готовили решение заранее. Но почти всегда даже небольших вводных хватает, чтобы оценить свой актуальный набор знаний.
Например, в задаче говорится, что нужно будет разработать прототип мобильного приложения. А у вас есть только опыт работы с WEB-разработкой и дизайном, но плохо с бэком, интеграцией БД и тестированием. Значит, именно эти навыки нужно искать в ваших будущих сокомандниках.
Поищите тиммейтов среди друзей, знакомых и коллег.
Если в твоем кругу общения есть те, уже побеждали в каких-то хакатонах, делает проекты на фрилансе или работаете в сфере, связанной с темой задания – то именно этих ребят в первую очередь стоит позвать на хакатон.
Расскажите о себе миру.
Если второго пункта не хватило, то смело бросайте клич в соц.сети. Постарайся быть лаконичным и максимально простым:
«Всем привет! Ищу сокомандников на хакатон N. Нам нужно два амбициозных и заряженных на победу человека – аналитик и фронтенд. Нас уже двое:
Аня – Ux/Ui дизайнер, работаю на аутсорсе и делаю web + mobile решения для клиентов.
Пишите в личку, нам нужны еще два героя в нашу фантастическую четверку.»
Можете смело копировать текст, заменить имена и стеки хД
Начните искать команду
Опубликуйте пост с призывом в свои социальные сети (fb, vk, в своем блоге, если ведете)
Используйте чаты старых хакатонов, где вы уже принимали участие
Пишите в группе участников предстоящего хакатона (зачастую организаторы создают их заранее)
Ищите группы или события мероприятий (официальные встречи ивента в vkfb)
Подготовьтесь к хакатону
Готовая команда – это половина победы. Вторая половина – это качественная подготовка к хакатону. Обычно участники задумываются о подготовке уже во время сбора. А ведь некоторые шаги, сделанные заранее, могут облегчить жизнь. Важно помнить, что на площадке мероприятия вы проведете до 48 часов, а значит надо не только не отвлекаться от сфокусированной работы, но еще и всячески организовать для себя комфортную среду. Как это сделать?
Что взять с собой:
Любимая подушка, плед или спальник для самых прошаренных хакатонщики – просто must have атрибут
Зубная щетка и паста
Влажные салфетки
Узнайте, есть ли душ на площадке у организаторов (если да, возьмите полотенце)
Сменная одежда с собой
Сменная обувь (удобные кроссовкикедытапочки)
Зонт
Обезболивающие
Ноут + зарядка + удлинитель
Powerbank для телефона
Переходники, флешки, жесткие диски
Убедитесь, что на весь платный софт на PC у вас оплачен, подгружены необходимое библиотеки.
Как спланировать работу команды
Определите, как будете принимать решения в спорных ситуациях. Лучше всего просто голосовать руками и принимать общее командное решение.
Подумайте, кто будет следить за динамикой вашей работы, фасилитировать и планировать работу команды, управлять коммуникацией в команде. Обычно эту роль в agile-командах выполняет scrum-мастер, который следит за скрам-процессом. Если не знакомы с этой ролью, обязательно погуглите.
Поставьте таймеры на каждые 3-4 часа, чтобы следить за общим ходом времени. Определите для себя внутренние чек-пойнты, когда вы сверяете часы: в какое время и что у вас должно быть готово, чтобы успеть все сделать не в последнюю минуту.
Ошибочно полагать, что бессонная ночь у всей команды приведет вас к победе. Чем длиннее хакатон, тем важнее сон. Да и вообще, вечер и ночь обычно самые запоминающиеся моменты в хакатонах: все самое веселое и шумное происходит именно тогда. Не зацикливайтесь на коде, давайте себе возможность отдохнуть.
Организаторы часто ставят Play Station, включают фильмы, делают квесты и другие параллельные активности, чтобы создать комфортную эмоциональную обстановку. Пользуйтесь этими благами, что не закипел мозг.
Помните про правило Паретто: 20% усилий должной давать вам 80% результата. Думайте о том, сколько усилий вы потратите на то или иное решение и какой эффект можете получить. Время команды ограничено, знания – тоже, а значит, что ресурсы нужно распределять эффективно.
Выступление и оценка вашего решения
Что учесть до выступления?
Заранее изучите критерии оценки, выпишите их и держите пред собой во время решения. Сверяйтесь с ними постоянно.
Изучите профиле судей и род деятельности, бэкграунд. Возможно, статьи на хабре или публикации в блогах, на официальных страничках компаний. Подумайте о том, какие ожидания у них могут быть при оценке. Для судей сильным техническим опытом важно сделать code review ваших решений, а опытный дизайнер будет смотреть на user experience и фичи. Мысль кажется банальной, но почему-то про нее забывают.
Не забывайте про силу нетворкинга. Ваша команда на самом деле состоит не из 4-х человек, вас сильно больше, у вас есть коллеги и друзья. Вы можете использовать любые открытые легальные источники и свои связи, которые сможете найти. Если это поможет вашему решению!
Будет ценно рассказать о логике решения и источниках данных во время питча. Если вы нашли нестандартный способ протестировать гипотезу то скажите об это добавит ценности вашему решению.
Например, среди ваших друзей оказался представитель ЦА и вы смогли провести смоук-тест с ним. Или нашли интересную аналитику и обзоры, которые помогли сократить вам время работы.
Никто и никогда не запрещал командам общаться друг с другом и проверять идеи. К концу хакатона вашу идею уже точно никто не украдет, а значит какие-то гипотезы можно тестировать прям на соседях.
На хакатонах всегда есть консультанты и эксперты, которые находятся там чтобы помогать вам и делиться своим опытом. Вы можете не брать в работу их комменты, но получить обратную связь и посмореть на текущее решение со стороы – это важный шаг к победе.
Подумайте о шаблоне для презентации заранее. Сделайте слайд с профилем и информацией о команде: ваши фотографии, контакты, информация об образовании или актуальном опыте работе. Можно добавить ссылки на гитхаб или свое портфолио, если хотите, чтобы жюри смогло лучше познакомиться с вами.
Если планируется задача по прототипированию и интерфейсам – оплатите марвел или другие сервисы заранее, чтобы не переживать об этом во время хакатона.
Когда у вас появится понимание по финальному решению, то уделите время подготовке выступлению — постарайтесь прогнать его несколько раз, уделите время структуре и следующим дополнительным рекомендациям.
О чем помнить во время выступления?
Не надо повторять задачу и тратить драгоценное время презентации, ее все знают судьи и участники.
В самом начале расскажите про ключевое решение и подход, который применили. Это классный лайфхак, применяющийся с бизнес-выступлениях. Так вы сразу получите 100% внимания зрителей, их интерес. А дальше надо будет только структурно рассказать, как вы пришли к этому решению, какая была логика, гипотезы, как тестировали и отбирали, какие закономерности нашли и как можно использовать ваше решение.
Если предполагался прототип – показывайте и рассказывайте. Заранее подумайте о ссылкеqr-codе, чтобы зрители смогли получить доступ.
Подумайте о том, как в финансовом эквиваленте может проявится ваше решение. Сколько денег оно сэкономит заказчику? Как сократиться time to market, NPS клиента и т.д.? Важно показать, что у вас не просто хорошее техническое решение, но и экономически целесообразное. Это и есть то самое business value.
Не углубляйтесь в техническую составляющую излишне сильно. Если у судей будут вопросы по коду, алгоритмам и моделям – они сами спросят. Если считаете какую то инфу очень важной – добавьте ее на специальный слайд и спрячьте в конце на случай вопросов. Если у судей не будет вопросов, сами иницируйте диалог и расскажите о том, что еще осталось за кадром вашего выступления.
Хорошее выступление то, где выступил и сказал слово каждый член команды. Идеально, если каждый освещает тот скоуп задач, которые сделал.
Живые выстпуления, приправленные хорошим чувством юмора, всегда лучше идеально отрепетированных монологов со сцены :)
Лайфхаки о питании
Немного лайфхаков про питание, потому что оно реально влияет на ваше самочувствие, настрой и энергичность. Тут есть два главных правила:
Белок насыщает, дает чувство сытости. Это рыба, птица, творог.
Углеводы дают энергию. Быстрые углеводы – быстрый выброс энергии и резкий ее спад, появляется сонливать после пасты, картошки, котлет, чипсов и тд. А сложные углеводы (гречка, овсянка, булгур) медленно усваиваются и постепенно насыщают вас энергией. Как батарейка, будут вас подпитывать.
Поэтому, если хотите быть в отличном настрое на время хакатона, забудьте про вредные перекусы, колу, сникерсы и шоколад. Плотный завтрак с кашей утром, злакикрупа в обед и белок, а вечером – овощи и белок. Лучший напиток – это вода, а вместо кофе лучше пить чай – в нем больше кофеина и он наверняка будет бодрить тело и дух.
Ну вот и все. Надеюсь, что было полезно!
Кстати, в сентября мы проводим хакатон Райффайзенбанка для java-разработчиков (и не только).