В этом году вышло обновление ITIL 4. Рассказываем, как будет проходить сертификация специалистов в области управления ИТ-услугами по новому стандарту.
/ Unsplash / Helloquence
Как меняется процесс сертификации
Последнее обновление для библиотеки ITIL 3 было представлено восемь лет назад. За это время ИТ-индустрия претерпела значительные изменения и «обросла» новыми технологиями. Многие компании начали внедрять практики управления ИТ (вроде ITSM, основанной на ITIL).
Чтобы адаптировать их к изменившемуся контексту, специалисты из Axelos, отвечающие за разработку методологии ITIL, в начале этого года выпустили обновление — ITIL 4. В нем появились новые области знаний, связанные с повышением удовлетворенности пользователей, потоками создания ценностей и гибкими методологиями вроде Agile, Lean и DevOps.
Вместе с новыми практиками изменились и подходы к аттестации специалистов в сфере управления ИТ-услугами. В ITIL 3 высшим званием в системе ITIL считался ITIL Expert.
В четвертой версии этот уровень разделили на два направления — ITIL Management Professional и ITIL Strategic Leader. Первое — для менеджеров ИТ-подразделений, а второе — для руководителей отделов, не связанных с информационными технологиями (эксперты, которые закончили оба курса, получают звание ITIL Master).
Каждое из этих направлений включает в себя свой набор экзаменов (требования к ним и программы обучения в Axelos обещали опубликовать ближе к концу 2019 года). Но чтобы получить возможность их сдать, нужно пройти сертификацию базового уровня — ITIL 4 Foundation. Вся необходимая информация по ней была опубликована в начале года.
Что входит в базовый уровень
В феврале Axelos представили книгу «ITIL Foundation. ITIL 4 Edition». Её задача — объяснить ключевые понятия и заложить основу для последующего изучения углубленных программ.
ITIL 4 Foundation покрывает следующие темы:
- Основные понятия сервис-менеджмента;
- Цель и компоненты ITIL;
- Цель и ключевые определения пятнадцати практик ITIL;
- Подходы к внедрению ITIL;
- Четыре аспекта управления услугами;
- Подходы к созданию ценности услуг и их взаимосвязь.
Какие будут вопросы
Экзамен состоит из 40 вопросов. Для успешной сдачи нужно ответить правильно на 26 из них (65%).
Уровень сложности соответствует таксономии Блума, то есть обучающимся нужно не просто ответить на вопросы, но и продемонстрировать умение применять знания на практике.
Часть задач представляет собой тестовые вопросы с одним или несколькими вариантами ответов. Есть задания, которые требуют от экзаменуемого объяснить ключевые концепции управления ИТ в письменном виде.
Например, есть вопросы, в которых нужно дать определение таким терминам, как сервис, пользователь или клиент. В другой задаче придется расписать ключевые компоненты системы ценностей ITIL. Еще несколько примеров вы можете найти в этом документе от Axelos.
/ Unsplash / Bethany Legg
В случае успешного прохождения тестов участник экзамена получает сертификат «ITIL Foundation Certificate in IT Service Management. ITIL 4 Edition». С ним можно переходить к сдаче ITIL Management Professional и ITIL Strategic Leader.
Что еще нужно знать
Специалисты, имеющие сертификацию по ITIL 3, могут пройти всю цепочку экзаменов от Foundation до Management Professional и Strategic Leader, когда Axelos опубликуют все требования.
Альтернативный вариант обновления сертификатов — сдать «корректирующий» экзамен. Он называется ITIL Managing Professional Transition. Но для его сдачи необходимо иметь 17 баллов в ITIL 3. Это количество баллов соответствует уровню для сдачи экзамена на звание ITIL Expert.
Мы продолжим следить за релизами Axelos и будем публиковать информацию о наиболее значимых изменениях и нововведениях ITIL в блоге на Хабре.
Материалы по теме из нашего корпоративного блога:
- Тренды ITSM: фокус на удовлетворенность сотрудников
- Почему облачная ITSM-система идеальна для средних и крупных компаний
- Управление ИТ-проектами — 5 вызовов и как их преодолеть
- Как создать и начать использовать каталог услуг
- Как сделать ITIL более клиентоориентированной
Автор: it-guild