Еще в начале ХХ века заговорили о том, что наш
Работающая в США художница иранского происхождения активно использует самые отточенные научные инструменты — от 3D-печати до электроэнцефалографии и математического моделирования, — с их помощью перебрасывая мостик между неживым и живым. Технологии делают созданные человеком вещи естественной частью его собственного тела, интерактивными объектами, чья жизнь тесно переплетена с его собственной повседневной жизнью.
Свобода и интерактив
Технологии размывают и другие границы — традиционное профессиональное, ремесленное разделение художников. Благодаря им в наши дни стремительно сокращается дистанция между устроителями перформансов и инженерами, между скульпторами и материаловедами — по словам художницы, эта ситуация напоминает эпоху Ренессанса с ее «универсальными гениями». «Микеланджело был и архитектором, и художником, и скульптором, и поэтом. Он был и тем, и другим, и третьим одновременно, — рассказала Беназ Фарахи «Популярной механике». — Сегодня настало время художников нового Ренессанса, которые способны соединять в себе разные идеи и направления… Я верю в междисциплинарный подход». Поразительное видение мира от художницы, выросшей в консервативном обществе Ирана. «Иран не лучшее место работы для женщины-художницы, — признается Беназ Фарахи. — И главной проблемой является ограничение доступа к информации, к происходящему в остальном мире. Огромное число веб-сайтов, включая YouTube, которым я пользуюсь в поисках подсказок для того, чтобы делать свои проекты своими руками, в Иране блокированы». Закончив местный университет и оказавшись на Западе, художница училась быстро и с жадностью: «Здесь я ощутила, что доступно все, и смогла, наконец, заниматься тем, чем хотела», — добавляет Беназ. Ее желания оформились быстро, за несколько лет, и превратились в целый ряд проектов на стыке искусства и инженерии, интерактивных пространств и живого окружения.
Этот интерес можно сравнить с интересом младенца, разглядывающего собственные руки: «Где я заканчиваюсь? Где лежит граница между мной и остальным миром»? «Больше всего меня увлекает изучение отношений между телом человека и окружающим его пространством, — подтверждает художница. — И я стараюсь изучать это на разных масштабах, от архитектурного ландшафта до носимых устройств и одежды». Но если младенец понемногу учится проводить границы между собой и окружением, Беназ Фарахи эти границы пытается преодолеть. «Мне интересен новый взгляд, интересны живые, интерактивные, меняющие форму пространства, — поясняет она. — Эта новая область сегодня становится все популярнее и в архитектуре, и в моде, и в искусстве, и в технологиях».
Адаптивная архитектура
В представлении Беназ живое окружение будущего сможет «понимать» людей, которые в нем обитают, и «отвечать им посредством динамической, интерактивной архитектуры». Первым шагом к этому может стать распознавание жестов, движения и просто поведения — как в проектах художницы «Гиломорфический навес» и «Дышащая стена». Следующим большим шагом может быть распознавание мыслей — как в проекте «Синапс». Сперва окружающие нас предметы научатся нас понимать, а потом сумеют делать это и без слов.
В своих представлениях Беназ Фарахи далеко не одинока. Такое направление называется адаптивной архитектурой, и последователи его пытаются в корне пересмотреть всю традиционную архитектурную практику. И здания, и другие сооружения должны стать динамичными, откликаться на происходящее вокруг. Сторонники этого направления считают, что оно позволит вывести архитектуру нашего жизненного пространства на новый уровень функциональности — да и просто красоты. Хороший пример такого полезного проекта — уличные фонари, экономящие энергию и даже ночью загорающиеся лишь с приближением человека или автомобиля. Можно вспомнить и созданную Ахимом Менгесом и Оливером Кригом «метеочувствительную беседку» HygroSkin, которая меняется в зависимости от влажности воздуха — в дождь на ней проступают выпуклые формы.
Беназ Фарахи: «Я увлечена погружением человека в его живое окружение… это как оказаться внутри живого организма».
Эти идеи Беназ Фарахи развивает еще дальше, пытаясь оживить не только крупные формы, но и все наше искусственное окружение. «Всю историю архитектуры можно прочесть как историю отношений человека с созданной им же искусственной средой, — говорит художница. — В этот процесс вписаны все, от Витрувия до Ле Корбюзье. Но наше время создает совершенно новые возможности, появившиеся благодаря электронике и интерактивным системам; они позволяют перевести эти отношения на совершенно новый уровень». Одежда, меняющаяся под настроение своего носителя. Стена, отвечающая на движения людей внутри помещения. «Живым» становится всё — но заметим, что в центре этого торжества жизни всегда остается человек.
Человек в живом пространстве
«Меня интересует возможность эмпатии между людьми и их искусственной средой, — подчеркивает Беназ. — Среда может влиять на человека, человек может влиять на нее… Я вижу и свою задачу, и свое самое заветное желание в том, чтобы внести в это взаимодействие эмоции. Так, чтобы среда не отторгала человека, не делала его чужим, а принимала его и отвечала ему». Именно поэтому предметы и пространства в работах художницы, реагируя на поведение и желание человека, начинают двигаться и менять форму.
«В природе нет ничего неподвижного, здесь все реагирует, непрерывно изменяется, отвечает на внешние стимулы», — Беназ уверена, что рано или поздно наша искусственная среда станет такой же «интерактивной», как естественная. «Конечно, мои проекты пока во многом спекулятивны, — говорит она. — Но они позволяют исследовать такую перспективу. И, как каждый архитектор, я с нетерпением жду возможности воплотить эти решения в настоящих, работающих, населенных зданиях и ландшафтах».
Статья «Беназ Фарахи: приносящая жизнь» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2015).