Рейс авиакомпании «Аэрофлот» SU-1492 из Москвы в Мурманск выполнялся пассажирским лайнером «Сухой Суперджет 100» с бортовым номером RA-89098. На борту находилось 73 пассажира и 5 членов экипажа, включая командира с налетом более 6800 часов (это около 9,5 месяцев непрерывного полета), из которых 1400 — на этой модели самолета.
По сообщениям пассажиров рейса, которые подтверждаются членами экипажа, во время набора высоты в самолёт попала молния. Вероятно, из-за этого произошел отказ части оборудования, и на высоте три километра экипаж подал сигнал pan-pan. Это означает, что произошла аварийная ситуация, однако в данный момент угрозы жизни для людей на борту нет.
«Pan Pan Pan Pan Pan Pan аэрофлот 492 у нас потеря радиосвязи и самолёт перешёл в direct mode» — последний сеанс связи рейса SU-1492 по данным частных радиоперехватов.
После этого сообщения, радиосвязь с бортом была потеряна. Переход электродистанционной системы управления в режим direct mode (или direct law) означает отключение всех компенсирующих и вспомогательных систем управления. Сигнал от органов управления в кабине экипажа напрямую передается на механизацию крыла и хвостового оперения, а угол их отклонения напрямую зависит от усилия, прилагаемого пилотом.
В воздухе «Суперджет» провел еще около 20 минут, совершил за это время один круговой маневр для снижения высоты и скорости, а затем осуществил посадку. При касании полосы вертикальная скорость была слишком высока, из-за чего произошло скоростное козление самолета — отскок от полосы с последующим повторным касанием. Этот эффект наиболее часто является результатом либо ошибки пилотирования, либо следствием серьезного конструктивного недостатка.
По предварительным данным, превышение максимально допустимой посадочной массы самолета составило около одной тонны. Конструкция большинства гражданских самолетов, включая Superjet 100, не подразумевает возможности сброса топлива на случай аварийной ситуации, а только его выработку до посадки. Судя по всему, экипаж SU-1492 не был уверен, что кружение в зоне плотного воздушного трафика над населенными пунктами в сложившейся ситуации безопасно.
Третье касание полосы оказалось фатальным — основные стойки шасси не выдержали. Они подломились, пробили баки и почти сразу возник пожар. Поскольку борт не горел, когда заходил на посадку, наземные службы пожаротушения и спасения были приведены в готовность, но не ждали самолет в конце полосы. Тушение началось в течение двух минут после остановки самолета, а эвакуация людей заняла менее минуты при нормативе 90 секунд.
View this post on Instagram
Ребят, со мной все хорошо, жив и цел. Успел выскочить. Это рейс Москва-Мурманск 17.50. Остальное смотрите в новостях. Огромные соболезнования семьям погибших. Upd — моя фамилия в списке раненых фейк. Либо ошибка. Я здоров. Спасибо вам всем за тёплые слова и за поддержку
A post shared by Mikhail Savchenko (@mikkentosh) on May 5, 2019 at 8:51am PDT
Поступают непроверенные сообщения о том, что часть пассажиров, вопреки указаниям экипажа, пыталась унести с собой личные вещи, что частично подтверждается некоторыми фото — на них люди уходят от горящего самолета с чемоданами. Свидетели описывают действия экипажа как профессиональные и эффективные, а информация о чрезмерно долгом реагировании наземных служб не нашла подтверждения.
Установлением причин катастрофы занимаются Следственный комитет, комиссия Межгосударственного авиационного комитета и транспортная прокуратура. Основные версии — отказ оборудования в результате попадания молнии и ошибка пилотирования при аварийной посадке. По мнению министра транспорта РФ Евгения Дитриха, «оснований для приостановки полетов всех самолетов модели Sukhoi Superjet 100 нет».