студентам, которые решили подзоработать репетиторством
аспирантам или специалистам, которым выдали семинарскую группу
старшим братьямсестрам, когда младшие просят научить программировать (вышивать крестиком, говорить на китайском, анализировать рынки, искать работу)
То есть всем тем, кому нужно учить, объяснять, и кто не знает за что хвататься, как планировать уроки, что рассказывать.
Здесь вы найдете: ссылки на обучающие курсы и книги по педагогике и об образовании, на материалы о том, где почитать про обучающие цели, о привлечение внимания и упрощение материала.
кто я и зачем я искала эту информацию
Я программист, но преподованием занимаюсь с младших курсов института. Преподавала математику 8-9 классам вечерней школы, вела семинары по питону, более 5 лет занимаюсь репетиторством математики и программирования. Однако, несмотря на имеющийся опыт, планировала я на 1-2 урока вперед и периодически видела незаданный вопрос на лицах учеников “Зачем мы это учим? Оно нам точно нужно?”. В итоге, решила выяснить, а что вообще можно улучшать в преподавании и как. Исследовала все материалы, до которых дотянулись мои руки.
Итак. Найденные материалы о педагогике и образовании. Это книги, курсы на курсере и платные онлайн курсы.
Если у вас нет времени искать информацию и проходить курсы, но вы хотите улучшать свои навыки преподавания — прочтите эту книгу. Она сама по себе отличный пример, как делать понятное запоминающееся обучение. В ней рассказывается про мотивацию, работу памяти, как довести учеников до результата и мотивировать их.
Автор говорит очевидные вещи, которые всем и так известны с детства. Но потом приходит осознание, что ты эту информацию никак не используешь и что с её помощью можно сильно улучшить понимание материала учащимися.
Книга о законах поведения человека и животного. Рекомендую читать не только преподавателям, но и владельцам непослушных животных, родителям и руководителям. Тут рассказывается, что такое обратная связь, положительные подкрепления и как они работают. Книга перевернула мои представления о наказаниях. Объяснила, почему школа так плохо обучает. Вы найдете 75 страниц информации, 100+ (не считала) примеров об применение различных методов дрессировки или убеждения. Не всю информацию можно применить для обучения, часть информации применима только к дрессировке.
Если вы учите младших школьников в группе — это обязательное чтение для вас. В книге собраны простые методы, которые улучшат результаты ваших учеников. Но если вы учите взрослых в маленьких группах — полезного найдете мало. Помимо советов про ведение самого урока тут можно найти информацию о том, как расставить парты, как планировать урок, как приветствовать учеников перед уроком
Чтобы получить крупицы полезной информации, нужно продираться через кучи историй и рекламу компании автора. Но полезную информацию об организации презентации и проектировании объяснений вытащить можно.
Курсы на Coursera
Можно бесплатно получить все материалы (в том числе и некоторые тесты), если прослушать курс.
как прослушать курс на курсере
На курсере можно получить материалы большинства курсов бесплатно. Не будет доступа к оцениваемым курсам, вы не получите сертификат, но все материалы вам будут доступны.
Для этого нажмите на кномку зарегистрироваться на курс (именно на курс, а не на специализацию! это важно):
Внизу, после предложения получить первые 7 дней бесплатно будет маленькая надпись: «Прослушать курс»
Нажимайте. Вуаля, вы великолепны. У вас есть доступ почти ко всем матералам курса
Очень много информации с примерами её применения. Как составлять задания, давать обратную связь, вовлекать учеников в обучение и многое другое. Показаны примеры реальных лекций и семинаров, если вы преподаете в больших группах, очень рекомендую посмотреть. И тут вы найдете множество ссылки на статьи и исследования тех или иных методик.
Курс рассказывает как могут изменить к лучшему процесс обучения цифровые технологии. Практической информации мало, но слушать очень интересно — мы сейчас живем во время этих изменений и, возможно, наши дети будут учиться по новым принципам. Это не про то, как улучшать навыки преподавания, а по то, как сейчас может измениться образование.
Осилила всего две лекции. Настолько монотонного голоса давно не слышала. Может быть материал и неплох, но воспринимать очень сложно. Можно использовать как пример, как не надо делать обучение. Рекомендую в качестве снотворного.
Платные курсы
Очень много информации, необходимой для улучшения навыков преподавания вы можете найти бесплатно. Стоит задуматься о платных курсах, если вы хотите обратной связи, персональных ответов на вопросы.
Двухмесячный курс с огромными домашними заданиями. Сюда стоит идти ради раздаточных материалов и проверки домашних заданий. На курсе будете составлять программу для своего курса, анализировать аудиторию, прописывать цели и думать, как замотивировать студентов. По всему сделанному получите обратную связь. У курса специфичный формат — множество коротких видео от 1 до 20 минут. Мне, как фанату двухчасовых лекций на 2x, было тяжко. Нормальной страницы у курса пока нет, но вроде должен быть еще один запуск.
Здесь также нашла много материалов для переподготовки преподавателей здесь. Ничего сказать про них не могу, не слушала.
Заключение
В заключение — мой личный топ материалов:
Вначале прочитайте “Искусство обучать”. Минимум затраченного времени, максимум пользы.
Если у вас все хорошо с планированием и целями обучения — посмотрите курс на курсере от университета гонконга. Там вы найдете много советов, которые можно медленно вводить в практику
Если у вас полное непонимание, что делать, с какого конца хвататься за улучшение программы — идите на курс «Основы образовательного дизайна». Тут вам поставят мозги на место и за ручку доведут от “аааа, чему и как учить” до “ух ты. а у меня классный план”.
Подавайте интересно материал, учитесь учить учащихся учеников и радуйтесь жизни:)
P.S. Буду рада полезным ссылкам и материалам:)
P.P.S. Интересны ли заметки о преподавании? По следам курсов я могу рассказать об анализе аудитории, постановке обучающих целей, поддержании мотивации у студентов. Делать ли заметку про обучение?