«Поймай меня, если сможешь». Так называется фильм Стивена Спилберга. Я смотрел, интересно. Но не правда, хоть и основано на реальных событиях.
В действительности, «поймай меня, если сможешь» — это такая игра. Я вижу эту игру каждый день, и даже участвую в ней. И чувствую себя примерно так же, как герой фильма Спилберга – тот, которого Том Хэнкс играет. Я чувствую себя идиотом. Беспомощным идиотом, которого обманывают, глядя в глаза, каждый день. У меня есть власть, но все, что я могу с ее помощью сделать – уволить. Хотя, и это не помогает – приходит новый сотрудник, и игра начинается снова.
Слышали, наверное, такое красивое высказывание: если вы пригласили на работу квалифицированного специалиста, то надо делать то, что он говорит, а не говорить ему, что делать. А вы пробовали делать то, что говорят эти квалифицированные специалисты? Я пробовал. И скажу прямо: это полная чушь.
На днях я выгнал очередного ИТ-директора. Вслед за ним, по неведомой причине, мой единственный программист сорвался и уехал в Москву, хотя я недавно поднял ему зарплату. Ладно, черт с ним, с программистом. Он раньше был хорошим, ценным, полезным, интересным, вдохновленным – тем самым квалифицированным сотрудником, которого хотелось слушать, и делать так, как он говорит. А потом, как и все, стал играть в игру «поймай меня, если сможешь».
Что за игра такая? Вы ее называете «работа», «выполнение своих обязанностей», «поддержание работоспособности ИТ-инфраструктуры», «автоматизация предприятия», «разработка веб-приложения» и т.д. Единственная ваша цель в этой игре – не быть пойманными.
В зависимости от вашего положения в иерархии, ловить вас должен или ваш начальник, или директор, или коллеги, или внутренние заказчики, или внешние клиенты, или черт знает кто еще. На приличном заводе всегда есть, от кого побегать.
Иногда вы вступаете в команды, и бегаете все вместе, в том числе – начальник с подчиненными может бегать, например, от директора. В книгах это называют «низовая солидарность», и относят к одной из важных особенностей русских людей, в контексте управления ими. Если в команду вступили менеджеры, то получается, скорее, «круговая порука». Суть одна и та же.
Итак, вот пришел ко мне ИТ-директор – тот, которого я на днях выгнал. Резюме – закачаешься. Опыт – невероятный. Уровень понимания бизнеса – не хуже моего. Переложить стратегию развития бизнеса в стратегию ИТ для него – как два пальца. И что дальше?
Дальше я, как приличный идиот, выполняю рекомендации умных людей, которые говорят, что надо слушать квалифицированного специалиста. Я и послушал. Вот прям так и было – он пришел на работу, я позвал его к себе, он пришел, сел и… Молчит. Минута, две, пять, десять. А я сижу, и слушаю. На собеседовании он, кажется, упоминал такую свою черту, как «проактивность».
Ладно, может я не так понял, что такое проактивность, когда книжки читал. Не выдержал, говорю – ну, давай, чувак! Наконец-то у нас в компании появился человек, умеющий решать бизнес-задачи с помощью ИТ (когда я это говорил, он, почему-то, чуть сгорбился). И опять тишина. А я сижу, и слушаю. Тишину.
И тут началась игра. Как думаете, с какой фразы? Конечно, с «мне сначала надо разобраться с ситуацией, вникнуть в проблемы». Отличный ход, всегда так начинается. Нет, вы не подумайте, я не идиот, считающий, что он мог выдать предложения в первый же день. Просто я точно знаю, что будет дальше.
Дальше он пошел вникать. День, неделя, месяц. Думаю – ну всё, вникнул. Зову опять. Сижу молчу. И он молчит. Не выдерживаю – опять спрашиваю: что можно улучшить? Какие бизнес-задачи можно решить с помощью ИТ? Давай, я готов, я хочу, я тебя поддержу!
Знаете, что он ответил? Надо, говорит, систему управления задачами внедрить. Не, может я чего не понимаю, но почему каждый новый ИТ-директор начинает с внедрения какой-то новой системы управления задачами, проектами, инцидентами или чем-то в этом роде?
Я – старый, больной человек, живущий в небольшом городе, работающий наёмным директором завода. Я очень далек от ИТ. Но за годы работы я запомнил несколько странных для меня слов. Вот послушайте: Водопад, Спираль, Канбан, Скрам, Джира, Трелло, 1С: Документооборот, Айтил и Итилиум (братья?), Майкрософт Прожект, Задачи в аутлуке, Директум, Битрикс24, Корпоративный портал, Яндекс Трекер, метрики, СЛА, тайм ту маркет. Я эти слова не просто запомнил – я пользовался этими системами, вникал в эти методики, как мог. Всю эту ерунду тащили ко мне ИТ-директоры.
Помните фильм «Служебный роман»? Каждый новый начальник начинает с ремонта своего собственного кабинета. А каждый новый ИТ-директор начинает с внедрения новой системы управления задачами, проектами и взаимодействиями. У меня есть подозрение, что они ничего другого делать не умеют. А, да, умеют – большинство из них – бывшие системные администраторы, умеют покупать новые серверы (получая откаты от продавцов), актуализировать карту сетей и трясти картридж, когда полосы появляются.
Мне еще повезло – корпоративную информационную систему внедрять не надо, уже давно мой программист с этим справился. Иначе каждый новый ИТ-директор предлагал бы автоматизацию затеять, позвал бы интегратора, те бы всё запороли за мои деньги, и в итоге всё равно пришлось бы нанять программиста, а ИТ-директора – выгнать, чтобы он искал очередного терпилу, получал от него зарплату, и откаты от интеграторов, поставщиков серверов и всего и вся.
Ладно, отвлёкся. Я точно знаю (теперь), что внедрение какой-бы то ни было системы управления задачами никак не помогает бизнесу. Тому, которым я управляю, не помогло. Просто задачи, которые надо делать, периодически перекочевывают из одной системы в другую. При переносе задачи получают индульгенцию – просроченные, по мановению волшебной палочки, перестают быть таковыми. Как мне объясняли, нельзя добавить задачу со сроком выполнения, который уже вышел.
Вместе с задачами индульгенцию получает ИТ-директор. Во-первых, во время внедрения новой системы его нельзя трогать – он же, блин, занят. Во-вторых, у него старые задачи, но с новыми сроками. В-третьих, «их же все надо актуализировать». И у нас начинается экспресс-обследование, интервьюирование бизнес-пользователей, приоритизация проектов, поиск ресурсов, согласование бюджетов и т.д. Всё то, что мы проходили много раз.
Так ИТ-директор может протянуть целый год. И его не поймаешь, он ведь занят. У него задача.
Потом начинается эксплуатация. И всё возвращается на круги своя. Выполняются какие-то проекты. Решаются какие-то задачи. Появляется какой-то функционал. А с точки зрения бизнеса не меняется ничего. Нет, вру – затраты на ИТ растут.
Просроченных задач сколько было, столько и осталось. Никому не нужной автоматизации, которая ничего не автоматизирует, становится всё больше. Потом ее еще надо обновлять, и какой-то рефакторинг делать, иногда – реинжиниринг. Ну, они так говорят, когда я выхожу из себя, и спрашиваю, когда начнут решаться бизнес-задачи.
Может, вы мне, дураку, объясните? Зачем, например, автоматизировать работу бухгалтера? Вот сидят пять бухгалтеров. Давно сидят. Еще когда система самописанная была, сидели. И справлялись со всей своей работой. Делали все необходимые операции, закрывали, сдавали отчетность, помогали оптимизировать налогообложение. Работали с 8 до 17.
А вот мы автоматизировали их работу. Купили современную информационную систему, переехали на нее, обучили бухгалтеров, начали работать. Они опять справляются со своей работой. Делают все необходимые операции, закрывают, сдают отчетность, помогают оптимизировать налогообложение. Работают с 8 до 17.
Вдруг, откуда ни возьмись, появляются задачи по автоматизации бухгалтерии. Тут им что-то надо доделать, там какую-то бумажку, здесь где-то что-то не заполняется. Ладно, ИТ делают – или сами, или внешних интеграторов зовут. Что в итоге? Сами понимаете. Бухгалтера по-прежнему справляются со своей работой. Делают все необходимые операции, закрывают, сдают отчетность, помогают оптимизировать налогообложение. Работают с 8 до 17. Да, и бухгалтеров по-прежнему пять.
В чем тогда смысл? Можете объяснить? С точки зрения бизнеса единственное, что произошло – я потратил деньги на автоматизацию. Всё, больше ничего. Людей меньше не стало, а значит – затраты не сократились. Никакой дополнительной работы они на себя не взяли. Скорость ввода и обработки операций не изменилась. Ничего не изменилось, только картинка на экране. А деньги, как говорится, уплочены.
Когда последний ИТ-директор тоже предложил новую систему управления задачами внедрять, я тяжело вздохнул, и, как мог вежливо, объяснил ему мое отношение к подобным проектам. Но он сумел меня удивить – сказал, что все предыдущие ИТ-директоры меня обманывали. Удивил не этим – каждый до него поливал дерьмом предшественников, торжественно выкидывая их системы и внедряя свои.
Этот предложил создать систему самим. Мол, главная проблема покупных систем и сервисов – плохая кастомизируемость (вот, еще словечко в мой вокабуляр). Под эти системы надо подстраиваться, менять свои процессы, чем-то жертвовать, с недостатками мириться. А мы сделаем систему сами, по нашим требованиям, и всё взлетит. Я подумал, и согласился.
Что в итоге? Вообще, подозреваю, что он не разрабатывал систему, а где-то стырил – больно быстро она появилась. Презентовал мне, и показал ключевое преимущество – мы, говорит, будем ранжировать задачи с точки зрения полезности для бизнеса. Я, блин, в восторг пришел! Наконец-то появился человек, который понимает, что мне нужно!
Но радость была недолгой – минут пять. Пока мы не сели с ним эту самую полезность определять. Знаете, как это выглядит? Я, если честно, думал, что там какая-нибудь балльно-факторная оценка будет, мы введем кучу параметров, в т.ч. затраты на реализацию, и система нам что-то посчитает. Я о таком слышал на одной из конференций. А что у нас?
А у нас, блин, в каждой задаче есть поле – «Полезность для бизнеса». И в него можно выбрать значение из списка: «очень полезно», «полезно», «никак», «вредно», «очень вредно». Всё! Это и есть «ранжирование задач с точки зрения полезности для бизнеса»! Просто выбираешь полезность из пяти вариантов, и всё, Карл!
Я, конечно, сдержался, чтобы не засмеяться. Ну, говорю, кто же определит полезность задачи для бизнеса? Вы, говорит! Директор определит! Да твою ж за ногу… Помните, да? Делать, что говорят квалифицированные специалисты.
Ладно, попробую. Смотрим первую задачу – автоматизировать работу ОТК, перечень требований прилагается. Мда… Как оценить полезность этой задачи для бизнеса? Это я себе вопрос задал. Подумал немного – не знаю.
Спрашиваю у ИТ-директора – может, ты знаешь, как решение этой задачи повлияет на бизнес? Но он хорошо играет в игру, его не поймаешь. Начинает юлить, говорить про ускорение оформления операций, прозрачность учета, прослеживаемость партий… Стоп, говорю. Бизнесу что от ускорения оформления операций? Можно будет ОТК на сокращенный рабочий день перевести? Уволить кого-то из них? Дополнительные обязанности навешать?
Нет, не поймал. Говорит, давайте бизнес-пользователя позовем. Начальника ОТК, Колю. Он, интересно, знает, что является бизнес-пользователем? А мне уже интересно стало, хотя ИТ-директор, наверное, подумал, что я соскочу, отложу, и забуду. Нет, позвонил Коле, тот прибежал.
Спрашиваю Колю – твоя задача? Смотрит, репу чешет, говорит – наверное. Не сам писал, кто-то из его людей. Как, спрашиваю, уважаемый бизнес-пользователь, решение этой задачи на бизнесе скажется? А Коля давно в игре, его на мякине не проведешь. Не знаю, говорит, это ваши дела, айтишные и бизнесовые, мое дело маленькое.
Я не унимаюсь – видишь, говорю, надо полезность задаче присвоить. Коля не теряется – отменяй ее к чертям, говорит, и так проживем. Коля такой – где сядешь, там и слезешь. Ну и добавляет, что у него там дела срочные, надо бежать. Не отпускаю – интересно же.
Раз задачу отменил, значит не нужна автоматизация. Хорошо, кто ж против. А как, спрашиваю, Коля, ты можешь нашему бизнесу помочь? Коля молодец – я говорит, чё, плохо работаю, что ли? Почему ко мне претензии?
Да упаси Господь, Коля, какие претензии! Но у нас тут бизнес, и перед ним стоит задача – прибыль повысить. Всегда стоит такая задача. Иногда, не скрою, прибыль надо повысить до нуля. Вижу, что Коля занервничал. Ладно, решил сгладить ситуацию.
Обратился сразу к обоим – парни, говорю, вот вы – представители разных миров, квалифицированные специалисты в своем деле. Один проверяет железяки, другой покоряет виртуальные миры. Оба – менеджеры. Значит, не наивные институтки, всё понимаете. Бизнесу надо повысить прибыль. Такая задача. Решить ее могут только сотрудники – такие, как вы.
И вот я вам ставлю бизнес-задачу – повысить прибыль. Ну, давайте свои предложения!
Ребята нахмурились, призадумались, но вскоре выпалили, почти одновременно – надо продавцов заставить больше продавать! Тогда и прибыль вырастет! Ай молодцы…
Нет, говорю, так любой дурак скажет. Вы мне придумайте, как силами ваших подразделений, ваших знаний и навыков, вашего опыта прибыль повысить. Что можно сделать на ОТК, чтобы прибыль выросла. Ну и, соответственно, в ИТ.
Молчат. Коля всё больше хмурится. Не выдерживает, говорит – это, вы мне задачу поставьте, я выполню. Ну, такую, чтоб я понял, что сделать надо. А то получается, как в сказке – пойди туда, не знаю куда…
И тут меня осенило! Я понял суть этой игры! Вот почему я никогда не могу никого поймать! Я так обрадовался, что отпустил господ менеджеров – сказал, что подумаю над задачами для них.
Задача! Задача! Задача! Самое главное в этой игре – задача! Это тотем, иммунитет, бронь от любых неурядиц! Главное – чтобы у тебя была задача!
Пока у тебя есть задача, с тобой ничего нельзя сделать. Когда у тебя нет задачи, ты почти на плахе – ведь ты получаешь зарплату просто так. Ничто так не давит на психику, как отсутствие задачи на работе. Особенно, если отсутствие задачи – очевидное.
Если задачи нет, ее надо добыть, любой ценой. Найти среди коллег, в других подразделениях, самому придумать, в конце-то концов. Особенно ИТ-шники этим грешат.
И нет никакой разницы, полезна задача бизнесу или нет. А если кто-то будет на эту тему возбухать (как я, например) – добавим ему поле «Полезность для бизнеса», пусть ранжирует. Человеку ведь без разницы, какую задачу выполнять первой, а какую – второй. Главное, что задачи есть, и их много.
Я из-за задач иногда чувствую себя лишним в компании. Буквально, как посетитель, какой-нибудь школьник на экскурсии. Зайдешь в любой кабинет, особенно в офисе, спросишь у любого – ты занят? О да! – скажет он. Неимоверно занят!
А чем? Тут он начинает перечислять, а ты стоишь и чувствуешь, как у тебя уши вянут. Какой только чуши не расскажет! Предоставление информации, согласование предоставленной информации, проверка согласования предоставленной информации, анализ предоставленной информации, согласование анализа предоставленной информации, проверка согласования анализа предоставленной информации.
Такое ощущение иногда, что ты открыл свой кишечник, прошу прощения, и ужаснулся. Ты думал, что он работает, как часы, а там – червяки копошатся. Спросишь их – эй, парни, а вы чего тут делаете? Вот они примерно то же самое расскажут.
Компания живет какой-то своей жизнью, черт знает откуда возникают все эти связи, процессы, задачи. В большинстве случаев невозможно даже узнать, кто эти задачи придумал, зачем их делать, и почему именно так.
А самое поганое – никого ведь не поймаешь. Ну, найду я какую-нибудь тупую задачу. Скажу человеку, чтобы он больше этой ерундой не занимался. Что произойдет, как думаете? Ни-че-го. Отменили задачу? Сделаю ДРУГУЮ!
Мало у кого хватит терпения долго копаться в этом месиве из задач. И сотрудники это знают. Директор придет, директор покопается, директор уйдет. А задачи останутся, и будут всегда. Тупые, бессмысленные, никому не нужные задачи. И игра.
Я не знаю, как быть, если честно. Любой идиот, так же, как и Коля с ИТ-директором, скажут – для повышения прибыли надо увеличить продажи и снизить затраты. Кто-то, может быть, еще приплетет увеличение объемов производства. И всё. Это все рычаги, которые у нас есть.
Попытки декомпозировать эти рычаги ни к чему не приведут. Ну да, кто-то опять предложит для снижения затрат печатать на черновиках. И выключать мониторы на ночь, чтобы электричество экономить. Всё. Наскребут идей на сотню тысяч в месяц экономии, и побегут исполнять – у них ведь есть задачи.
И всем пофигу, у всех задачи. А повышать прибыль – задача директора. А директор не знает ИТ. Директор не очень знает финансы. В тонкостях бух.учета не разбирается. Производство понимает хуже, чем начальник цеха. Но директор должен поставить каждому из них задачу.
В формулировке директора («повысить прибыль») задача не годится. Всем нужно объяснение – как именно они могут повысить прибыль. Ладно, хоть никто кроме ИТ не просит тех.задания.
И что мне делать? Как я могу написать задачу в терминах, которых не понимаю? Попробуйте, при случае, рассказать хирургу, где вам сделать разрез, какой использовать скальпель, что делать, если кровь хлынет, и какими нитками вас зашить. Примерно так же сложно для меня поставить задачу в ИТ.
Я так не могу. И продолжаю ставить задачу так, как ее понимаю я. И никак не могу никого поймать. У всех задачи. А моя не годится. И постановка плохая, и времени на нее нет, и вообще – не задача это. Смартировать надо, хотя бы.
Приходится увольнять. Это всё, что я могу. И никакие аналитики не помогут – я пробовал. Они – такие же бездари, мечтающие о ЗАДАЧЕ. Приезжают, и раскладывают свои товары, как цыгане. Это вот – ТОС, это – ИСО, это – Lean, это – еще черт знает что. Выбирайте, оплачивайте, и будем внедрять. Что выберете, то и будет ЗАДАЧЕЙ.
Когда внедрят, получат расчет и уедут. Они решили задачу. Свою. Чего и добивались. А мою никто решать не будет. Надо как-то самому выкручиваться. Как всегда.
Ладно, хватит, разнылся что-то. Знаю, вам пофигу. И вы со мной не согласны. Да и не нужно мне ваше согласие – вы тоже в игре, у вас задачи есть. Даже боюсь спрашивать, какие, от кого, и нафига.
Надо дальше двигаться. ИТ-директора я уволил. Думал обойтись одним программистом – зачем ему прослойка в виде ИТ-директора? Но парень в Москву свалил. Буду другого искать.
Этот еще чудик из головы не идет, как его… А, Король. Странная кличка. Завтра встреча, а я понятия не имею, кто он и что ему нужно. Говорит, что это – в моих интересах. Схожу, что уж.
Может, он мне задачу поставит. Тоже поиграю.
Автор: Иван Белокаменцев