Искусственный интеллект справляется с некоторыми задачами лучше людей: он выигрывает в шахматы (1997, Deep Blue — Каспаров), в го (2015, AlphaGo — Фань Хуэй), надежнее и быстрее проверяет документы (2018, LawGeex против 20 опытных юристов) и анализирует медицинские изображения (2019, ИИ Google против шести рентгенологов в задаче на диагностику рака легких по результатам компьютерной томографии). Анализ медицинских изображений — рентгеновских снимков, результатов УЗИ, снимков препаратов под микроскопом — обещает стать одним из самых полезных применений ИИ.
Над созданием ИИ, диагностирующего болезни по рентгенограмме и другим видам медицинских снимков, в мире трудится несколько десятков команд. Лучший результат в России пока у компании «Интеллоджик» во главе с Сергеем Сорокиным; ее продукт, платформа Botkin. AI, уже неплохо справляется с диагностикой рака легких.
Сначала «Боткина» обучали на изображениях из медицинских библиотек, размеченных рентгенологами вручную. Но полевые испытания показали, что стандартных библиотек мало: надо обучать систему на снимках разного качества, сделанных на разном оборудовании. Через два года работы «Боткин» начал показывать действительно надежные результаты, не менее точные, чем у аналогичной системы Google. К этому времени система перешла на полуавтоматический режим обучения, и теперь разработчики тратят меньше сил на разметку изображений.
Название Botkin. AI — дань уважения знаменитому врачу XIX века Сергею Боткину, мечтавшему стать математиком, но посвятившему себя медицине. «Боткин» задумывался как инструмент для анализа КТ грудной клетки. С точки зрения разработчика ИИ, результат КТ — очень сложный материал: это большой набор изображений, в сумме дающих объемную картину внутренних органов. Разобравшись с самым сложным, команда Botkin. AI принялась за относительно простые задачи — анализ маммограмм и цифрового рентгена. Botkin. AI уже успел поработать в клиниках Великого Новгорода, Тюмени, Мурманска и Ямала: система перепроверяла снимки, ранее изученные врачами.
Сергей Сорокин
Несмотря на отличные результаты, использовать «Боткина» для диагностики пока нельзя: как и всякий медицинский инструмент, он должен сначала пройти сертификацию, а до тех пор врачи могут использовать его только для контроля качества. Но в России еще не выработаны нормы, которым должны соответствовать такие системы. Сейчас над разработкой нормативов трудится Ассоциация разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине «Национальная база медицинских знаний», куда входят и эксперты из «Интеллоджик». В США нормативная база для медицинских ИИ уже существует, поэтому создатели Botkin. AI готовят документы; когда FDA одобрит «Боткина», его можно будет использовать для диагностики рака в американских клиниках. Купить платформу любая заинтересованная организация может уже сегодня. В начале этого года «Боткин» появился на Microsoft Azure Marketplace.
В будущем «Боткина» планируют превратить в инструмент для создания «математической модели представления пациента». Это значит, что вместе с диагностическими изображениями система будет читать медицинскую карту пациента — анализировать историю болезни и результаты анализов. Комплексный подход позволит повысить точность диагностики, надеются в «Интеллоджик», а еще — исследовать состояние пациентов в динамике, давать рекомендации, строить прогнозы.
Первыми инвесторами проекта были фонды Primer Capital и Expo Capital. Сейчас команда ищет новых инвесторов, участвует в технологических конкурсах (в мае она вошла в десятку финалистов «Криптонит Startap Challenge» с призовым фондом 10 млн руб.). В начале лета начался новый раунд инвестиций — от фондов Digital Evolution Ventures (ГК «Росатом» и RBV Capital) на общую сумму 100 млн руб. Сейчас в команде всего 12 человек — математики, медики, управленцы; с новым раундом инвестиций «Интеллоджик» откроет новые вакансии и получит собственный совет экспертов — врачей-радиологов и ученых под началом профессора Валентина Синицына, президента Российского общества рентгенологов.
Статья «Диагноз из машины» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2019).