Робот T-Mobile для тестирования смартфонов: одна из многочисленных технологий, которую предположительно скопировала Huawei у западных компаний
Газета Wall Street Journal опубликовала подробную статью с большим списком обвинений, которые в разные годы выдвигались против Huawei. Газета перечисляет десяток процессов в федеральных судах США, приводит мнения американских чиновников, бывших сотрудников Huawei, конкурентов и нынешних работников компании. Все они свидетельствуют об этически сомнительных методах работы китайской компании Huawei.
Масштаб нарушений огромный, а в тёмных схемах участвовали даже топ-менеджеры. Создаётся впечатление, воровство технологий является частью корпоративной культуры Huawei.
«Вопиющий плагиат»
Рабочие на конвейере фабрики Huawei Technologies в Дунгуане (Китай). Фото: Kevin Frayer/Getty Images
Один из первых задокументированных случаев промышленного шпионажа со стороны сотрудников Huawei относится к 2004 году, когда Huawei была ещё относительно маленькой и малоизвестной китайской фирмой.
«Летним вечером 2004 года, когда технологическая конференция Supercomm в Чикаго подходила к концу, пожилой китайский посетитель начал пробираться через почти заброшенные кабинки, копаясь в сетевом оборудовании стоимостью миллионы долларов, чтобы сфотографировать платы внутри, по словам людей, которые там были, — пишет WSJ. — Охранник остановил его и конфисковал флешки с фотографиями, блокнот с диаграммами и данными, принадлежащий AT&T Corp. и ещё шести компаниям, включая Fujitsu Network Communications и Nortel Networks. Человек представился как инженер Чжу Ибин. На бэйдже было написано название компании Weihua — он сказал, что просто случайно перепутали название его работодателя: Huawei Technologies. На следующий день, говорит Питер Хейгуд, соучредитель исследовательской фирмы по телекоммуникациям Light Reading, инженер выглядел помятым и растерянным, говоря, что он впервые в США, и он не был знаком с правилами конференции, запрещающей фотоcъёмку».
«Полная противоположность Джеймсу Бонду, — вспоминает Хейгуд, который беседовал с китайским инженером. — Он не был похож на человека, замышляющего что-то плохое. Но, возможно, он был достаточно умён, чтобы надеть эту маску».
В статье WSJ излагается хронология обвинений в воровстве различных технологий: от робота для тестирования смартфонов, которого она предположительно скопировала у компании T-Mobile (на фото в начале статьи) до подключаемого камера-модуля (на фото внизу).
В случае с подключаемой камерой потерпевший — Руи Оливейра, владелец португальской телекоммуникационной компании. В мае 2014 года представители Huawei пригласили Оливейру в Техас для переговоров по поводу его патента на камеру. Переговоры ничем не закончились, но в 2017 году компания выпустила на рынок почти в точности такое устройство (справа).
В статье перечисляются предполагаемые кражи технологий у Cisco, T-Mobile и Motorola. Иски против Huawei продолжают поступать. Например, на прошлой неделе калифорнийский стартап CNEX Labs подал в суд на заместителя председателя Huawei Эрика Сю за «участие в заговоре с целью кражи коммерческих секретов». Процесс назначен на 3 июня. В иске утверждается, что Huawei участвовала в многолетнем заговоре с целью кражи технологии хранения данных на SSD.
Кражи и промышленный шпионаж относительно распространены в мировой технологической индустрии, и Huawei не единственная компания, которая сталкивается с обвинениями в краже иностранной интеллектуальной собственности. Но обвинители утверждают, что действия Huawei отличаются от остальных, называя их «вопиющим плагиатом».
Например, в 2003 году Huawei скопировала программное обеспечение и документацию к маршрутизаторам Cisco. Причём софт был скопирован в малейших деталях, включая баги, а документация была скопирована дословно: «Huawei не могла выпустить свои маршрутизаторы, пока не исправила значительное количество ошибок Cisco, опасаясь выдать плагиат», — сказал бывший менеджер по персоналу Huawei Чад Рейнольдс в судебном заявлении.
Жертвы предполагаемых краж технологий разнообразны: от давних конкурентов Cisco и T-Mobile до музыканта Пола Чивера из Сиэтле, который едва зарабатывал себе на жизнь (его песню A Casual Encounter компания Huawei бесплатно поставляла в комплекте со своими смартфонами и планшетами). Теперь композитор завален судебными документами: Huawei заявила, что авторские права г-на Чивера вступили в силу только в августе 2018 года, после того, как Huawei начала использовать его музыку. Музыкант днём занимается с учениками, а каждый вечер лдома корпит над юридическими отчётами, в компании двух своих кошек, пишет WSJ: “Это странное чувство, когда компания берёт твою песню и отдает 100 миллионам людей, даже не спрашивая разрешения», — говорит он.
«Вопиющий плагиат» и воровство технологий словно является частью корпоративной культуры Huawei, в нём участвуют даже топ-менеджеры и родственники. В одном случае родственник основателя Huawei Жэня Чжэнфэя, работавший в Motorola, принёс секретные документы по технологии американской компании на встречу в Пекине. В другом иске утверждается соучастие в краже секретов заместителя председателя Huawei Эрика Сюя.
Десятилетие роста Huawei
Десятилетие роста Huawei обусловлено его доминирующим положением на родине, пишет WSJ: внутренние доходы составляют более 50% всех мировых продаж. Таким образом, Huawei получает возможность использовать эту силу для экспорта по сниженным ценам. Именно благодаря этому компания захватила огромную долю рынка и позволило увеличить бюджет R&D до 15 миллиардов долларов.
Чистая прибыль производителей телекоммуникационного оборудования в 2005−2018 годы. Источник: S&P Global Market Intelligence
Со времени поимки пожилого «Джеймса Бонда» на технологической конференции в Чикаго Huawei выросла из малоизвестной фирмы в чемпиона Китая по глобальным технологиям, крупнейшего в мире производителя телекоммуникационного оборудования, лидера в сетях следующего поколения 5G и источника противоречий между крупнейшими мировыми державами. Компания, в которой работает 188 000 человек в более чем 170 странах, продаёт больше смартфонов, чем Apple, предоставляет облачные сервисы, делает микрочипы и прокладывает подводные кабели для глобального интернет-трафика.
Рыночная доля производителей телекоммуникационного оборудования в 2007−2018 годы. Источник: Dell’Oro Group
В любом случае, размах промышленного шпионажа кажется огромным. Говорят, что рост компании был полностью основан на краже технологий: «Они тратили все свои ресурсы на кражу технологий, — сказал Роберт Рид, бывший инженер-контрактник с 2002 по 2003 год в шведском офисе Huawei. — Ты украдёшь материнскую плату, принесёшь её, и они сделают реверс-инжиниринг».
Инвестиции Huawei в научные исследования и разработку за увеличились в 10 раз за последнее десятилетие. Источник: S&P Global Market Intelligence
По объёму инвестиций в R&D компания Huawei сейчас уступает только Google, Amazon и Samsung, а в исследовательских подразделениях работает около 80 000 человек.
Huawei как агент государственной разведки
Промышленный корпоративный шпионаж Huawei ведётся не просто для коммерческой выгоды. У него есть более важная стратегическая цель. Месяц назад NYTimes писала: «При президенте Си Цзиньпине китайское правительство значительно расширило внутреннее наблюдение, подпитывая новое поколение компаний, которые делают сложные технологии по всё более низким ценам. Глобальная инициатива в области инфраструктуры способствует дальнейшему распространению этих технологий». Центральный тезис американских обвинений состоит о том, что правящая Коммунистическая партия Китая поддерживает тесные — если не контролирующие — связи с Huawei. Главным защитником атак на Huawei является правительство Китая. Это эффективная стратегия национальной безопасности.
«Представители контрразведки считают, — сообщает WSJ, — что Huawei обрабатывала информацию скорее как государственная разведывательная служба, с регламентированными уровнями секретности, полагаясь на защищённый канал связи с Пекином». Говорят, что компания оборудует в своих зарубежных офисах «защищённые от шпионажа» комнаты, где хранится оборудование конкурентов. Бывшие сотрудники утверждают, что это кража технологий. Сама Huawei подтверждает наличие таких комнат, но говорит, что они «защищают от шпионажа против компании», а не предназначены для шпионажа против конкурентов.
В Стратегии национальной безопасности Китая говорится: «Все граждане Китайской Народной Республики, государственные органы, вооружённые силы, политические партии, народные группы, предприятия, государственные учреждения и другие общественные организации несут ответственность и обязаны поддерживать национальную безопасность».
Китай утверждает, что дело против Huawei — «фиговый листок», призванный отвлечь внимание от гораздо более широкой повестки дня. На прошлой неделе официальный представитель МИД заявил, что «в последнее время некоторые политики США постоянно фабрикуют слухи о Huawei, но никогда не представляли чётких доказательств».
Через государственные СМИ китайская пропаганда утверждает, что «Huawei занимает лидирующую позицию в приложениях 5G и разработке ИИ. Попытка уничтожить Huawei — это попытка уничтожить конкурента для американской промышленности и продукции. Это порочная форма протекционизма, которая выходит за рамки простых тарифов».
В тендерах на установку оборудования 5G компания Huawei предлагает цены на 20−30% дешевле, чем у конкурентов, и до сих пор выигрывает многочисленные тендеры в странах Европы, России и других.
Китай призывает международное сообщество помочь в борьбе против США: «Это касается не только Huawei или Китая. Речь идёт о выживании глобальной торговой среды, основанной на правилах, от которой выигрывают все», — гласят государственные СМИ.
Huawei делает отличные во всех отношениях смартфоны, их оборудование 5G лидирует на рынке во многих отношениях, их интегрированные городские системы, получающие доступ к китайским инвестициям в технологии ИИ, обеспечивают высочайший уровень возможностей по непревзойдённой цене. Но американская сторона считает, что правительства стран мира, коммерческие компании и потребители должны заявить о неприемлемости достижения успеха такими тёмными методами.
Движущей силой санкций против Huawei является убеждение администрации Трампа в том, что Huawei, как и все китайские компании, не имеет выбора, кроме как выполнять приказы из Пекина, и что её положение в качестве глобального телекоммуникационного игрока № 1 делает её мощным инструментом для правящей Коммунистической партии Китая, которая, по мнению американских чиновников, в последние годы становится все более авторитарной, пишет WSJ.
Намерения Китая очевидны, пишет Forbes. Дальнейшее развитие событий скорее зависит от того, насколько США отступят от санкций против Huawei, чтобы закрепить привлекательную торговую сделку с Пекином.
Автор: alizar