Говоря о химикатах, попадающих в Мировой океан, стоит обращать внимание на цифры и факты, чтобы не поддаваться лишней панике или, напротив, не потерять из виду актуальную проблему. Этой теме посвящено исследование молодого экотоксиколога из ДВФУ Василия Цыганкова. Учёный говорит, что необходима чёткая система мониторинга и отчётность, которая поможет нам понять, когда опасность действительно есть, а когда нас просто запугивают.
Экотоксиколог из Дальневосточного Федерального университета (ДВФУ) сообщил, что с 90-х по 2000-е годы в тканях мидий на Дальнем Востоке России концентрация хлорорганических пестицидов (ХОПов), глобально применявшихся в сельском хозяйстве в середине двадцатого века, выросла в 10 и более раз. Учёный отметил, что ХОПы проникают в экосистемы Японского, Охотского и Берингова морей. Обзорная статья, охватывающая результаты научных исследований по хлорорганическим пестицидам за 2010−2017 годы, опубликована в Water Research.
Автор статьи уточнил, что, по новым, ещё не опубликованным экспериментальным результатам, при многократном увеличении в 2000-х, в настоящее время концентрация хлорорганических пестицидов (ХОПов) в дальневосточных мидиях снизилась почти 3 раза. Подобные колебания показателей содержания пестицидов характерны и для других видов морских животных: моллюсков, рыб, морских птиц и млекопитающих, в жировых тканях которых токсиканты концентрируются особенно сильно. В морские организмы пестициды попадают из прибрежных вод, где их концентрация может быть особенно высока.
«Наличие ХОПов в окружающей среде представляет серьёзную опасность для всех живых существ, которые находятся наверху пищевой цепи, — не только для животных, но и для людей. Причина в том, что действует процесс биомагнификации: пестициды в большей концентрации накапливаются у представителей высших трофических уровней в результате того, что они питаются организмами низших трофических уровней, в которых содержится невысокое количество токсикантов. Это может привести к отравлению и даже гибели. Установлено, что ХОПы подавляют эндокринную и иммунную системы морских животных, приводят к различным отклонениям и генетическим изменениям в популяции, провоцируют возникновение опухолей. Это достаточно веские причины для того, чтобы все мы задумались о новых стандартах мониторинга пестицидов в окружающей среде, и в частности, на Дальнем Востоке России». — Рассказал автор исследования Василий Цыганков, доцент департамента пищевых наук и технологий, заведующий лабораторией экобиотехнологий Школы биомедицины ДВФУ.
Учёный пояснил, что речь идёт об одновременном, систематическом и продолжительном во времени исследовании разных видов морских животных. Его результаты будут основой для выводов — становится ли ситуация с пестицидами лучше или ухудшается. При этом возможно, что в разных регионах картина будет различной.
ХОПы — наиболее устойчивый вид органических загрязняющих веществ. Они крайне медленно разлагаются и поэтому легко распространяются и накапливаются в водных экосистемах разных частей мира многие десятилетия после того, как их прекратили применять. Даже в самых низких концентрациях ХОПы крайне негативно воздействуют на морскую биоту, — особенно на зоопланктон и ракообразных. Пестициды часто накапливаются в прибрежных водах, откуда попадают в организмы моллюсков, рыб, морских птиц и млекопитающих, в жировых тканях которых они концентрируются особенно сильно.
Основными источниками, из которых ХОПы попадают в окружающую среду, учёный назвал утечки из хранилищ, сельскохозяйственные поля стран, которые продолжают их использовать, атмосферные явления, морские течения и миграцию морских животных, — например, тихоокеанского лосося.
Василий Цыганков подчеркнул, что распространение токсичных ХОПов в глобальном масштабе доказано тем, что их находили и в Арктике, и в Антарктике.
В ДВФУ уже около 10 лет изучают ХОПы в окружающей среде Дальнего Востока. Ранее учёные ДВФУ определили, что пестициды накапливаются в морских организмах с высоким содержанием жировой ткани, а также в морских животных с более продолжительным жизненным циклом.