Bitch is back (сэр Элтон Джон)
Друзья, как я и обещал, возвращаюсь с очередной историей о нашем участии в следующем витке модернизации метеосети Росгидромета. Про первую часть наших приключений можно почитать здесь. Ну а сейчас — долгожданное продолжение.
Если кратко, специалистами ЛАНИТ было поставлено и установлено 28 автоматизированных метеокомплексов (AMK), 73 автоматических метеостанции (АМС), 3 автоматизированных актинометрических комплекса (ААК). Проведено дооснащение расширенным комплектом датчиков 100 АМК.
Трюки выполнялись каскадерами, ни одной АМС не пострадало
Автоматизированный актинометрический комплекс (ААК)
Датчики расширенного комплекта (видимость, солнечная радиация, продолжительность солнечного сияния и высоты снега)
Весовой датчик осадков
Поставлено и установлено более 300 комплектов энергообеспечения, в том числе с применением солнечных панелей и ветрогенераторов различной мощности, более 130 комплектов связи, включая модемы Iridium и терминалы VSAT.
А вот подробности я буду раскрывать в стиле развлекательных интернет-ресурсов, в соответствии с заголовком статьи. Мы нашли в себе все нижеперечисленные признаки того, что мы метеозависимы. Ознакомьтесь с ними и внимательно присмотритесь к себе, к коллегам, родным и близким — вдруг кто-то этому тоже подвержен.
Тревожный признак 1. Вас не пугает территориальный разброс и труднодоступность объектов выполнения работ
Общее количество мест выполнения работ – более 420. Вот тут они наглядно представлены.
Отдельно стоит остановиться на Якутии. Местность непростая, бОльшая часть объектов доступна только по зимникам.
Якутия. Зима. Полюс холода. Вот слова нашего очевидца, Евгения Шипулина, угробившего массу времени на организацию этих работ:
«Сложность заключалась не только в том, что труднодоступные станции (Ярольин, Той Хая, Джалинда и пр.) находились за тысячу километров от г. Якутск и каких-либо дорог, но и в том, что попасть на эти станции можно только в зимний период по замерзшим рекам (это и есть зимник — прим. ред.). На удалённые объекты выезжали сразу два полноприводных грузовика, страхующих друг друга на случай, если что-то бомбанет. Например, на станцию Ярольин машины пробивались 16 дней, и вовсе не из-за того, что Яндекс.карты не знают, где это (попробуйте сами там поискать). А из-за сильного бурана и местами нулевой видимости. Работы приходилось выполнять при экстремальных минусовых температурах, например, в Оймяконском районе на станциях Восточная и Делянкир температура достигала -55 градусов».
Приснопамятный Ярольин
Второй интересный момент – Северный морской путь. Немалое количество наблюдательных пунктов доступны только при помощи вот этого славного судна.
Оно даже в кино снималось, в фильме «Ледокол». Корабль выступал там под псевдонимом «Громов».
Миша, спасибо, что довез все и не расплескал!
Тревожный признак 2. Вы с удовольствием погружаетесь в мир возобновляемых источников энергии
Теперь мы знаем об этом всё. Как я упоминал ранее, проект предусматривал установку комплектов автономного энергообеспечения, в том числе и на труднодоступных станциях.
Вот что получилось. Здесь 8 панелей по 200 Вт:
Или вот:
И даже вот так. Макс мощность – 2 КВт.
Тревожный признак 3. Вы бросаете всё и начинаете производство собственных измерительных комплексов
Давно присматривались к этой истории и все-таки решили изготовить комплект, полностью автоматизирующий наблюдения за температурой почвы.
Логотип вышел какой надо. Правда, опасались жалоб на него из-за нарушения сна и нервные срывы от наблюдателей (люди там, в основном, пожилые), но как-то обошлось. Видимо, автоматизация дает свои результаты, и они в итоге к комплексам вообще не подходят.
Главная сложность — правильно запузырить глубинные термометры. Их 7 штук, а глубины — 20, 40, 80, 120, 160, 240 и 320 см. Вот пруфпик того, какие ямы под это дело порою приходится копать (и на фото вовсе не хоббит):
Важно не просто закопать их, но обеспечить возможность безболезненного извлечения (и, самое главное, возврата на исходное место) для периодической поверки. Поэтому пришлось делать трубы внутри труб, а внутри первых труб – протягивать кабель от датчиков. Примерно как тут:
Элемент чертежа для наглядности:
Кстати, замечаем за собой новую тревожную тенденцию — руки чешутся разработать свой датчик ветра.
Тревожный признак 4. Вы проходите все круги метрологического ада
Те, кто с первого раза прочитал именно «метрологического», а не «метеорологического», получают «зачет» автоматом.
Когда стартовал первый проект (2008 год), уровень нашего осознания мира средств измерений не был драматично велик. Воспользуемся привычной картинкой для наглядности:
А дальше последовал путь Ганди с незначительными отклонениями.
- Сначала вы не замечаете все нюансы госрегулирования в этой области — весь остальной мир, кроме стран СНГ, не ведает о понятии поверки.
- Затем смеетесь над ними — мы искренне не понимали, зачем поверять металлические линейки.
- Затем вы боретесь с ними – бесконечно проводите испытания средств измерений, потом вносите правки в существующие описания типа СИ, методики поверки, формуляры, наклейки и, будь они неладны, шильдики.
- ??????
- PROFIT! Вы… побеждаете, потому что втянулись, вы знаете весь процесс, как рисовать и согласовывать локальные поверочные схемы, вы знаете ГОСТы и приказы Росстандарта и Минпромторга. Потому что вам уже приятно работать с ключевыми испытательными центрами и институтами, а испытательные центры не остаются в стороне и отвечают взаимностью.
Пример для метрологов, попробуйте найти тут главные вкусняшки.
Кстати, в этом году планируем расширение межповерочного интервала до 2 лет.
Главный шедевр тут. Но про это будет рассказ через пару лет, когда (именно когда, а не если) завершится проект модернизации гидрологической сети.
Тревожный признак 5. Не контролируя себя, вы начинаете производство эталонных комплексов
Пройдя путь из предыдущего пункта и испытав всю неизбывную боль поверки средств измерений, вы стремитесь облегчить жизнь служб средств измерений и беретесь за проект производства и поставки мобильных поверочных лабораторий.
В ходе проекта было проведено переоснащение транспортных средств в передвижные лаборатории, проведены метрологические испытания портативных поверочных комплектов (рабочих эталонов) по следующим измерениям: абсолютное давление, температура, влажность, скорость и направление воздушного потока, длина). В 11 организаций Росгидромета доставлены транспортные средства, приборы и вспомогательное оборудование. Да, и ПО для поверителей тоже не забываем.
Наше бессознательное шепчет нам «намочи Манту» начать производство других эталонов, особенно заманчиво выглядят эталоны для датчиков видимости (а именно, нефелометров).
Тревожный признак 6. Вы достигаете ДНА
Спустя годы, мы пробили такой населенный пункт:
Так вот, ничего страшного там нет.
Тревожный признак 7. Вы задумывались о создании и аккредитации своей собственной метрологической службы
…
Итог:
А теперь подсчитаем результаты:
Если вы нашли больше четырех признаков у себя — приходите к нам. Ведь гидрометеорология на самом деле так прекрасна и увлекательна.
Мы вас уже любим и ждем.
Макс ждет чуть отдельно, пришлось задействовать mad skillz
В качестве бонуса для особо отличившихся: ваше фото а-ля мистер Старк могут разместить на сайте крупного системного интегратора на полном серьезе =)
Автор: Сергей Михалев