Вчера состоялась закрытая презентация, на которой основатель Blue Origin и Amazon Джефф Безос объявил о том, что посадочный аппарат его фирмы доставит грузы (а возможно и людей) на южный полюс Луны к 2024 году.
«Это невероятный аппарат, и он отправится на Луну», – сказал он.
Джефф не назвал конкретных сроков реализации этого проекта, названного «Blue Moon». Однако он упомянул, что посадочный аппарат будет готов в срок к реализации планов президента Трампа по возвращению американцев на Луну – к 2024 году:
«Мы можем помочь уложиться в эти сроки, но только благодаря тому, что мы начали работу 3 года назад», – сказал Безос. «Пора возвращаться на Луну, на этот раз чтобы остаться».
Впервые об проекте «Blue Moon» стало известно 2 марта 2017 года из публикации в газете «The Washington Post», которая также принадлежит бизнесмену. 26 апреля, в преддверии презентации, Blue Origin опубликовало снимок судна «Эндьюранс» Эрнетса Шеклтона, на котором тот вместе с экипажем пытался добраться до Антарктики. Как стало известно из самой презентации, целью полёта первого посадочного аппарата должен стать одноимённый 21-километровый лунный кратер – Шеклтон. Он имеет глубину порядка 4,2 км и расположенный в непосредственной близости от Южного полюса Луны.
Посадочный аппарат будет способен доставлять на Луну до 3,6 тонн грузов, при заправленной массе порядка 15 тонн в базовом варианте, и до 6,5 тонн грузов в пилотируемом варианте с увеличенными баками. В качестве топлива будет использоваться водород и кислород, которые в перспективе планируют добывать из залежей, которые находятся на дне данного кратера – благодаря его высоким стенкам лучи Солнца никогда не достигают его дна, благодаря чему водяной лёд из приповерхностных слоёв кратера почти не испарился. В качестве источника энергии для аппарата также планируется использовать водородные топливные элементы, что должно позволить ему пережить двухнедельную лунную ночь при такой необходимости.
Пилотируемый аппарат предусматривает как беспилотную, так и пилотируемую версию: в первом случае на нём будут устанавливаться контейнеры для кубсатов (которые можно будет сбрасывать на орбите Луны), а на «крыше» аппарата может быть размещено несколько луноходов (которые будут спускаться на поверхность при помощи тросов), во втором же случае сверху аппарата будет размещён герметичный взлётный аппарат. В качестве основного двигателя посадочный аппарат будет использовать новый двигатель фирмы – BE-7 – производящий порядка 4,5 тонн тяги, и способный на глубокое дросселирование.
«Мы собираемся впервые произвести его огневые испытания этим летом», – сказал Безос. «Единственная причина, по которой мы можем это сделать заключается в том, что мы работаем над ним уже 3 года».
По словам источников в фирме, посадочный аппарат прошёл несколько циклов перепроектирования, прежде чем принял текущий вид. В этой работе Blue Origin также помогало NASA, от которых они получили две награды в рамках программы «Tipping Point»: первая из них была получена за технологию управления криогенным жидким топливом, а вторая – за тестирование технологии посадки, включающую лидары и датчики высоты. Фирма планирует также протестировать их на своей суборбитальной ракете «Нью Шепард».
В ходе презентации Джефф Безос также подтвердил свои прежние заявления о полёте первых клиентов на «Нью Шепард» уже в этом году, а также о запуске орбитальной ракеты «Нью Гленн» к 2021 году.
Blue Origin ранее предоставляло заявку в конкурс NASA по созданию лунного посадочного аппарата, крайний срок для которого был установлен в 25 марта 2019 года – за день до речи вице-президента Майкла Пенса о возвращении американцев на Луну к 2024 году. После этого NASA пришлось кардинально изменить этот конкурс, включив в него разработку сразу и посадочного, и взлётного аппарата, так как прежнее расписание предусматривало высадку лишь к 2028 году, и без кардинальных изменений NASA было невозможно уложиться в озвученный вице-президентом срок. Пока что новые условия конкурса NASA лишь готовятся, но можно быть уверенным, что Blue Origin будет участвовать в нём со своим посадочным и взлётным аппаратом.
Согласно текущему расписанию разработок Blue Origin, базовая версия посадочного аппарата будет готова к полёту на Луну в 2023 году, и вероятно уже тогда доставит какое-то оборудование к будущему месту посадки астронавтов. Полная версия «Blue Moon» с посадочным и взлётным аппаратами будет протестирована в 2024 году с астронавтами на борту, после чего уже должна будет произойти непосредственно высадка людей на Луну.
Также значительную часть презентации Джефф Безос посвятил разговору о своём долгосрочном видении развития космонавтики: он начал разговор с того, что сказал что для обеспечения человечества электричество сейчас достаточно покрыть солнечными панелями площадь сравнимую со штатом Невада, но благодаря росту потребности в электричестве порядка 3% в год через пару столетий для этого не хватит и всей поверхности планеты. Если люди не начнут расширяться за пределы Земли в Солнечную систему, то в какой-то момент человечество столкнётся с конечностью ресурсов и энергии на Земле.
«Это путь, по которому мы будем идти. И это путь впервые может привести к тому, что ваши внуки будут жить хуже, чем вы», – сказал Безос.
В продолжении разговора он сказал о том, что тяжёлую индустрию в будущем надо будет вывести за пределы Земли, и что миллионы людей в будущем будут жить и работать в космосе. Это видение включает на данном этапе истории создание того, что Безос назвал «инфраструктурой», необходимой для экономически выгодной работы космических предпринимателей. «Задача этого поколения – строительство дороги в космос, чтобы будущие поколения могли раскрыть свои творческие способности», – сказал он. «Большие дела начинаются с малого».
Видеозапись презентации.
Автор: Денис Нырков