По статистике Роскомнадзора, во II кв. 2019 года россияне стали больше жаловаться на своих операторов сотовой связи (кроме цензуры интернета, Роскомнадзор обрабатывает жалобы на операторов сотовой связи и выполняет ещё несколько функций). Некоторые цифры опубликовала газета «Известия».
В то время как Беларусь и некоторые другие соседние страны заблокировали возможность подписки абонента на платные SMS-сервисы без двойного подтверждения, в России это остаётся актуальной проблемой. По статистике регулятора, навязывание дополнительных платных услуг — основная жалоба у пользователей (19–38% в зависимости от оператора).
Платные SMS-подписки
С точки зрения пользователей платные SMS-подписки выглядят как мошенничество, особенно если подписка навязана и подключается практически незаметно для абонента. Однако для самих «мошенников» это вполне легальный бизнес.
Речь идёт о так называемой технологии wap-click: скриншот выше сделан на сайте одного из крупнейших российских ресурсов, специализирующихся на предоставлении подобных услуг: «Абоненту достаточно нажать одну кнопку для совершения подписки. При этом он получает качественный контент, а списания с его счёта происходят незаметно и ежедневно!.. Мы используем легальные, согласованные с операторами связи, веб-сервисы, где юзер добровольно оплачивает какую-либо услугу», — так оператор Wap.Click рекламирует свою услугу.
Оператор описывает разные способы подписать пользователя на платный контент незаметно для него. Например, самым эффективным считается редирект, когда при попадании на сайт пользователь перенаправляется на рекламную ссылку. Есть ещё так называемый «клик-андер», когда абоненту показывают баннер с подпиской в любом месте сайта.
Самым лояльным по отношению к пользователю считается рекламное уведомление на всё окно — FullScreen Ads. В этом случае у пользователя даже есть возможность закрыть баннер и остаться на сайте, ни на что не подписываясь.
В России это распространённая система. В интернете можно найти большое количество партнёрских программ для заработка на абонентах через wap-click. Поддерживаются платные подписки через всех российских операторов.
Каждая партнёрская программа подчёркивает, что такая SMS-подписка абсолютно легальна и не может обернуться проблемами с законом. Формально, каждый абонент подписывается добровольно. При этом сами операторы отлично понимают мошенническую суть своего бизнеса. Например, один из авторов «поясняющей» статьи о технологии не скрывает восторга от того, как обманывают абонентов: «Человек в поисках халявной музыки на телефоне, попал на соответствующую страницу, и на вопрос „Перейти ли в каталог музыки?“ он ясным делом отвечает „ОК“ и кликает по большой зелёной кнопке. Всё логично. Теперь человек качает музыку, не осознавая того, что он уже подписан. Поскольку от пользователей требуется минимум действий для подписки, то и конверсия здесь соответственно очень бешеная».
Хотя точные цифры не разглашаются, но в стоимости каждой SMS-подписки львиную долю прибыли забирает себе оператор мобильной связи. Контент-провайдеру достаётся меньшая часть, а владельцу партнёрской программы ещё меньше. Но на больших масштабах это хорошо работает.
После навязывания платных услуг вторая по популярности причина жалоб — завышение счетов со стороны сотовых компаний (21–40%). По сути, данная причина может быть связана с первой, то есть завышение счетов происходит из-за навязанных платных сервисов.
Качество связи волнует граждан РФ значительно меньше, чем плата за услуги: на него пожаловалось 12–25% пользователей. Роскомнадзор обращает внимание, что наказать операторов за плохое качество связи вообще не представляется возможным, так как параметры качества законодательно не закреплены, пояснили «Известиям» в Роскомнадзоре.
Структура жалоб варьируется в зависимости от оператора. Например, клиенты МТС и «Мегафона» чаще всего выражают несогласие с суммой выставленного счёта (40 и 39% жалоб соответственно). А вот абонентов «Билайна» и Tele2 больше всего волнует подключение дополнительных платных услуг без их согласия (38 и 36% соответственно).
В общей сложности во II квартале в надзорное ведомство поступило 1648 жалоб на операторов «большой четвёрки». Это на на 21,5% больше, чем в предыдущем квартале. Но на такой маленькой выборке подобные флуктуации не показательны. Представители МТС и «Вымпелкома» говорят, что на самом деле в последнее время количество жалоб со стороны абонентов уменьшается.
Представитель МТС сказал, что в результате антифродовых мер (борьбы с мошенничеством) и внедрения сервисов по информированию о подключаемых услугах проблема жалоб на подписки и списания за контент-услуги сошла на нет.
Можно сделать вывод, что партнёрские программы и сервисы wap-click по-прежнему работают, но уже не так эффективны, как раньше. В то же время есть подозрения, что сами операторы причастны к навязыванию платных SMS-подписок.
Автор: alizar