Всем бородатое ку, товарищи!
Все мы знаем, что такое округление. Если кто-то забыл, то округление — это замена числа на его приближённое значение, записанное с меньшим количеством значащих цифр. Если спросить человека с ходу, что получится при округлении 6,5 до целых, он не задумываясь ответит «7». Нас со школы учили, что числа округляются до ближайшего целого большего по модулю числа. То есть, если в округляемом числе дробная часть равна или больше половине разряда целой части, то мы округляем исходное число до ближайшего большего.
Проще говоря:
6,4 = 6
6,5 = 7
6,6 = 7
и т.д.
И вот, выходя из школы и становясь программистами мы зачастую ожидаем того же поведения от наших мощных языков программирования. Совсем забывая, что в школе нас учили «математическому округлению», а на самом деле видов этих округлений намного больше. На одной только википедии можно нарыть вот сколько вариантов округления 0,5 к ближайшему целому числу:
- Математическое округление
- Случайное округление
- Чередующееся округление
- Банковское округление
Первый тип, «математическое округление», все мы усвоили со школы. О втором и третьем типе можете почитать на досуге, мне они сегодня в этой заметке не интересны.
А вот «банковское округление» — это уже интересненько. «Почему?» — спросите вы. В дотнете мы часто используем класс Convert, который предоставляет уйму методов для конвертации одного типа данных в другие (не путать с приведением, о нем будет ниже). И вот, оказывается, что при конвертации чисел с плавающей запятой (double, float, decimal) в целочисленный тип int через метод Convert.ToInt32 под капотом работает «банковское» округление. Оно тут используется по умолчанию!
И вроде как незнание этой мелочи сильно не сказывается на вашей работе, но как только вам приходится работать со статистикой и расчетами показателей, базирующихся на куче всяких записей и циферок эта штука вылазит боком. Потому что мы ожидаем (от незнания), что все наши конвертацииокругления в расчетах будут работать по правилам «математического» округления. И смотрим как баран на новые ворота на результат округления 6,5, который равен 6.
Первая мысль программиста, который это видит — «Возможно округление работает в обратную сторону, и по правилам округляется до наименьшего числа?», «Может я что-то забыл из школьной математики?». Дальше он идет в google и понимает что, ничего не забыли, и что творится какая-то чернь. На этом шаге ленивый разработчик решит, что это стандартное поведение метода Convert.ToInt32, округлять до наименьшего целого, и забьет на дальнейший поиск. И будет думать, что если Convert.ToInt32(6,5) = 6, то по аналогии Convert.ToInt32(7,5) = 7. Но не тут-то было. Таких разработчиков в дальнейшем судьба бьет по голове пачкой багов от отдела QA.
Дело в том, что «банковское» округление работает чуть хитрее — оно округляет число до ближайшего четного целого числа, а не до ближайшего целого по модуль. Этот тип округления якобы более честный в случае применения в банковских операциях — банки не будут обделять ни себя ни клиентов, из расчета, что операций с четной целой частью, сколько же, сколько и операций с нечетной целой частью. Но как по мне — всё равно мутновато :) Так вот, именно поэтому Convert.ToInt32(6,5) даст результат 6, а результат для Convert.ToInt32(7,5) будет равен 8, а не 7 :)
Что же делать, что бы получить всем привычное «математическое» округления? У методов класса Convert нет дополнительных настроек округления. Оно и верно, ибо класс этот служит в первую очередь не для округления, а для конвертации типов. На помощь нам приходит замечательный класс Math с его методом Round. Но тут тоже будьте аккуратны, ибо по умолчанию этот метод работает так же как и округление в Convert.ToInt32() — по «банковскому» правилу. Однако, это поведение можно изменять с помощью второго аргумента, входящего в метод Round. Так, Math.Round(someNumber, MidpointRounding.ToEven) даст нам дефолтовое «банковское» округление. А вот Math.Round(someNumber, MidpointRounding.AwayFromZero) будет работать по привычным правилам «математического» округления.
И кстати, Convert.ToInt32() не использует под коробкой System.Math.Round(). Специально нарыл на github реализацию этого метода — округление считается по остаткам:
public static int ToInt32(double value) {
if (value >= 0) {
if (value < 2147483647.5) {
int result = (int)value;
double dif = value - result;
if (dif > 0.5 || dif == 0.5 && (result & 1) != 0) result++;
return result;
}
}
else {
if (value >= -2147483648.5) {
int result = (int)value;
double dif = value - result;
if (dif < -0.5 || dif == -0.5 && (result & 1) != 0) result--;
return result;
}
}
throw new OverflowException(Environment.GetResourceString("Overflow_Int32"));
}
И напоследок пару слов о приведении типов:
var number = 6.9;
var intNumber = (int)number;
В этом примере я привожу тип с плавающей запятой (double в данном случае) к целочисленному int. Так вот, при приведении типов к целочисленному вся не целая часть просто отсекается. Соответственно, в данном примере в переменной "intNumber" будет лежать число 6. Никаких правил округления тут нет, просто отсечение всего, что идет после запятой. Помните об этом!
Ссылки по теме:
- Про округление на wikipedia
- Про проблему конвертации
- Про округление Math.Round
- Реализация Convert.ToInt32
P.S. Спасибо Максиму Якушкину за то, что обратил внимание на этот неявный момент.
P.P.S. Кстати, в python округление по дефолту работает так же по «банковскому» принципу. Возможно, в вашем языке такая же штука, будьте бдительны с числами :)
Автор: LeX_KaR