- Падающая выручка и растущие расходы идут навстречу друг другу, при этом NVIDIA продолжает увеличивать штат специалистов
- Без поддержки со стороны добытчиков криптовалют бюджет компании «похудел» почти на миллиард долларов США
- Складские запасы хоть и уменьшаются, они по-прежнему на 80 % выше значений, присущих периоду до криптовалютного бума
- Процессоры Tegra в автомобильном сегменте хоть и пользуются растущим спросом, в коммерческих масштабах продаются преимущественно в составе развлекательных бортовых систем
Квартальная отчётность любой американской компании не ограничивается пресс-релизом, комментариями финансового директора и материалами презентации, существующие правила требуют от публичных компаний США предоставлять отчёт по форме 10-K, и корпорация NVIDIA не стала исключением. Данный документ не был особо объёмным на фоне материалов некоторых конкурентов, и ограничился 39 страницами, но содержал немало интересной информации, позволяющей взглянуть на структуру и динамику изменения выручки этого разработчика графических процессоров под иным углом.
Напомним, что совокупная выручка NVIDIA за год сократилась на 31 %, прибыль от операций сократилась на 72 %, а чистая прибыль сократилась на 68 %. Выручка от реализации графических процессоров уменьшилась на 27 %, а продажи игровых продуктов принесли на 39 % меньше средств, чем годом ранее. Именно в таком сравнении важно оценивать выручку NVIDIA, чтобы понять влияние пресловутого «криптовалютного фактора».
«Криптопохмелье» оказалось затяжным и тяжёлым
Если рассмотреть структуру выручки по направлениям деятельности, то можно обнаружить, что продажи игровых продуктов принесли NVIDIA на $668 млн меньше, чем в аналогичном квартале прошлого года. Во всех официальных документах NVIDIA признаёт, что выручка от реализации оборудования для добычи криптовалют уменьшилась на $289 млн, но эта сумма проводилась по строке «OEM and other», подразумевающей учёт только тех видеокарт для майнинга, которые были лишены видеовыходов и полноценной гарантии, и продавались крупным заказчикам. Между тем, очевидно, что год назад майнеры активно скупали видеокарты на розничном и оптовом рынке, конкурируя за них с любителями игр.
Стоит добавить к той самой сумме в $289 млн снижение выручки на $668 млн, и получим почти миллиард долларов США, на который отсутствие криптовалютного ажиотажа уменьшило выручку NVIDIA в период с февраля по апрель текущего года включительно. Конечно, сказалось и затоваривание складов видеокартами, которое удержало любителей игр от покупок новых видеокарт, но о структуре складских запасов мы поговорим ниже. С другой стороны, если бы не прошлогодний криптовалютный бум, то и излишков видеокарт на складах в таких количествах не было бы.
Вторая таблица раскрывает, какими факторами было обусловлено снижение выручки NVIDIA на $987 млн за прошедший год в разрезе по категориям продуктов. Примерно $743 млн из этой суммы пришлось на падение выручки от реализации именно графических процессоров, ещё $244 млн пришлось на процессоры Tegra. Последние принесли NVIDIA на 55 % меньше выручки, чем годом ранее, причём основное сокращение произошло именно на направлении игровых консолей Nintendo Switch, а объёмы реализации процессоров Tegra в автомобильном сегменте в денежном выражении выросли на 14 %. Увы, произошло это преимущественно за счёт мультимедийных бортовых систем автомобилей, а не компонентов для «автопилота». Традиционно консервативный автомобильный сектор в этом смысле пока находится на начальных этапах пути к большим объёмам закупок процессоров NVIDIA.
К слову, в комментариях ко второй таблице компания поясняет, что объёмы продаж игровых графических процессоров GeForce сократились на 28 %. Фактически, это на один процентный пункт больше, чем общее снижение выручки от реализации всех графических процессоров. Другими словами, что-то компенсировало общее снижение выручки, когда поступления средств от реализации игровых GPU сокращались. NVIDIA открыто указывает, какие направления демонстрировали рост выручки: во-первых, это мобильные и настольные решения для профессиональной визуализации семейства Quadro; во-вторых, наблюдался рост спроса на графические процессоры в сегменте систем искусственного интеллекта.
NVIDIA стала меньше зарабатывать и больше тратить
Об уменьшении чистой прибыли и нормы прибыли на фоне падения выручки NVIDIA мы уже говорили достаточно много. Следует добавить, что отрицательная динамика доходов сопровождалась ростом расходов — как в относительном, так и абсолютном выражении. Судите сами, за год NVIDIA увеличила операционные расходы на 21 %, а их пропорция по отношению к выручке выросла с 24,1 % до 42,3 %.
Расходы на исследования и разработки при этом выросли на 24 %, причём их пропорция по отношению к чистой выручке выросла с 17 % до 30 %. Компания признаёт, что основная причина роста расходов — это увеличение штата специалистов, рост компенсационных выплат и прочие факторы, лишь опосредованно связанные с реальными исследованиями. Впрочем, упрекнуть компанию в нецелевом расходовании средств всё равно сложно, ведь вновь нанимаемые специалисты должны заниматься и разработками, в том числе.
Административные и маркетинговые расходы выросли достаточно скромно — всего на 14 %, с 7 % до 12 % чистой выручки. Что характерно, частично этот рост был обусловлен подготовкой к предстоящему поглощению компании Mellanox, которое обойдётся NVIDIA в рекордные для неё $6,9 млрд. Впрочем, если сделка не состоится, то NVIDIA просто заплатит израильской компании $350 млн «отступных».
Складские запасы продолжают сокращаться
На квартальном отчётном мероприятии руководители NVIDIA подчеркнули, что основная часть проблем, связанных с затовариванием складов, уже позади, и графические решения Turing пользуются исключительно высоким спросом, а на складах пылятся нераспроданные представители архитектуры Pascal. На рубеже второго и третьего фискальных кварталов, что соответствует примерно июлю-августу, игровой рынок должен нормализоваться, по оценкам руководства NVIDIA. По сравнению с предыдущим кварталом, компания действительно уменьшила величину складских запасов в денежном выражении, с $1,58 млрд до $1,43 млрд, причём самое заметное сокращение произошло среди продукции в наименьшей степени готовности.
Однако, если взглянуть на отчётность NVIDIA прошлых лет, то выяснится, что нормальное значение величины складских запасов в это время года — около $800 млн, и текущие значения всё равно превосходят норму примерно на 80 %. Склады придётся очищать с прежним рвением, и здесь компании поможет то обстоятельство, что носители архитектуры Turing в этом году ниже планки в $149 по ценовому позиционированию не продвинутся, сохранив возможность представителям поколения Pascal находить своих благодарных покупателей за пределами вторичного рынка видеокарт.
Некоторые расхождения в оценках наблюдаются и при обсуждении влияния процессоров Intel на способность NVIDIA продавать больше ноутбуков семейства Max-Q. Если документально в содержании формы 10-K компания считает, что дефицит процессоров Intel будет сдерживать рост выручки от реализации этих ноутбуков и во втором фискальном квартале, то в устных комментариях глава NVIDIA выражает уверенность, что худшее уже позади. Впрочем, если бы компания была готова давать радужные прогнозы на ближайшее будущее, она не стала бы отказываться озвучить прогноз на весь календарный 2019 год. В действительности же финансовый директор NVIDIA ограничилась лишь прогнозом на второй фискальный квартал, а это происходит не так часто. С другой стороны, подобная осторожность в большей степени связана с неопределённостью ситуации на серверном рынке, как считают отраслевые аналитики.