Спустя 6 суток после падения аппарата «Берешит» на лунную поверхность, команда SpaceIL официально озвучила интригующую версию аварии на Луне 11 апреля 2019 года. И возникает еще больше вопросов о случившемся.
В продолжении этой публикации.
Официальная на данный момент последняя фотография с аппарата «Берешит» (15 км до поверхности Луны):
Предварительные результаты расследования аварии: в процессе посадки бортовым компьютером была активирована команда, исполнение которой привело к фатальному результату для миссии
Here are the findings of the preliminary investigation of Beresheet’s landing maneuver: It appears that during the landing process a command was entered that led to a chain reaction, which caused the main engine to switch off and prevented it from being reactivated.
«Похоже, что во время процесса посадки была введена команда, которая привела к цепной реакции, вызвавшей отключение основного двигателя аппарата и не позволила возобновить его работу далее.»
Таким образом, возможно, что это была программнаячеловеческая ошибка (ввод команд происходил оператором или инженерами в ЦУП) в процедуре посадки аппарата «Берешит».
Список команд и режимы работы с аппаратом «Берешит» утверждались и передавались только из ЦУП SpaceIL. Инженеры SpaceIL создавали патчи для бортового компьютера аппарата, проверяли их работоспособность и функционал, а также готовили команды для процедуры посадки.
Интересно, перехватить управление аппаратом и внедрить в его бортовой компьютер дополнительный кодкоманду, теоретически, возможно было сделать или там все же была определенная защита от внешнего несанкционированного доступа?
Ведь при посадке время шло на секунды и операторы могли проморгать ситуацию с получением аппаратом чужих команд. Хотя, в этот момент операторы также колдовали в ручном режиме, пытаясь работать с аппаратом. Может тут тоже случилась нестыковка по введенным командам в одно время.
Но, скорее всего, тут была ошибка в «своем» коде (может она была в одном из многочисленных патчей, которые передавались на бортовой компьютер после каждой его перезагрузки), в котором содержалась фатальная команда.
Умышленно или случайно была введена эта команда, которая привела к аварии — этот факт останется закрытым, скорее всего, хотя ждем окончательных результатов в ближайшее время от SpaceIL, которые они пообещали обязательно опубликовать.
Что известно об аппаратных и программных компонентах аппарата «Берешит»:
— бортовой компьютер один (1), не продублирован (было несколько перезагрузок компьютера в процессе полета до Луны);
— программный код управления, команды и работа с бортовым компьютером — на языке С;
— из-за того, что компьютер только один, при перезагрузке все обновления (патчи) стираются и их нужно дополнительно загружать заново в систему;
— скорость передачи данных низкая: одна фотография большого разрешения (с камеры 8 Mpx) загружается 40 минут;
— DLR (Немецкий аэрокосмический центр) проводил тестирование механизма посадки аппарата «Берешит»;
— команда в ЦУП SpaceIL: большинство — это инженеры космической отрасли и ученые-физики, несколько молодых ученых и инженеров, которые только изучают системы спутникового управления.
Когда мог быть внедрен код с этой фатальной командой? Скорее всего, при поготовке к процедуре посадки.
Но команда в бортовом компьютере сработала уже после прохождения аппаратом «точки невозврата», когда начался автоматический управляемый только бортовым компьютером процесс посадки.
Хотя в ЦУП SpaceIL была попытка в режиме ручного управления повлиять на ситуацию с аппаратом при посадке.
На расстоянии 800 км от места посадки начинаются посадочные процедуры:
Аппарат «Берешит» получит серию команд из ЦУП:
Будут активированы датчики посадки (основной и резервный):
Будет начата процедура изменения положения (ориентации) аппарата «Берешит»:
После окончания подготовительных процедур перед посадкой, у бортового компьютера аппарата «Берешит» и в ЦУП будет возможность оценить состояние систем и готовность к посадке, если что-то будет работать некорректно, то процедура посадки будет отменена, если все штатно, то после начала следующего этапа посадки больше никакой отмены сделать уже не получится:
Если все идет штатно, то аппарат «Берешит» начнет снижать свою орбитальную скорость и уменьшать расстояние до поверхности Луны с помощью основного и вспомогательных двигателей, эта процедура займет 15 минут:
Видео посадки:
Что происходило, согласно видео посадки, с аппаратом (времена указаны из видеоролика):
23:03 Индикатор телеметрии стал зеленым. Режим: ориентация.
25:04 Режим: торможение.
25:20 Пройдена «точка невозврата».
25:26 Индикатор «точки невозврата» стал черным.
25:52 Индикатор вертикальной скорости зеленый.
28:16 Индикатор телеметрии перестал быть зеленым.
28:20 Индикатор телеметрии не мгновение стал зеленым, потом перестал быть зеленым.
29.37 Дистанция: 210 км.
29:50 Дистанция изменяется на 385 км.
30:03 Дистанция изменяется на 370 км.
30:40 Индикатор телеметрии стал зеленым.
30:51 Дистанция изменяется на 314 км.
31:33 Показана картинка-селфи с Луной. Высота около 22 км? Индикатор телеметрии стал зеленым.
31:50 Индикатор телеметрии перестал быть зеленым.
31:55 to 32:29 "[неразборчиво] убить его (процесс?)." "[еще неразборчивее] занят"
(тут инженеры уже в режиме ручного управления пытаются бороться с возникшей нештатной ситуацией)
32:48 Показывается экран телеметрии. Индикатор телеметрии желтый. Высота 14095 м. Горизонтальная скорость 955.5 м/с. Вертикальная скорость 24.8 м/с. Основной двигатель включен. Ячейка «горизонтальная скорость» желтая. Другие параметры показаны зелеными, за исключением индикатора телеметрии.
32:49 Все двигатели включены.
32:51 Все двигатели выключены.
32:55 Основной двигатель включен.
32:57 Все двигатели включены.
32:59 Основной двигатель включен. Дистанция: 183.8 км.
33:01 — 33:03 «датчик IMU не в порядке»
33:02 Все двигатели включены.
33:05 Основной двигатель включен.
33:07 Все двигатели включены.
33:09 Основной двигатель включен.
33:11 Все двигатели включены.
33:13 Основной двигатель включен.
33:16 Все двигатели включены.
33:20 Индикатор телеметрии стал зеленым. Все двигатели выключены. Все картинки замерли (нет изменений в показаниях).
33:32 Индикатор телеметрии перестал быть зеленым. Все двигатели выключены. Все картинки замерли (нет изменений в показаниях).
34:24 Индикатор телеметрии стал зеленым. Все двигатели выключены.
36:25 — 36:33 «Проблемы с основным двигателем. Мы перезагружаем бортовой компьютер, чтобы включить двигатель.»
Последние 4 секунды жизни аппарата по данным в ЦУП (с 678 до 149 метров снижение):
В 19:23 данные телеметрии совсем перестали поступать.
У инженеров SpaceIL сейчас есть все данные, листинги команд и патчи, которые они отправляли на аппарат «Берешит» после каждой перезагрузки бортового компьютера, также есть возможность исследовать всю эту информацию более тщательно и проанализировать процедуру посадки до возникновения аварии на аппарате.
Если действительно тут не только некорректные данные от внешних датчиков привели к трагедии, а еще и программный код, который обрабатывал эти данные или даже случайно выводил аппарат в аварийную ситуацию, то это только с опытом далее можно разрешить и предотвратить еще на стадии создания кода до отправки на космический аппарат.
Председатель SpaceIL Моррис Кан сказал: «Я горжусь командой инженеров SpaceIL за их замечательную работу и преданность делу, к сожалению аварии зачастую являются неотъемлемой частью такого сложного и новаторского проекта. Сейчас важно максимально усвоить полученные уроки, изучить ошибки и смело продолжать идти вперед».
Кстати, аппарат «Берешит» на орбите Луны и во время посадки использовал бортовой магнетометр и передал в ЦУП SpaceIL некоторую часть научных данных о магнитном поле Луны.
Таким образом, часть своей научной небольшой программы он все же выполнил!
Автор: Денис