Amazon надоело доминировать только на онлайн-рынке. После открытия своего первого уникального магазина без касс в Сиэтле в начале прошлого года, эти супермаркеты IT-гиганта, следящие за вашими покупками с помощью AI и камер, начали появляться во многих крупных городах Америки. В планах фирмы – захватить вообще весь офлайн-ритейл, в ближайшие годы открыв еще как минимум 3000 этих автоматических супермаркетов в США. Но далеко не всем нравится такое движение в будущее. Многие города и даже целые штаты почему-то пытаются запретить появление Amazon Go на своей территории.
Эксперты опасаются, что появление такого крупного игрока в этой сфере может поставить под угрозу тысячи небольших магазинов, крупные сети вроде 7-Eleven и даже фастфуды с пиццериями. Джефф Безос говорит, что это возможность для Amazon провести революцию в сфере офлайн-торговли – так же, как у них вышло с онлайн-продажами в начале 2000-х.
С появлением новостей о том, что Amazon Go будут расширяться по всем городам США, акции крупнейших супермаркетов – Walmart, Target, Kroger – в 2018-м упали на 3-4%. Имея три тысячи своих точек в Америке, Amazon Go может стать одной из крупнейших розничных сетей страны. План расширения тоже выбран очень агрессивный: 10 магазинов сейчас, 50 – к концу 2019-го, несколько сотен в 2020-м, и сразу, бум, три тысячи к 2021-му. Amazon собирается потратить на этот план больше $3 млрд – на камеры и другое оборудование, необходимое для работы систем слежки за покупателями. Сумма может показаться астрономической. Но на самом деле это копейки по сравнению с ежегодными операционными расходами компании, которые только в 2018-м составили $200 млрд.
А куш здесь можно получить очень хороший. Сейчас в США работает 156 000 магазинов и магазинчиков. Около 125 500 из них – на бензоколонках. И продуктов (кроме топлива) на них ежегодно покупают на $350 млрд. Если Amazon удастся отхватить себе кусок этого пирога, да еще и при минимальном задействовании рабочей силы, её позиции в рейтинге самых влиятельных американских компаний станут еще сильнее.
Толпа имитаторов
Через год после появления первого Amazon Go, доказавшего реальность и успешность концепта, во многих странах, штатах и городах у него успели появиться конкуренты. Молодые стартапы и устоявшиеся гиганты индустрии работают вместе, чтобы не дать Amazon подобрать под себя новый рынок. Некоторые из них даже лоббируют за себя перед горсоветами (так же, как в каждом крупном городе США делают локальные стартапы по аренде электросамокатов).
Разумеется, никто не думает, что Безоса можно победить «в лоб». У каждого стартапа есть своя фишка, благодаря которой они рассчитывают обогнать Amazon. Например, Mighty AI, хоть и основан в Сиэтле, переехал в Детройт, чтобы быть поближе к офисами всех автомобильных компаний. Те сейчас работают над софтом, позволяющим беспилотным автомобилям отличать объекты в реальном мире. Стартап рассчитывает, что связи с ними помогут ему улучшить софт для камер в таких же «беспилотных» супермаркетах.
Walmart пытается разработать технологию самостоятельно, а Kroger запросил помощи Microsoft, и рассчитывает с новой технологией к 2020 году повысить доходы минимум на $400 млн.
Калифорнийский AiFi пошел даже дальше, чем Amazon Go. Её магазин-прототип, презентованный пару месяцев назад в Нью-Йорке, является полностью автоматическим. У Безоса пока автоматическая только оплата – чтобы людям не нужно было носить с собой кошелек или пробивать все товары. Но заполнять полки в супермаркете всё-таки приходится работникам, а это потенциальные человеческие ошибки. У AiFi заполнение тоже проводится механизмом, как в большом торговом автомате. Площадь тестовой площадки – порядка 15 квадратных метров, а люди нужны только на этапе её установки.
Майкл Сусвал, сооснователь стартапа Standard Cognition, прославившегося разработкой ИИ для определения воров еще до совершения кражи, говорит, что Amazon просто стала катализатором нового движения:
Технология магазинов без касс созрела в любом случае. Разработки в машинном зрении и искусственном интеллекте вышли на нужный уровень. Amazon просто привлекла к этой сфере внимание, вывела её в мейнстрим. Запуск Amazon Go и вся эта покупка Whole Foods заставила людей, особенно топ-менеджмент супермаркетов, реально задуматься. Все поняли, что нужно скорее внедрять инновации, иначе вас оставят на обочине.
Инвесторы тоже проявили нехилый интерес к новой сфере. В стартапы, занимающиеся автоматизацией магазинов, влили $111 миллионов (!) в 2018-м. Для сравнения, еще за два года до этого суммы исчислялись тысячами долларов, и компании, получавшие $400 тысяч, считались большими счастливчиками. А сейчас дошло до того, что теперь в Сан-Франциско новый тестовый «автоматический» магазинчик от очередного стартапа открывается в среднем каждые две недели.
Магазин без сотрудников в Китае, работающий 24/7. По всей стране уже установлено 500 таких бингобоксов
Программа-минимум для каждого из них, говорит Майкл Сусвал, – продаться той же Amazon. Программа-максимум – создать и запатентовать такую технологию, без которой в скором будущем не сможет обойтись ни один супермаркет.
Почему города против
Многие города и штаты сопротивляются открытию у них Amazon Go или его последователей. Критики говорят, что технология еще сильнее расширяет пропасть между бедными и богатыми. Причем проблем сразу три. Во-первых, в них нет кассиров, а иногда и многих других категорий работников, такие магазины интересует только IT-персонал для повышения качества софта. А это значит, еще меньше работы для тех, у кого с ней и так туго.
Во-вторых, многим не нравится тотальная слежка за гражданами, особенно со стороны частных компаний. После скандала с Facebook, кто будет гарантировать, что Безос однажды не захочет торгануть видео всех ваших посещений его супермаркетов? Вдруг вы чем-то прославитесь, а потом окажется, что вы покупали детскую еду, когда у вас нет детей? Или по пятницам регулярно берете алкоголь? Или однажды заказали пачку супер-маленьких презервативов? Вот вам и статейка для желтого таблоида!
Наконец, в-третьих, самое главное, такие магазины не принимают наличные. В этом вся их суть: обеспечить самый простой shopping experience. А в результате, волнуются городские советы, бездомные и обездоленные (а также маленькие дети) даже не смогут ничего в них купить.
В марте штат Нью-Джерси запретил большинство типов строго безналичных магазинов. В феврале такой же закон приняла Филадельфия. Массачусетс еще с 1978 года запрещает любую «дискриминацию» против клиентов, использующих нал. Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтон и Нью-Йорк собираются присоединиться в этом году.
Их главный аргумент против «автомагазинов» – у самых обездоленных слоев населения нет приложений в смартфонах или кредитных карт. Да, цифровые платежи сокращают время транзакций, они удобны, снижаются риски воровства, повышается скорость движения покупателей на выходе. Но всё это вопросы мелкого удобства для среднего класса, в то время как бедные люди сталкиваются с реальной проблемой. Теперь у них не только не хватает денег на еду, сокращается количество точек, в которых они физически могут её купить.
В 2018-м 6,5% взрослых американцев не имели счета в банке. Еще 19% владели аккаунтом, но не использовали его ни для каких операций, кроме получения микрозаймов и обналичивания чеков. Даже люди со стабильным доходом зачастую решают не открывать счет – чтобы не поддаваться соблазнам кредитования или не платить ежемесячный сбор. У бездомных проблемы еще серьезнее: многие просто не имеют документов, чтобы открыть аккаунт. Получение нового ID может занять несколько месяцев, и около трёх миллионов американцев, занятых вопросами выживания, решают не встревать в эту волокиту.
Горсоветы боятся, что если магазины вроде Amazon Go начнут побеждать обычные супермаркеты, кэш останется уделом уличных ларьков, да и то ненадолго. Многие рестораны уже тоже не принимают наличку – это позволяет сократить до 10% накладных расходов. Через пять лет, прогнозируют аналисты Crone Consulting, больше трети ритейла станет безналичным (вместо 17% в США в настоящий момент). Рестораны и автоматические супермаркеты будут открыты только для «состоятельных» – с банковским счетом и хорошей кредитной историей. Экономисты в Штатах даже предлагают ввести для этого специальный термин – «дискриминация бедных».
Тем временем в Китае безналичная оплата есть даже у уличных торговцев
Многие страны открыто приветствуют безналичные платежи и безкассовые супермаркеты. Почти половина китайцев используют мобильные телефоны для оплаты покупок. В Индии правительство продвигает цифровые платежи в качестве способа борьбы с коррупцией. В Швеции, самом безналичном государстве в мире, в 2018-м только 25% граждан хотя бы раз в неделю платили за что-то бумажными деньгами. Остальные 75% обходятся только безналом.
США, несмотря на, казалось бы, общую техническую продвинутость населения, – не одна из таких стран. Почему – объясняет Мерса Барадаран, профессор Университета Джорджии и автор популярной книги о финансовой системе «Цвет Денег»:
Америка довольно странное государство в этом плане. Исторически сложилось так, что у нас большая конкуренция, и банки не дают счета многим людям с низким достатком. Во многих местах за городом отделений банков попросту нет. У нас во многом разделенное общество, в котором бедность выражена более ярко, чем в большинстве других стран. Есть бедные государства, где в среднем лучше интернет, выше качество мобильной связи или больше безналичных оплат. Наше государство не ставит в приоритет эту инфраструктуру.
Объем наличных денег в Швеции
Слишком быстрый переход на новые технологии, вроде автоматических магазинов и бесконтактных оплат, оставляет за бортом определенные слои общества. Нажать на тормоз сейчас хочет даже Швеция. Две недели назад государство решило издать указ, обязывающий банки обрабатывать и выдавать наличную валюту. В стране боятся, что наличные деньги слишком быстро пропадают из обихода, и это может создать трудности для тех, кто не успел «перейти в информационный век», например, престарелым и жителям глубинки.
А как по вашему, стоит ли оно того? Усложняем ли мы жизнь для тех, у кого она и так сложная? Или все эти запреты перспективных технологий – это современный луддизм?
P. S. Покупать в США выгодно с Pochtoy.com. Доставка с нами – от $11.99 за полкило. Новым клиентам по акции даже доплачиваем! По $1 бонуса за каждый отправленный килограмм. А все читатели Хабра после регистрации получают скидку 7% на доставку по коду HABR.
Автор: Pochtoycom