В течение месяца Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь) начнёт открытое публичное тестирование прототипов пяти первых суперсервисов для российских граждан. Тестирование начнётся или на портале госуслуг, или на отдельном портале, это ещё не решили.
Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. Здесь услуги можно получить онлайн в сокращённые сроки.
Среди прочего, суперсервисы умеют проактивно взаимодействовать с гражданами: рассылать пуш-уведомления, SMS и использовать разные методы коммуникации, чтобы предупреждать ничего не подозревающих людей о льготах, которые им полагаются, необходимости оформить какие-то документы и так далее.
Итак, пятёрка первых суперсервисов:
- Рождение ребёнка. Возможность родителям получить все требуемые документы и государственные гарантии, начиная с ранних стадий беременности. Сюда входят запись к врачу, выбор родильного дома, а также получение гарантированных выплат и пособий и т. д. без необходимости посещения органов государственной власти или МФЦ.
- Поступление в вуз онлайн. Поиск и сравнение образовательных программ вузов и условий обучения в них. Соискатели получат достоверные сведения о количестве бюджетных мест и стоимости обучения, проходном балле по предыдущим годам, наличии мест в общежитиях, др. Сбор нужных для поступления документов, их подача в выбранный вуз. Кроме того, с его помощью можно получать уведомления о результате.
- Переезд в другой регион. Гарантирует россиянам возможность получить необходимые услуги в режиме онлайн при переезде в другой регион в пределах России. К ним относятся, в том числе, регистрация по месту жительства, постановка на учет в военкомате, постановка в очереди в детские сады и школы полис ОМС и прикрепление к медицинской организации и т. д.
- Утрата близкого человека. Комплекс сервисов, оказывающий поддержку по части организации процессов прощания, получения гарантированных и страховых выплат, а также получения наследства.
- Цифровое исполнительное производство. Сервис позволит гражданам оперативно получать уведомления о взысканиях по исполнительному производству, информацию по конкретному делу. С его помощью можно будет также гасить долги и подавать жалобы. В перспективе суперсервис позволит снимать ограничения с должника, например, на выезд за границу, в течение одного часа с момента оплаты. Сейчас, по данным Федеральной службы судебных приставов, такая процедура занимает около одного дня. Данный функционал планируется реализовать ближе к 2022 году.
«Мы понимаем, что пользователями суперсервисов станут миллионы граждан, поэтому в ближайшее время целевые модели будут представлены в открытом доступе. Рассчитываем получить обратную связь от конечных пользователей и учесть замечания при реализации продукта», — сказал замминистра Минкомсвязи Максим Паршин.
Работа над суперсервисами ведётся полгода, в ней принимают участие около 200 представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти и экспертов.
Как сообщалось ранее, всего планируется запустить 25 суперсервисов. По плану, к 2021 году взаимодействие граждан с государством будет происходит в основном в цифровом виде. Поставлена задача довести долю цифрового взаимодействия граждан и бизнеса с властями до уровня минимум 80%. Часть чиновников заменят автоматизированные компьютерные системы, а самих чиновников уволят.
Подготовкой каждого суперсервиса занимается рабочая группа с участием заместителя руководителя профильного ведомства. Деятельность рабочих групп выстроится в духе SCRUM с разбиением на спринты по одной неделе, по итогам которых должно происходить приращение функциональности сервиса.
Список суперсервисов утверждён на заседании президиума в феврале 2019 года:
- онлайн-сервисы по оформлению европротокола в автостраховании (куратор — Банк России);
- цифровое исполнительное производство (ФСПП);
- помощь при инвалидности (Минтруд);
- трудовые отношения (Минтруд);
- социальная поддержка (Минтруд);
- пенсии (Минтруд);
- трудовая миграция (Минтруд);
- медицинские справки и документы (Минздрав);
- регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства (МВД);
- регистрационные и паспортные сервисы (МВД);
- сервисы по уведомлению и обжалованию штрафов (МВД);
- выделение земли под строительство (Росимущество);
- правосудие (Судебный департамент при Верховном суде);
- подача заявлений в правоохранительные органы (Генпрокуратура);
- господдержка бизнеса (Минэкономики);
- получение разрешений для бизнеса и его регистрации (нет куратора);
- цифровое строительство (Минстрой);
- поступление в вуз (Минобрнауки);
- безбумажный сервис по перевозке пассажиров и грузов (Минтранс);
- получение цифровых документов об образовании (Минпросвещения);
- получение образования в РФ для иностранцев (Россотрудничество);
- помощь при рождении ребёнка, утрате близкого человека и переезде в другой регион (Минкомсвязь).
Кроме разработки новых сервисов, оптимизации подвергнутся и 33 традиционные госуслуги, включая миграционный учёт, проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений, кадастровый учет и предоставление сведений из ЕГРН, приём налоговых деклараций, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, выдачу лицензий на оказание услуг связи.
По итогам оптимизации доля отказов в предоставлении услуг должна быть снижена в десять раз, срок оказания услуг сокращён в два раза, а количество нарушений временного регламента не должно превышать 4%.
Заполнение электронного заявления будет занимать не более десяти минут, а расходы на оплату труда чиновников, оказывающих госуслуги, сократят на 30%. По крайней мере, таков план.
По словам Максима Паршина, по большей части из суперсервисов уже готовы описания целевых моделей, их презентации, прототипы и «дорожные карты» реализации. Первые сервисы заработают уже в 2019 году. Они будут покрывать не менее 90% всех взаимодействий граждан, бизнеса и государства.
Автор: alizar