Люди, проектировавшие настройки специализаций для фрилансеров на других ресурсах, явно имеют какое-то своё представление о реальности, в которой каждый фрилансер — это робот, с пелёнок запрограммированный на выполнение конкретного типа работ в строго определённом круге задач по принципу «Умеешь считать? Будешь бухгалтером». И эти люди не шутят в своём стремлении навязать свои представления самой реальности. Простой пример: на fl.ru больше двухсот специализаций, разбитых на 20 категорий — из них фрилансеру бесплатно доступна одна (!), а при покупке Pro-аккаунта, который стоит от полутора тысяч рублей в месяц — целых пять.
Пять из более, чем двухсот специализаций. Приобретение аккаунта Pro по некоторым из которых стоит более двух с половиной тысяч рублей в месяц. За пять специализаций из двухсот.
Такое ощущение, что разработчики fl.ru людей, которые в состоянии делать больше пяти вещей, в своей жизни никогда не встречали. Проходят годы, домены становятся короче, а фриланс.ру остаётся фрилансом.ру.
На kwork.ru нет как таковой специализации профиля пользователя, но есть биржа проектов, рассортированных по 69 рубрикам, из которых фрилансер может выбрать любые семь.
Почему именно семь? Почему не шесть? Почему не восемь? Почему не шестьдесят восемь? Откуда и зачем это ограничение в семь рубрик, которые фрилансер может выбрать, кастомизируя ленту проектов под свои нужды? Возможно, в «Кворке» работают крайне суеверные люди, которые верят, что число семь приносит удачу? И это ещё самое логичное из всех возможных объяснений, которые пришли мне на ум.
Разумеется, вопросы это риторические и ответ на них мне прекрасно известен — просто он не из области юзабилити, а из области психологии: синдром вахтёра.
Он особенно часто и ярко проявляется у компаний, бизнес-модель которых построена на freemium-модели с ограниченным набором бесплатных услуг и полным функционалом, спрятанным за paywall — просто иногда такие сервисы, даже взяв с пользователя деньги за доступ, про вторую половину сделки — полноту функционала — почему-то забывают.
Это потрясающе, как глубоко в людях может засесть синдром «держать и не пущать», если и ослабляя хватку, то по чуть-чуть и за деньги, что даже в такой, как принято считать, прогрессивной области, как интернет-индустрия, его проявления могут оставаться незамеченными на самом виду столь долгое время.
Впрочем, проблемы с кастомизацией встречаются не только в виде ограниченного, но и навязанного выбора, как в случае с workspace.ru, который позволяет как настроить специализации в профиле фрилансера, как на fl.ru, так и кастомизировать ленту проектов, как на kwork.ru — но, в отличие от них обоих, без каких-либо ограничений выбора из десятков доступных вариантов. So far so good.
По отдельности возможность как выбрать неограниченное число специализаций, так и указать примерную стоимость своей работы в почасовом или попроектном выражении — это замечательные возможности.
Но если их совместить, то шведский стол оборачивается мышеловкой: у каждой выбранной специализации фрилансеру нужно указать ориентировочный бюджет проекта и/или стоимость часа своей работы индивидуально, что удваивает и даже утраивает общее количество требуемых от пользователей действий, добавляя к выбору нужных чекбоксов заполнение сопуствующих полей.
Насколько это необходимо?
Очень похоже на то, что логика заполнения информации о специализации фрилансера «переехала» с тендерной площадки workspace.ru/b2b.
Но там совсем другая специфика: на тендерной площадке корпоративные и индивидуальные заказчики ищут подбирают на подряд команды, состав которых и количество необходимых ресурсов может значительно варьироваться в зависимости от специфики задачи; тогда как на фриланс-сайтах ищутся индивидуальные подрядчики, у которых, в большинстве случаев, стоимость часа будет постоянной, а переменной величиной будет только стоимость выполнения проекта в зависимости от его ресурсоёмкости.
Впрочем, это всё равно намного, намного лучше, чем ограничение на количество возможных специализаций, уже многие годы являющееся, почему-то, стандартом среди подобных сервисов в рунете. И фиксится, к слову, элементарно: нужно только вынести стоимость часа работы и минимального объёма заказа в дефолтные настройки, оставив соответствующие поля в описании выбранных специализаций только как возможность кастомизации — сократив, тем самым, в разы объём необходимой работы по заполнению профиля фрилансером.
Впрочем, проблемы с ограничениями на «Кворке» и fl.ru пофиксить с технической точки зрения тоже несложно — вопрос исключительно в желании сервиса пойти навстречу людям, которые его кормят.
Автор: EgorKotkin