Шел 2014 год, доллар стоил 35 рублей, я заканчивала учебу в вузе. Специальность для девушки я выбрала довольно редкую – информационная безопасность. Приближалась последняя сессия, нужно было готовиться к госэкзаменам. Между парами я подрабатывала лаборантом на кафедре, да еще и записалась волонтером на Олимпиаду в Сочи. Скучать было совсем некогда, как вдруг мне на глаза попалось объявление о стажировке по специальности – в «Инфосистемы Джет» требовался пресейл-инженер по информационной безопасности. Решив, что такую возможность нельзя упускать, я бросила себе еще один вызов. Откликнулась на вакансию, выполнила тестовое задание, прошла собеседование – и продолжила покорять мир ИБ уже на практике.
Сегодня, спустя 5 лет, мне хочется поделиться, каково это – быть стажером и что происходит после. На моем пути было всякое: за первыми безмятежными днями последовали переживания, ошибки, слезы, выгорание, преодоление себя и попадание на доску почета. Но обо всем по порядку.
Как я решила пойти в информационную безопасность
Большинство моих одноклассников после школы хотели стать юристами или экономистами. Мне же хотелось чего-то поинтереснее. Как-то раз одна моя знакомая – мы вместе ходили на баскетбол – посоветовала мне книгу Саймона Сингха «Книга шифров. Тайная история шифров и их расшифровки». Тогда я прочитала не больше 40 страниц, так как дальше началась высшая математика, но повествование было таким захватывающим, во всем этом было столько романтики, что мне захотелось изучать именно эту предметную область. Так я поступила в университет на специалиста по информационной безопасности.
Фрагмент книги С. Сингха «Книга шифров. Тайная история шифров и их расшифровки»
Во время учебы, как и многие однокурсники, я слабо представляла, кто такой ИБ-специалист и что он должен делать в жизни. Иногда даже сомневалась, смогу ли когда-нибудь работать по специальности. В университете нас часто пугали, что без подходящего опыта работы никуда не возьмут. Иногда казалось, что так и будет – практически в каждой вакансии требовалось знать все нормативные документы, все сетевые технологии и даже конкретные решения. Впрочем, были и другие преподаватели, которые призывали «включить» разум и не поддаваться панике – рекрутеры тоже ошибаются, объясняли они.
Темой моего диплома была защита информации в облачных средах. Так как в университете не рассказывали о коммерческих продуктах, а в третьей главе нужно было написать о практическом применении, в поисках информации я отправилась на профильную выставку InfoSecurity. Там я и узнала впервые про «Инфосистемы Джет». На стенде компании мне рассказали о существующих подходах и наработках в области защиты облачных вычислений и подарили корпоративный журнал, в котором я нашла полезную для себя статью про среду виртуализации. Мой диплом позднее станет одной из причин, почему меня возьмут на стажировку.
Высшее образование – это когда тебе дают базовые знания, и ты просто становишься нормальным человеком. Чтобы устроиться на хорошую работу, этого будет мало – потребуются прикладные знания. Понимая это, я пошла на курсы. Сначала освоила основы SAP ERP, а потом меня пригласили на обучение новому на тот момент решению SAP HANA. Здесь у меня начала складываться картина, как устроены бизнес-процессы в крупных компаниях. На курсах я познакомилась с ребятами, которые работали в «Инфосистемы Джет» и делали свой первый проект с SAP HANA. Именно они рассказали мне, что есть такая должность «пресейл-инженер» – на стыке hard и soft скиллов, и она как нельзя лучше подходит для старта. Так как я училась в гуманитарном вузе, и техники нам давали не очень много, меня это очень зацепило.
Стажировка: знакомство, погружение, первые пробы
Моя сестра – hr-менеджер, поэтому я знаю, что стажировки бывают разные: когда ты платишь, когда платят тебе и безвозмездные. Сама я проходила несколько стажировок, на которых мне просто рассказывали о компании и ее подходах к работе. Дальше этого дело не шло.
С «Инфосистемы Джет» все было иначе. Когда я откликнулась на вакансию, мне дали задание: нужно было предложить минимальный набор средств защиты для определенной площадки заказчика. По сути это была проверка, знает ли кандидат хоть как-то рынок ИБ. Так как в тот момент я вовсю готовилась к госэкзаменам, ответить на вопросы мне не составило труда. Потом было две личных встречи, на которых мне предстояло обосновать решение задачи, узнать, что входит в обязанности пресейл-инженера, и пройти несколько суровых блиц-опросов от hr-специалиста. Помню, напоследок мне предложили задать вопросы, и так как время тогда было студенческое, голодное, я спросила: как в компании со столовыми? Ответ про большое количество кафе и столовых, где можно было купить даже чай за 3 рубля и маффины за 15, меня тогда очень впечатлил.
В итоге из более 150 кандидатов отбор прошли 4 стажера, включая меня. К нам присоединились 2 начинающих пресейл-инженера, которые устроились в компанию незадолго до нас, и несколько «старичков», желавших освежить знания. Специально для нас разработали программу, день был расписан, что само по себе было уже очень круто. Предполагалось, что каждую из трех тематик – защита среды виртуализации, центр мониторинга ИБ-инцидентов (SOC) и базовые средства защиты (межсетевые экраны, антивирусы и проч.) – будут закрывать 2 пресейл-инженера.
Как проходил наш обычный день? Специалисты компании, будь то инженер-проектировщик, инженер внедрения или руководитель направления, читали нам лекции. В перерывах мы смотрели обучающие видео: в основном там были базовые вещи про то, какие существуют подсистемы ИБ и какими решениями они могут быть реализованы. В какой-то момент нам рассказали, из чего состоит цикл работы пресейл-инженера: мы услышали много аббревиатур, которые обычно ставят в ступор нового человека в компании. Помимо этого, сложно было запомнить, кто где сидит, т.к. кабинет у нас был достаточно большой – опенспейс. Поэтому мы носили с собой блокнот, в который записывали все, что нужно было запомнить. С тех времен у нас прижилась шутка «я хожу с блокнотом».
Блокнот ван лав
Позже нам начали давать легкие заявки, которые мы выполняли под контролем пресейл-инженеров. Первая заявка, конечно же, показалась мне самой сложной: нужно было подготовить описание поддержки Cisco на русском языке. Документация только на английском, да и найти ее непросто – для этого нужно было зарегистрироваться на партнерском портале вендора. Доступом к таким ресурсам может похвастаться далеко не каждое учебное заведение, а у нас он был, что безусловно, мне очень импонировало. Потом мы начали делать более сложные заявки, например, выполнять бюджетную оценку проекта, что уже подразумевало некую материальную ответственность. В какой-то момент – это очень сложная грань – наступал период, когда мы начинали работать сами, в полную силу. Понятно, что у нас были согласующие, но тем не менее, это многое значило.
Первый летний корпоратив
Как-то раз коллега, который контролировал мою работу, наотрез отказался закрывать мне заявку. У меня были KPI, дедлайны горели, но он был непреклонен. Помню, тогда он дал мне совет, который потом сильно повлиял на мое видение того, каким должно быть технико-коммерческое предложение: «Посмотри на результат глазами другого человека». Вообще он часто делился ценными советами. Вот один из моих любимых. «Как решить 50% проблем на работе: осознайте проблему, поймите, какие есть пути решения и предпримите что-то». Этот совет заставил меня сначала подумать, поискать варианты на всех возможных порталах, предложить свое решение и только потом идти с вопросом. Всем рекомендую: распечатайте и повесьте перед глазами – работает.
Примерно через три месяца стажировка закончилась, и мне предложили остаться в компании – уже в роли полноценного пресейл-инженера.
Нельзя просто так взять и купить решение по информационной безопасности, нужно учитывать ИТ-инфраструктуру. Оценка того, как оно будет внедряться и сколько стоить, – это одна из основных задач пресейл-инженера.
Ответ на вопрос, кто же такой пресейл-инженер, на самом деле достоин отдельного рассказа. Мы поспорили с коллегами, что если этот пост наберёт более 35 000 просмотров, то такому посту быть.
Стажировка закончилась, а я осталась: адаптация, ошибки, выгорание
Вместе с должностью я получила гораздо больший уровень ответственности и новые задачи. Помимо ставших уже привычными заявок, теперь я занималась оптимизацией своей же работы. Создавала шаблоны технико-коммерческого предложения, более глубоко изучала темы, по которым у меня были какие-то пробелы, и так далее. Обычно на саморазвитие я выделяла по 1,5-2 часа каждое утро. И это было чертовски здорово.
Конечно, поначалу приходилось непросто. Иной раз неуютно чувствуешь себя, когда нужно позвонить в парикмахерскую и записаться на стрижку. А здесь мне впервые пришлось звонить заказчику – директору компании – в отдаленный город в гордом одиночестве, без инженера! Не обошлось и без страха чистого листа при отправке первых писем. Мне повезло с наставником – он помогал справляться с трудностями, да и с практикой становилось уже не так страшно, как в первое время.
Работа на свежем воздухе
Первые 2-3 года я не верила в эмоциональное выгорание, но потом это случилось. Я работала с тематикой решений, по которой приходилось делать одни и те же расчеты несколько раз. Конечно же, я старалась, но, когда варишься в одном и том же, и никакие попытки что-то изменить не помогают, огонь в твоих глазах так или иначе гаснет. Так совпало, что в тот момент у меня сменился начальник. Новый руководитель довольно быстро понял, из-за чего я приуныла, и мне стали давать другие тематики. Видя другие подсистемы, мне стало намного легче ориентироваться в расчетах, и это очень помогло. Как-то мне поставили задачу провести бюджетную оценку для проекта по L2-шифрованию между ЦОДами. Отсутствие российских решений не стало для меня препятствием – я написала напрямую зарубежному вендору на английском, а потом его представители подходили ко мне на выставке и предлагали партнерство. Бывало и такое.
Горящие глаза – 73,5% успеха
Новое – хорошо забытое старое
В апреле прошлого года я перешла в другой отдел на новую должность – инженера-проектировщика. Весь этот год, по сути, стал воспоминанием себя, той, какой я приходила в компанию 5 лет назад. Я снова переживала те же эмоции, что и в начале пути. Мне опять было страшно подходить с вопросами к людям, хотя у нас давно сложились теплые отношения. Без привычных шаблонов, без собственных наработок, в очередной раз приходилось изучать партнерские порталы. Поездки на площадки заказчика, еженедельные статусные встречи по проектам – в какой-то степени это был необычный опыт, но все это я уже проходила.
Как-то вечером мы с коллегами сидели в баре рядом с работой и отмечали мой день рождения. Друзья подарили мне сертификат на доменное имя, и мы шутили, что же можно с этим сделать. Так как я фанат своей работы, я не могла предложить ничего другого, кроме как блог про пресейл. В тот момент родилась шутка про «этот Валькин блог». Коллеги шутили некоторое время, а потом я взяла и создала Telegram-канал. Сначала это было во многом для себя, а потом туда начали добавляться коллеги из старого отдела, и это в том числе стало для них. Иногда там появляются слова благодарности – тем, кто когда-то поддерживал меня, и кого мне хочется поддержать сейчас.
Пост из Telegram-канала
Чек-лист: лайфхаки для «зеленых» от бывалого
По опыту, скажу следующее: во время стажировки ты пытаешься разобраться, с чем имеешь дело, следующие полгода совершаешь ошибки и спустя год адаптируешься. Потом в какие-то моменты можешь приунывать, но это естественно – нужно просто разобраться в причинах и двигаться дальше. Здесь я собрала несколько советов для тех, кто только в начале пути.
- В поисках стажировки/работы по специальности не бойтесь показывать неоплачиваемый опыт. Сертификаты тоже будут не лишними. Главное, чтобы это было уместно для выбранной должности. Вряд ли кому-то будет интересен ваш опыт разведения цветов, а вот курсы английского пригодятся – так вы подтвердите знание иностранного языка.
- Не ждите, когда вас позовут на интересную стажировку, и не ограничивайтесь hh.ru. Ищите информацию на сайтах крупных компаний. Например, сейчас идет набор стажеров и у нас: job.jet.su/edu
- Когда на стажировке вам рассказывают что-то новое, не просто слушайте, а пропускайте это через себя, систематизируйте и применяйте на практике.
- Не бойтесь задавать вопросы, но не перегибайте. Если вы за раз тратите больше 50 минут времени вашего наставника или руководителя, то вы отвлекаете его от более глобальных задач. Не переходите эту грань.
- Старайтесь быть полезными. Не думайте, что ваша работа ограничивается строго очерченными рамками. Делайте чуть больше, чем просят.
- Помните, что любая адаптация длится минимум полгода. Не спешите уходить сразу после стажировки.
Валентина Старостина, инженер-проектировщик Центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет»
Автор: JetHabr