Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии

в 8:02, , рубрики: Блог компании ГК ЛАНИТ, Карьера в IT-индустрии, Ланит

Наша компания «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» занимается разработкой наукоемкого программного обеспечения — с далекого 1991 года мы активно работаем на иностранных рынках:  в странах Европы и США. В 2015 году мы решили, что логичным шагом вперед для развития бизнеса будет открытие офиса где-нибудь в Европе. Для компаний, работающих на международном ИТ-рынке, это обычная практика. При работе с зарубежными клиентами наличие европейского представительства и команды специалистов играет исключительно положительную роль.

Выбор пал на Италию, более того — на юг этой страны, солнечную Апулию.  В этой статье мне хочется поделиться полученным опытом и рассказать о тех сложностях, с которыми мы столкнулись на своем пути.

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 1

Источник

Мы как истинные математики и программисты решили не идти проторенным путем и не открывать представительство в Румынии или Болгарии, Англии или США. Мы составили список критериев оценки потенциального местоположения, выбрали довольно солидное количество городов-кандидатов, провели исследование. И, неожиданно, лучшим выбором по совокупности баллов оказался Бари — старинный город на берегу моря на солнечном юге Италии.

Основные критерии, по которым мы осуществляли выбор, были следующие:

  • наличие квалифицированных ИТ-кадров по ключевым компетенциям компании;
  • невысокая стоимость оплаты труда специалистов-европейцев;
  • удобная логистика (близость аэропорта);
  • наличие научной и технической школы.

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 2

Источник

Это место сочетает в себе изобилие памятников древней истории и архитектуры с отличными возможностями для развития инновационных компаний.

В Бари существует сильная техническая школа, представленная двумя университетами (Политехническим и Государственным университетом Альдо Моро), которые выпускают квалифицированных технических специалистов.
 

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 3

Источник

При этом, общий уровень развития IТ-среды в данном регионе довольно низкий, поэтому молодые специалисты вынуждены уезжать на север страны в поиске работы. А казалось бы, все есть для процветания IT-компаний — высокотехнологичные производства, нуждающиеся в IT-решениях, поддержка государства, научная база, активная поддержка инновационной среды стартапов. Мы были уверены, что легко найдём здесь квалифицированных специалистов по основным бизнес-направлениям нашей компании: разработке наукоемкого программного обеспечения и компьютерному зрению.

Опыт открытия компаний за рубежом у нас уже был в Нидерландах, Финляндии, Дании, поэтому мы понимали, что важно иметь поддержку «принимающей» стороны. Мы провели переговоры с местными представителями бизнеса в Бари, Национальным агентством по внешним инвестициям и развитию предпринимательства. Составили четкий план и сформировали бюджет. Но, как оказалось, Италия – это страна, в которой мало что можно предсказать, даже если всё зафиксировано и предварительно оговорено. Открытие компании заняло почти втрое больше времени, чем мы предполагали.

Подробности этой истории могли бы стать основой для большой юмористической статьи под названием «Добро пожаловать в Италию!». Но я хочу рассказать про главные сложности, с которыми мы столкнулись.

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 4
Источник

1. В Италии не действует правило «Обращайся в серьезную консалтинговую компанию, и все пройдет на высшем уровне». Обещания и проверенный контракт не являются гарантией: адвокатов и долгих процессов в стране очень много, и итальянцы это знают лучше, чем иностранцы. Срыв сроков, постоянные выходные и праздники, неумение дать четкий ответ на поставленный вопрос – это всеобщая проблема, которая характерна как для частных лиц, так и для больших организаций с очень жесткой иерархией. Даже с нашим многолетним опытом сотрудничества с иностранными партнерами было сложно представить масштаб этой проблемы.

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 5

Источник

2. Языковой барьер. Очень мало тех, кто может объясниться на английском, даже в компаниях международного уровня.

3. Темпы работы и деловой реакции значительно ниже, чем в России, США, Скандинавии. Но при этом государственные структуры из-за усиленного контроля за качеством работы и услуг со стороны правительства функционируют на должном уровне: если сказано, что должны ответить в десятидневный срок, то ответ приходит даже раньше положенного времени.

4. Стоимость услуг завышена для иностранных компаний и изначально сложно определима (например, стоимость нотариальных услуг).

5. Италия остается закрытой страной для иностранного среднего бизнеса. Свой бизнес построен и работает на семейно-родственных связях (как бы странно это ни звучало в XXI веке). Эти связи настолько сильны, что иногда противоречат здравому смыслу, желанию получать прибыль и развивать деятельность. Всё по максимуму строится на уровне личных связей. Такая система сдерживает развитие, а иногда и убивает некоторые компании.

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 6

Источник

6. Сложное, непрозрачное законодательство, для работы с которым требуется опытный юрист (в Италии самое большое количество адвокатов среди всех европейских стран).

Но в итоге «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» все-таки удалось открыть итальянский офис, построить эффективную организационную структуру и даже привлечь необходимое количество сотрудников. Мы очень благодарны людям, которые по собственной инициативе помогли нам в этом. Несмотря на то, что мы работаем всего несколько лет, компания показывает положительный баланс и динамично развивается.

Наш офис находится на морской набережной, в исторической зоне Фьера ди Леванте: в пешей доступности — рестораны с террасами с видом на море,  один из городских пляжей.

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 7

Вид на город со стороны Фьеры ди Леванте

Сам офис расположен в современном коворкинге Impact Hub (или просто Хаб). Не могу не сказать пару слов об этом месте, т.к. оно является ярким примером того, почему итальянцы славятся своими умениями в дизайне интерьеров и чувством вкуса во всем мире. Буквально за пару лет группа молодых ребят (архитектор, специалист по PR и экономист) создали из невзрачного выставочного павильона современное офисное пространство, которое сочетает в себе как уютные минипространства для отдельных специалистов, так и закрытые офисные помещения для компаний с большим количеством комнатных ухоженных растений, минисадом с банановыми пальмами и большелистными авокадо.

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 8

Утром вас встречает манящий запах кофе, который готовит персонал Хаба для всех желающих на кухне. Когда я искала помещение для офиса, я встретилась с архитектором Джуси. Она меня спросила, какой офис я бы хотела иметь для «ЛАНИТ-ТЕРКОМ». Каково же было мое удивление, что после буквально пары фраз описания про натуральное дерево, стекло и свет, я через месяц увидела все это реализованным в наших помещениях, где также появились и подушечки в наших корпоративных цветах (видимо, Джуси подсмотрела их на нашем логотипе).

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 9

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 10

Сейчас в итальянском представительстве «ЛАНИТ-ТЕРКОМ» работают 15 человек, 14 из которых — итальянские специалисты.

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 11

Признаюсь, что изначально планировалось перевести в Италию несколько российских специалистов для передачи знаний по некоторым текущим проектам. Мы провели опрос в российском офисе. Для меня стал небольшим открытием тот факт, что в результате не нашлось технических специалистов, которые бы согласились «добровольно» переехать на 2-3 года в Италию. Раньше на отечественных отраслевых мероприятиях всегда обсуждалась проблема «утечки мозгов», в СМИ часто появляются статьи о том, как россияне хотят уехать жить в другие страны. На деле оказалось, что провести лето, пожить пару месяцев для программиста — «да», а приехать на длительное время — однозначное «нет». Сразу же всплывали вопросы по поводу сложностей с семьей (здесь, например, нет русских школ и детских садов) или домашних животных (невозможность дать точный ответ на вопрос, как скоро можно забрать кота и сложно ли при его наличии найти квартиру, гасил интерес потенциальных кандидатов на переезд). Но мы справились с задачей передачи знаний с помощью командировок. Более того, наших технических специалистов часто приглашают читать семинары в местные вузы. Схема распределенных команд еще раз доказала свою эффективность. Более того, в одном проекте после двух лет разделения на отдельные задачи для российской и итальянской групп разработчиков заказчик в результате предпочел создать смешанные команды.

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 12

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 13

Сотрудники итальянского офиса

Итак, основные моменты, на которые я советую обратить внимание при открытии бизнеса в Италии.

1. Итальянская Республика – это относительно молодое образование, где каждая административная единица остается самобытной, несмотря на общее название Италия. Это значит, что, если вы хотите открыть компанию в Апулии, то ни в коем случае не стоит это делать ни с какой консалтинговой компанией из Рима или Милана. «Чужаков» из соседних земель не любят. Необходимо строго следовать правилу и находить через хороших знакомых локального агента, который поможет с открытием. Идеальный вариант — если уже кто-то из вашей компании провел пару лет в Италии, узнал изнутри страну, столь прекрасную для туризма и столь неоднозначную для ведения бизнеса.

2. Необходимо на хорошем уровне знать итальянский язык, так как вести бизнес на английском невозможно.

Бобро поржаловать, или Что нужно знать о бизнесе в Италии - 14

Источник

3. Нужно быть готовым потратить большое количество времени на административные и бюрократические моменты: подготовку документов, встречи с нотариусами или даже с банком. (Я никогда не думала раньше, что будет такое плотное общение с менеджером банка по каждому вопросу. Итальянцы сами очень любят банки. Видимо, это что-то опять из культурно-исторических особенностей.)

4. Последним пунктом я бы хотела упомянуть все еще существующее на юге Италии различное отношение в бизнесе к мужчинам и женщинам. Для меня было очень удивительно узнать, что в Италии есть  государственные программы по поддержке женщин в бизнесе, науке. Например, в 2018 году на национальном уровне запустили проект по привлечению женщин на факультеты информатики, математики, физики. До сих пор тут бытует мнение, что мир работы — это мужской мир. К этому стоит добавить различие в отношении итальянцев к возрасту. Молодежь здесь учится до 30 лет, потом спокойно («пьяно-пьяно») начинает работать. К 40-42 годам итальянцы начинают понимать, чего хотят от жизни, а к 55-60 выходят на позиции начальников/проект-менеджеров. (В российских офисах к 30 годам становятся успешными директорами крупных департаментов не только мужчины, но и женщины.)

В итоге, несмотря на все сложности и шероховатости процесса открытия нашего итальянского офиса, все получилось. Не секрет, что Россия и Италия дружили с давних времен (большое количество итальянских художников, архитекторов, музыкантов работали в России, а российских — в Италии). Мы с гордостью говорим, что сейчас в век технологий создаем инновационные решения с российско-итальянской командой, продолжая эту вековую традицию дружбы. Еще много предстоит сделать и развить. Посмотрим, как все пойдет.

Автор: Katherina_L-T

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js