Строим модели, «продаем» управление знаниями руководству и исправляем ошибку выжившего

в 13:23, , рубрики: knowledge management, базы знаний, Блог компании Конференции Олега Бунина (Онтико), коллективное мечтание, конференции, поиск по корпоративной информации, управление знаниями, управление проектами, управление разработкой

Недавно я рассказала о докладах, которые сформировали программу конференции про управление знаниями в IT компаниях KnowledgeConf. Но не докладами едиными, все таки самое важное на конференции — это общение экспертов, дискуссии, столкновение мнений, на стыке которых возникает что-то новое, интересное и прорывное. Поэтому параллельно в программе у нас будет четыре двухчасовых интерактивных формата — два круглых стола и два мастер-класса.

Строим модели, «продаем» управление знаниями руководству и исправляем ошибку выжившего - 1

Улучшаем здоровье команды и учимся строить модели

Начнем с наиболее интерактивных форматов. Первым в программе будет очень способствующий пробуждению мастер-класс «Atlassian Team Playbook — узнай новые практики развития для своей команды!» от Анны Зекуновой и Ирины Поздняковой из Tools Trek, компании, которая занимается внедрением продуктов Atlassian, включая всеми любимый Confluence.

Atlassian Team Playbook — это набор мониторов здоровья команд, который сопровождается играми на развитие различных аспектов командной работы. Изначально, это был внутренний фреймворк Atlassian, но, добившись неплохих результатов внутри компании, они решили поделиться им с айтишным миром. На мастер-классе участников поделят на команды проектов, каждая команда получит заранее подготовленный кейс, а каждый участник — описание его роли.

Участники пройдут по монитору здоровья команды и сыграют в игру для улучшения эффективности работы.

Строим модели, «продаем» управление знаниями руководству и исправляем ошибку выжившего - 2

Кстати, эту практику вполне можно взять на вооружение и попробовать внутри вашей компании, все материалы Atlassian выложила в открытый доступ.

Второй интерактивный формат — workshop «Моделируй в любом контексте» от тренера по прикладной рациональности, соосновательницы Центра прикладной рациональности «Кочерга» Прапион Медведевой. Модели очень распространены среди IT-специалистов, мы часто моделируем или думаем, что моделируем, в рабочих ситуациях, но модели вовсе не сводятся к рисованию диаграмм в нотации UML.

Прапион расскажет и покажет на практике, как применить навыки построения моделей с причинно-следственными связями и зависимостями, даже в тех ситуациях и контекстах, где вы это обычно не делаете, как то, на agile планнингах, при продумывании процесса разработки, разделения зон ответственности или архитектуры системы.

На реальных кейсах, с которыми сталкиваются участники митапа, Прапион покажет, как перенести навыки моделирования и онтологической работы с областей, в которых вы это уже умеете, на все остальное.

«Продаем» идею управления знаниями руководству и коллегам

Среди участников конференции встречаются те, кто делают первые шаги в управлении знаниями, но будут и те, кто уже добился определенных результатов. А чем дальше мы продвигаемся в этом процессе, тем нужнее поддержка руководства и внятные метрики для оценки эффективности нашей работы.

Когда вы налаживаете процессы по управлению знаниями, являетесь своеобразным KM-евангелистом, вам рано или поздно придется искать единомышленников, как среди ближайших коллег, так и среди менеджмента, который может выделить ресурсы и выступить «покровителем» инициативы. Управление знаниями построить не получится ни без одних, ни без других. Соответственно, вы, как драйвер инициативы, в любом случае будете дважды «продавать» свою идею: линейным коллегам и начальству.

Строим модели, «продаем» управление знаниями руководству и исправляем ошибку выжившего - 3

Можно ли одними и теми же аргументами убедить и коллег, и руководителей? Какие методы лучше подходят для обоих случаев, а какие отличаются? Как преодолевать сопротивление и аргументы вида «нормально же было»?

Дискуссия «Как продать руководству и коллегам идеи управления знаниями» от руководителя группы обучения и сертификации «Лаборатории Касперского» Родиона Нагорнова ставит целью обсудить и получить на выходе список или даже «скрипт» продажи идей управления знаниями в вашей компании со списком возможных возражений, контраргументами на них, а также списком метрик, которыми можно обосновывать важность практик по управления знаниями.

Мы обязательно поделимся этим «артефактом» после конференции, но лучше приходите и помогите нам создать его вместе.

Мечтаем о применении технологий на благо управления знаниями

Завершит продуктивный день наш экспериментальный формат — сессия коллективного мечтания «Технологии будущего для управления знаниями». Мероприятие будет посвящено тому, как заполнить пробел между тем, какие задачи в области управления знаниями хотелось бы решать автоматически, и тем, какие технологии и как именно можно для этого использовать.

Мы обсудим проблемы в области knowledge management и пофантазируем о том, как современные технологии (AI, веб, Data Mining, Natural Language Processing, компьютерное зрение и т.д.) могут решить подобные задачи. Вместе мы сможем посмотреть на проблему с разных ракурсов и подумать над возможными решениями.

Строим модели, «продаем» управление знаниями руководству и исправляем ошибку выжившего - 4

Нам бы хотелось, чтобы участники пришли на сессию немного подготовившись, накидав список проблем, которые есть в управлении знаниями в IT компаниях (например, первичное наполнение базы знаний, устаревание контента и проверка его полноты, семантический поиск, вовлечение пользователей и т.д.), или изучив, какие технологии, исследования и концепты уже есть в сфере ML, AI, NLP, например, тут, и какие у них особенности и ограничения.

Самым лучшим результатом такой сессии, да и всей нашей конференции будет реальный Proof of Concept, если кто-то из инженеров, из стартапов возьмет и попробует реализовать предложенные идеи на практике. По итогам сессии мы обязательно создадим некий манифест с идеями и вариантами реализации, его можно будет взять и начать внедрять.

Ведущим сессии будет директор по Неизвестному в компании Флант Игорь Цупко, а в числе экспертов — сооснователь стартапа OneBar, Максим Леонович. Компания Максима создает и развивает решение, которое умеет процессить разговоры в корпоративном мессенджере Slack и создает на их основе базу знаний и вопросов и ответов. Конечно, к коллективному мечтанию присоединятся наши докладчики и члены ПК: Максим Цепков, Григорий Петров, Екатерина Гудкова и Алексей Сидорин.

О непринятых докладах замолвите слово

Я уже рассказывала, что мы получили 83 заявки на доклады, это значит, что нам пришлось отклонить пять десятков заявок. Только представьте себе, пять десятков докладов, которые вы не услышите.

Строим модели, «продаем» управление знаниями руководству и исправляем ошибку выжившего - 5

Все всегда рассказывают только о принятых докладах, этакая «систематическая ошибка выжившего», но среди непринятых докладов тоже много качественного материала, поэтому мы решили собрать самые интересные мысли и идеи из докладов, которые не поместились в программу.

Строим модели, «продаем» управление знаниями руководству и исправляем ошибку выжившего - 6

Если конференция в будущем вырастет в двухдневный формат (а это возможно только нашими совместными усилиями), то у вас есть шансы услышать эти мысли в развернутом формате. Пока же я просто приведу их без указания авторов.

  • Если организовать взаимодействие с разработчиками — носителями знаний в определенном установленном формате, это минимизирует затраты их рабочего времени, и снизит общее сопротивление.
  • Проблемы закрытости кода и информации можно решать с помощью методологии InnerSource — когда к корпоративному программному коду подходят как к OpenSource, открывают доступ на чтение, внесение pull реквестов.
  • Что делать, если управление знаниями «опоздало», и знания уже утеряны? Есть два пути: черный ящик, когда мы движемся от целого к частям, зная, как система ведет себя в целом, и белый ящик, когда мы не знаем ничего о том, что окружает систему, но знаем, как она устроена и движемся от частей к целому. Преимущество первого подхода в том, что с его помощью можно ответить на вопросы «зачем» и «нужно ли нам это», что сэкономит время при дальнейшей работе. Преимущество второго — быстрый ответ на вопрос «как» и быстрый видимый результат.
  • Если у вас есть системные проблемы в передаче знаний и коммуникации между командами, можно провести выездную сессию, где все участники процесса интенсивно обсудят проблемы, выработают решения, «продадут» их друг другу и опробуют прямо на месте.
  • Развитые практики управления знаниями и адаптации новичков позволяют компании отстраиваться на рынке при найме. Будущим сотрудникам важно, что они не будут песчинкой, покинутой всеми, что у компании есть выстроенная система онбординга, корпоративный университет и желание вкладываться в обучение как ценность на уровне компании. Культура обмена знаниями и выстроенные рельсы онбординга можно подавать как конкурентное преимущество.
  • Для оценки эффективности работы системы по управлению знаниями можно использовать метрику 3-5 секунд. За это время пользователь может найти любую информацию, хранящуюся в базе знаний (т.е. не только будет обработан запрос пользователя, но пользователь за это время сможет попасть на искомую страницу).
  • Распространение и получение новых знаний может служить фактором мотивации для разработчиков. Нужно проанализировать и описать профили ваших людей и их отличия, и, исходя из этого, строить план профессионального развития человека. Хорошо иметь продуманные профили на уровне всей компании. Тогда можно переводить людей между командами в компании, получать из них пользу для этой компании и не терять людей.
  • Поиск по корпоративной информации — это не бизнес-процесс, его бизнес ценность сложно донести до руководства.
  • Методология Subject Matter Experts (SME) — это эксперты в выделенных областях. SME обрабатывает самые сложные кейсы и создаёт зрелые статьи, следит за пробелами в знаниях команды техподдержки, проводит периодический пересмотр состояния статей в рамках своего модуля или продукта.
  • Базу знаний можно вести при помощи инструментов разработки — Git, doc-review как code-review, merge-реквесты для согласования документации, релизная политика для документации: changelog, git-метки, milestones в Gitlab, линтеры и тесты, CI (автосборка и веб-хуки).
  • Визуальное мышление – это когда рисуешь картинки на флипчарте, или используешь графические языки в инженерии, и от этого получаешь невиданные мыслительные результаты. Но это сказки. Мышление не визуально, а амодально (то есть не выражено в модальностях восприятия – не визуально, не аудиально, не обонятельно и т.д.) в бессознательной его части и синестезийно (наоборот, все модальности восприятия, переплетённые вместе) в сознании. Визуальным оно становится в тот момент, когда нужно коммуницировать что-то самому себе или окружающим. Визуальное мышление оказывается утопично: оно крайне привлекательно в своей аргументации, но по факту бесплодно на деле.
  • Процесс адаптации и передачи знаний в R&D отличается, ведь зачастую ты не работаешь только с наработками из твоей исследовательской группы, тебе нужно работать также и с проектами других ученых. Важная часть research — посещение научных семинаров и школ, это отличная возможность разобраться в какой-то теме более подробно в формате общения и помогает новичкам в адаптации. То есть это своего рода научное сообщество, которое помогает расти и развиваться.
  • Стажеру на старте нужно давать задачи максимально приближенные к задачам джуниор-разработчика, например, fork реального проекта. Разработчику постоянно нужны новые вызовы. Он должен расти вместе с развитием проекта, если проект технологически не растет, важно делать ротацию, чтобы были всегда новые задачи. Область разработки постоянно меняется — новые технологии, фреймворки, методологии, подходы. Сегодняшние «сеньоры» по массовой оценке при работе долгое время внутри одного не развивающегося проекта деградируют, не решая новых задач.

Буду признательна, если вы напишете, какие мысли из непринятых заявок вам бы хотелось раскрыть подробнее, поспорить с ними, услышать более развернуто в рамках доклада — мы обязательно пригласим этих докладчиков на следующий год.

А что еще кроме докладов и дискуссионных форматов?

В перерыве можно погулять по выставочной зоне — это зона партнеров конференции, там можно узнать об интересных проектах, новостях, технологиях, пообщаться и назначить встречи.

Кроме того, мы пригласили на конференцию представителей тематических сообществ в сфере управления знаниями и электронного обучения, авторов Телеграм-каналов, видеоблогов и подкастов, например, KM Alliance, Управление знаниями — Северо-запад, Конвеерум, Write the Docs Russia, LX Notes, Ель — ELearning skills, Санкт-Петербургское сообщество аналитиков. Общайтесь и налаживайте связи.

Первая конференция KnowledgeConf пройдёт 26 апреля 2019 года в Инфопространстве по адресу Москва, 1-й Зачатьевский переулок, дом 4 — это рядом со станциями метро Кропоткинская и Парк Культуры.

До встречи на KnowledgeConf! Следите за новостями на Хабре, в Telegram-канале и задавайте вопросы в чате конференции.

Автор: Светлана Новикова

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js