Изначально Agile ассоциировался исключительно с ИТ-сферой и стартапами. Для ИТ продуктов идеально подходит гибкая методология разработки и она легко ложиться в основу молодых проектов, которые только выходят на рынок.
А что делать большим традиционным компаниям, которые годами жили в WATERFALL проектах и чтобы согласовать новую кнопку на сайте проходят семь кругов бюрократического ада?
Сейчас мы наблюдаем распространение Agile в новых сферах: банковские структуры (и речь далеко не только о финтехах), транспортные услуги и пр.
Часть компаний применяют новую методологию к отдельным продуктам, некоторые, переводят целые подразделения в такой формат.
Про что не стоит забывать и что может помочь при внедрении Agile в крупной компании?
Не всё сразу
Самое главное сохранить баланс. В любой крупной компании есть ограничения, про которые не нужно забывать при внедрении гибких методологий. Нужно понимать, что часть подразделений продолжат свою привычную работу и не перейдут в Agile. Руководителям важно устанавливать приоритеты и последовательность действий.
Необходимо ответить себе на вопрос: сколько гибких команд мы сможем запустить и поддерживать?
Где золотая середина между интересами сотрудников и ограничениями компании?
Число agile-команд повысит уровень гибкости компании, но не стоит забывать о том, как команды взаимодействуют с остальной организацией.
Начни с себя
Большая ответственность при внедрении новых методологий лежит на руководстве компании. Здесь пригодятся все лидерские качества. Только, подавая личный пример и меняя свое отношение к ведению бизнеса и бизнес процессам, руководитель сможет каскадировать до всех сотрудников значимость изменений и их необходимость.
Все просто, хочешь что-то изменить- начни с себя.
Если руководитель заходит на Stand Up в одну из команд и в комнате виснет гробовая тишина, то что-то здесь не так.
Усиливай команду
Команда в этой истории, пожалуй, самый важный пункт. И об этом стоит думать с самого начала.
Необходимо провести обучение сотрудников с полным погружением. Сейчас на рынке образования достаточно сильных игроков, которые специализируются на теме внедрения Agile.
Также большую популярность набирают акселераторы, в которые компании отправляют своих сотрудников. Акселератор позволяет сделать несколько важных замеров для руководителей. Например, на сколько замотивирован сотрудник, посмотреть на практические задания, а не только дать теорию, понять с кем дальше не по пути, а кого стоит поощрять и развивать.
Нанять правильных людей — это не самое главное для успеха. Важнее вовремя уволить неправильных.
Если в компании в текущий момент нет сотрудников, которые необходимы для полноценной работы команды, нужно усиливать команду.
Если в компании часть сотрудников токсично влияют на работу других и мешают изменениям, нужно прощаться с такими людьми.
Научись делегировать по-настоящему
Большая проблема крупных компаний- перепроверять чужую работу. Десятки кругов согласования, бесконечные правки… в результате человек не чувствует ответственность за свою работу. Какие проблемы? Меня же все равно перепроверят!
Важная задача руководства — научиться делегировать по-настоящему.
Руководители полностью отвечают за результаты бизнеса, но при этом полагаются на более клиентоориентированные agile-команды.
Руководитель говорит ЧТО делать, а не КАК.
Весь waterfall в голове
Часто результат работы сотрудников в больших корпорациях измеряют вехами дорожных карт.
Составляется дорожная карта продукта с вехами на 5 лет вперед и по ней нужно следовать, отчитываться по каждой вехе. И во главу создания продукта встает не прибыль от продукта, его полезность, цели по важным для продукта метрикам и тд, а четкое соблюдение дорожной карты.
Что делают сотрудники, если провалили задачу? Правильно, переносят веху.
Что делают сотрудники, если выполнили задачу за 2 недели, а не за квартал? Правильно, отчитываются о перевыполнении в конце квартала.
За годы работы создается определенный образ
Скорректировать ценности, научиться брать на себя и разделять ответственность, иметь общие понятные цели.
«Почему Agile не работает в крупных компаниях?
Стикеры через 6 месяцев отклеиваются.»
Пусть эта штука будет не про ваш бизнес.
Становиться гибкими, создавать более адаптивные решения, слышать потребности наших клиентов и развиваться в новом темпе современного мира- именно эти вызовы мы получаем каждый день.
Автор: NovikovaSM