В начале этого месяца команда The Dumping Union, занимающаяся сохранением цифрового наследия, сделала важное для мира эмуляции аркадных автоматов заявление. В руки этому коллективу попал ROM-образ Akka Arrh — чрезвычайно редкого прототипа игры Atari для аркадных автоматов, а также один из немногих оставшихся автоматов, который до недавнего времени не эмулировался в MAME (Multiple Arcade Machine Emulator).
Эта новость сама по себе могла стать примечательным событием в мире истории игр, и Dumping Union соответствующим образом озаглавила своё объявление на форуме. Но это ещё не всё — история, поначалу казавшаяся открытием редкой игры, превратилась в правдоподобный рассказ об «ограблении», предпринятом «народным мстителем».
Немного истории
История Akka Arrh (во время разработки также известной под названием Target Outpost) уходит корнями в 1982 год, когда игра была разработана Дейвом Рэлстоном и Майком Хэлли из компании Atari. Эти разработчики создали для компании множество других запомнившихся аркадных игр (похоже, что название игры является аббревиатурой от «Also Known As Another Ralston Hally», «также известная, как ещё одна игра Рэлстона и Хэлли»). После небольшого пробного выпуска автомата 1982 году поворотное управление с помощью трекбола посчитали слишком сложным для массового рынка того времени. Поэтому несмотря на то, что Akka Arrh была практически готова и уже имела свой собственный уникальный дизайн автомата, от широкомасштабного выпуска отказались в пользу более многообещающих проектов Atari.
Сохранившиеся тестовые прототипы были спасены от уничтожения при ликвидации складов Atari, скорее всего, во время или после эффектного краха компании, а спустя годы добрались до чрезвычайно скрытных коллекционеров аркадных автоматов. Считается, что существует всего три таких автомата, и всего два из них зарегистрированы в переписи сообщества Vintage Arcade Preservation Society, в которую входят примерно 8 500 коллекционеров.
В Akka Arrh играют на MAME.
Из-за такой малой распространённости чипы ROM, содержащие программу игры Akka Arrh не были (до недавнего времени) записаны в дамп и каталогизированы в огромной базе данных Multiple Arcade Machine Emulator. Это плохо для сообщества людей, сохраняющих историю, но может хорошо сказываться на стоимости этих чрезвычайно редких машин. В конце концов, коллекционеры может быть и не захотели платить ту же цену за редкий автомат, если бы они (как и любой другой) могли просто сыграть в игру в эмуляторе.
Но владельцы Akka Arrh скрыли эту редкую игру ото всех. Время от времени автоматы выставляются для бесплатной игры на таких мероприятиях, как California Extreme, предоставляющих единственную возможность оценить игру публике. Тем не менее, многие участники сообществ, занимающихся эмуляцией и сохранением игр, высказывали недовольство тем, что такой исключительный образец истории Atari по сути недоступен для всех, за исключением горстки частных коллекционеров.
Сомнительный ремонтник?
Всё это даёт понять, насколько важно было наконец увидеть, что с ROM Akka Arrh сделали дамп, и в игру можно сыграть на MAME. Это произошло в начале этого месяца, 37 лет спустя после создания игры. Но откуда же взялся этот ROM, и почему его дамп сделали только сейчас?
Директор Dumping Union, в сети известный под именем Smitdogg, сообщил только, что дамп был получен от анонимного дарителя. Но посетитель форума MAMEWorld с позывным «atariscott» сделал по этой теме громкое заявление:
Всего было создано три машины. Все они хранятся в частных коллекциях. К одному из коллекционеров пришёл специалист для обслуживания части автоматов. Недобросовестный специалист скопировал ROM-ы без разрешения владельца. Игра не была сломана и «чинить» в ней было нечего. Владелец просмотрел пару месяцев записей с камер наблюдения, пытаясь поймать вора на месте. Впервые в истории кто-то отважился украсть ROM-ы у коллекционера.
Не зная контекста, к этой истории легко отнестись скептически. Например, обвинение было предъявлено в единственном посте atariscott на форумах MAMEWorld. Однако этот аккаунт был создан ещё в 2005 году, и для обычного тролля это кажется слишком долгой подготовкой плана.
Два автомата Akka Arrh из коллекции Скотта Эванса.
Подробный снимок ROM-чипов, на которых хранятся непонятно откуда возникшие данные игры Akka Arrh.
В Akka Arrh играют на шоу California Extreme, примерно 2003 год.
В коллекции Эванса также содержится уникальная версия Battlezone, которая использовалась для обучения Армии США.
Atariscott — это ещё и никнейм коллекционера Atari Скотта Эванса, который использует его для публикаций на других форумах ретро-игр (а также в Instagram). И Эванс скорее всего может знать что-то о состоянии Akka Arrh, ведь он широко известен в сообществе коллекционеров тем, что владеет большим количеством редких прототипов аркадных автоматов. В этом списке есть не один, а целых два автомата Akka Arrh (по крайней мере один из них с тех пор был продан другому коллекционеру).
Эванс также владеет двумя автоматами Marble Man — прототипами сиквела Marble Madness, которые являются ещё одним «несдампленным» граалем, недоступным для сообщества любителей эмуляции. А ещё у него есть Bradley Trainer — версия автомата Atari Battlezone, модифицированная для обучения военных США. Эванс обнаружил этот единственный сохранившийся автомат «рядом со свалкой неподалёку от закрывшихся офисов Midway», если верить его рассказу.
Кроме аркадных автоматов Эванс также коллекционирует информацию об Atari. Недавно он пожертвовал почти полный набор исходного кода аркадных автоматов Atari музею The Strong Museum of Play. Его он тоже собрал в мусоре Midway. Также Эванс содержит онлайн-каталог информации об аркадных автоматах Atari; сначала он находился на at Safestuff.com, а позже — на AtariGames.com.
Правда ли это?
Если «atariscott», который опубликовал пост на MAMEWorld и есть Эванс, то есть веские причины поверить этой истории. Мы пытались разными способами связаться с Эвансом, но он ничего не ответил по этому поводу.
Но этот пост на форуме — не единственный источник информации. Один уважаемый коллекционер автоматов, непосредственно знающий обо всех сохранившихся автоматах Akka Arrh и их владельцах (он пожелал остаться неизвестным), сказал мне, что «это похоже на правду». Этот источник сообщил мне, что жертва предполагаемой кражи рассказал приблизительно такую же историю другим владельцам Akka Arrh (вас не должно удивлять, что они знакомы друг с другом).
«Им сообщили, что кражу совершил специалист, имевший доступ к автомату. Ещё до публикации ROM-ов ходили слухи, что этот человек нечист на руку», — рассказал нам коллекционер. «Дамп был сделан не с их платы, но они были очень расстроены публикацией ROM-ов, ведь этот автомат очень редкий».
Это далеко не прямая улика и не свидетельство, подтверждающее историю «несогласованного копирования специалистом по ремонту». Но учитывая изолированность и скрытность мира коллекционирования редких аркадных автоматов, это лучшее, на что мы пока можем рассчитывать.
Однако даже если такая история ходит в этих кругах, это не значит, что она верна. Например, «кража» может быть прикрытием для владельца Akka Arrh (бывшего или нынешнего), просто решившего добровольно поделиться собственным дампом ROM.
Блогер из Arcade Heroes и владелец аркадных автоматов Адам Пратт имеет собственное мнение, которым он поделился с нами:
Похоже, что в ходящей по сети истории чего-то не хватает… Мне кажется маловероятным, чтобы техник пришёл в коллекцию для починки другого автомата, взломал Akka Arrh, вытащил из него все ROM-ы, один за другим переписал их (для этого ему нужно было оборудование для чтения ROM и компьютер), а потом собрал всё обратно и его никто не заметил. Есть вероятность, что Эванс или кто-то из двух других коллекционеров однажды сделал резервную копию ROM-ов, а потом эта копия утекла в сеть, или один из коллекционеров наконец решил анонимно их выложить.
Должны ли они находиться в музее?
В этом видео, снятом в 2014 году, показан прототип Akka Arrh из коллекции Джо Магиера (12:24).
Правда это или нет, но обвинение снова возродило споры, уже долго существующие в кругах, занимающихся эмуляцией. Имеют ли коллеционеры редких игр и прототипов моральное обязательство публикации кода ради сохранения истории? А если они отказываются, то есть ли этические аргументы за то, чтобы в буквальном смысле проникнуть в частную коллекцию и сделать несанкционированную копию игры для потомков?
«Все ROM-ы уже намного пережили свой расчётный срок хранения информации», — пишет Smitdogg из Dumping Union в своём посте на MAMEWorld. «Удивительно, что данные по-прежнему можно извлекать, если ROM-ы оригинальные. Это просто чудо. Первым логичным действием любого разумного технаря было бы создание дампа ROM-ов. Меня удивляют люди, которые считают, что владеют этими данными, как будто они владеют правами на копирование».
Создание дампа ROM, говорит Smitdogg, просто делает игру Akka Arrh «аналогичной всем другим играм, которые были эмулированы за последние 25 лет».
Некоторые с этим не согласны. «Если это заявление верно, то коллекционер, которого предположительно обокрали, имеет полное право гневаться», — говорит пользователь MAMEWorld Mooglyguy. «Личная вещь человека, приобретённая как частная покупка — это его сакральное право. Мы можем сидеть здесь и спорить о моральных обязательствах сохранения истории, но в конце концов эти коллекционеры или должны сами прийти к детсадовской концепции дарения по собственной воле, или их нужно оставить в покое. Заставлять их что-то делать — это невероятно плохо».
И только то, что игра недоступна обществу эмуляторщиков, не означает, что индивидуальный владалец не сохраняет её для истории. Как сказал сам Эванс в своём посте 2009 года, «для „сохранения“ игр они необязательно должны быть в MAME».
Если история atariscott о ROM Akka Arrh правдива, то Пратт считает, что действия ремонтника «были правильными, но в то же время поступок был неправильным». С одной стороны, Пратт говорит, что он «доволен тем, что игра будет сохранена и доступна широкой публике». С другой стороны, «существует уровень доверия, при котором коллекционер позволяет кому-то прийти и работать с его играми».
Пока не доказано, сможет ли выпуск игры в MAME уменьшить коллекционную стоимость по-прежнему чрезвычайно редких прототипов автоматов. «По моему мнению, наличие Akka Arrh на MAME не умаляет ценности сохранившихся машин», — говорит Пратт. «Более того, оно может даже повысить её, потому что теперь об игре знает больше людей».
«Аркадные автоматы — это не только программы», — продолжает он. «Когда оборудование специально адаптируется под игровой процесс, это имеет бОльшую ценность, чем покупка простой цифровой копии в Steam… Оборудование Akka Arrh уникально, поэтому если бы у меня был шанс, то я бы предпочёл играть на оригинальном автомате, а не в эмулированную версию».
Автор: PatientZero