«Вспоминая, как доброжелательно общались со мной во время обучения, я стараюсь создавать такое же впечатление у посещающих мой курс». Выпускники CS центра, ставшие преподавателями, вспоминают годы учёбы и рассказывают о старте своего преподавательского пути.
До 13 апреля открыт приём анкет на поступление в CS центр. Очное обучение в Санкт-Петербурге и в Новосибирске. Заочное для жителей других городов.
Николай Полярный, выпуск 2016. Занимается разработкой и реализацией алгоритмов компьютерного зрения в области трёхмерной реконструкции — разрабатывает программу Metashape (ранее PhotoScan) в Agisoft. Прошлой осенью прочитал в CS центре курс по вычислениям на видеокартах.
Михаил Слабодкин, выпуск 2014. Аналитик в Яндексе, преподаёт в магистратуре ИТМО-JetBrains и в Computer Science Center. В центре ведёт практику по дискретной математике.
Кирилл Бродт, выпуск 2018. Разрабатывает диалоговые системы в Тинькофф Банке. Ведёт семинары по глубокому обучению в Новосибирске.
Лейла Хатбуллина, выпуск 2017. Работает в лаборатории методов анализа больших данных НИУ ВШЭ в проекте JUNO, преподаёт анализ данных для экономистов, развивает проект FProg. В CS центре проверяла задания по математической статистике.
Алексей Артамонов, выпуск 2014. Разрабатывает беспилотник в Яндексе. С осени 2014 года читает годовой курс по анализу изображений и видео.
Начнём с самого начала. Какие воспоминания сохранились о поступлении в центр?
Коля Полярный
Мне всегда очень нравились собеседования: и в разные компании, и в CS центр. Кажется, на собеседовании в центр было что-то про математику, но акцент — на вопросе мотивации. Это почти везде так: в университете, в любых исследованиях и на любой сложной работе результаты очень сильно зависят от мотивации. Если её нет, то какая бы предрасположенность и навыки ни были, в какой-то момент всё надоест и будет незачем идти дальше.
Смутно помню историю, как я ехал на первую лекцию уже после поступления. Я в тот день как раз уволился с работы, чтобы погрузиться в учёбу, и опаздывал на лекцию, так как процесс увольнения затянулся. В результате ехал с интересным ощущением своеобразного перехода впритык, когда завершение одного приводит к опозданию на начало другого. Это сложно точно передать, но на фоне общего оптимистичного ожидания чего-то нового это было забавно.
Кирилл Бродт
Я поступал дважды: в 2015 и 2016 годах. В первый раз я ничего не знал о машинном обучении и решил попробовать поступить только потому, что мог. Да и мне нужно было уезжать на стажировку во Францию, заканчивать учёбу, поэтому я не готовился и на втором очном этапе провалился, набрав меньше половины проходного балла для собеседования. Удивило, что задачи по математике были олимпиадного уровня, но особо не расстроился, так как не знал, что это всё такое, и даже если бы я поступил, то не смог бы учиться.
Под конец 2015, после окончания учёбы, я вернулся обратно в Новосибирск, потому что дома меня ждала девушка. Помню, в начале 2016 на сайте НГУ была новость об открытом курсе по параллельному программированию от ШАД, на который я решил пойти. Этот курс отнимал у меня полностью один вечер на лекцию и семинар и один полный выходной день на домашнее задание в неделю.
Потом начался набор, и я решил попробовать ещё раз, хотя особо не горел этим. Если один курс отнимает столько времени, то с тремя боялся даже представить, что будет. В этот раз второй этап был заочным. Спустя время мне приходит письмо, что я набрал чуть меньше проходного балла. Но мне повезло, что я сдал открытый курс по параллельным вычислениям — кураторы учли это и пригласили на третий этап. Дальше уже понятно что было :)
Лейла Хатбуллина
К поступлению я серьёзно готовилась: смотрела лекции на Stepik, ходила к Павлу Маврину в кружок по программированию в ИТМО и на дополнительные семинары Андрея Колпакова по мат. анализу в ЛЭТИ, читала Кормена.
Перед собеседованием я сутки не спала, переживала и параллельно тренировалась писать алгоритмы на бумажке, а в голове постоянно была одна мысль: «Главное — правильно брать середину массива».
Лёша Артамонов
Первый раз я пробовал поступить в центр ещё на втором курсе университета. Это была весна 2011 года. По образованию я астрофизик, а в школе больше занимался математикой и физикой и меньше информатикой. У меня было представление о программировании на разных языках, мы даже писали игры, но не было алгоритмической базы. Мотивация перед первым собеседованием тоже была на уровне: «Ну, у меня друзья рекламировали, говорят, там круто». Как вы могли догадаться, первый раз я не поступил. Не хватило элементарных базовых знаний.
С начала 2012 года я замотивировался поступить, начал смотреть онлайн-курсы. Мой преподаватель математики из школьного кружка уехал в Калифорнию и скинул ссылку на лекции по Machine Learning от профессора Jaser S. Abu-Mostafa. Моих знаний английского едва хватало, чтобы понимать о чём идёт речь, больше всего мне помогали разобраться формулы. Я внимательно просматривал каждый слайд и в итоге сдал курс на отлично, хотя ожидал получить не больше тройки. Затем, уже летом, был курс по Machine Learning от Andrew Ng на Coursera. Интерес в этой области очень помог мне поступить.
Второй раз я пришёл с чуть большими знаниями и понятным планом того, что я хочу изучить в центре. Мне повезло, что меня позвали на собеседование: по итогу экзамена у меня был пограничный балл. Не сказать, что я как-то особенно готовился к вопросам по алгоритмам, поэтому пытался свести интервью в русло машинного обучения и любимым алгоритмом назвал градиентный спуск :)
Какой курс больше всего повлиял на то, чем вы сейчас занимаетесь?
Коля Полярный
Курс по вычислительной геометрии Антона Ковалева в ИТМО. Лекции были интерактивными, нужно было пытаться придумывать конструкции самому, а не просто слушать. Шикарный полёт мысли! В итоге я пошел в Транзас к Антону работать над тем, чем занимаюсь и сейчас — реконструкцией трёхмерных поверхностей по фотографиям. Эта область сильно полагается на вычислительную геометрию.
Из CS центра мне запомнился курс по функциональному программированию на Haskell. Во-первых, потому что лекции подходят и тем, кто засыпает, если рассказывают слишком подробно и медленно, и тем, кто не успевает понять и теряется из-за высокого темпа или отсутствия подробного объяснения. Во-вторых, это пример области, которая напрямую навряд ли понадобится на работе, но шатает сознание в правильном направлении.
Миша Слабодкин
Сложно выделить что-то одно, упомяну несколько направлений моей учебной и профессиональной деятельности после окончания CS центра:
— Все курсы по теоретической информатике значительно повлияли на выбор дальнейшего образования, научного руководителя и темы двух дипломов (в магистратуре и специалитете). В частности, прекрасные преподаватели этих предметов всегда восхищали и вдохновляли меня.
— Алгоритмы я начал серьёзно изучать именно в CS центре и преподаю их с огромными удовольствием и пользой для себя уже третий год в совместной магистратуре ИТМО и JetBrains, а ранее в Академическом университете.
— В аналитической работе в Яндексе я использую знания Python, статистики и алгоритмов.
Лёша Артамонов
Шел 2012 год, я был на первом курсе центра. Мой однокурсник, Вадим Лебедев, который поступил на год раньше меня, показывал мне интересные задачи из курса по анализу изображений и рассказывал про инструменты, с помощью которых их решают. Я стал смотреть запись курса и затем, в следующем году, уже взял его. Курс вместо семестрового стал годовым, я проникся компьютерным зрением ещё больше. Уже несколько лет сам преподаю эту дисциплину в CS центре, а на работе занимаюсь анализом данных, полученных с камеры беспилотника.
У студентов CS центра есть свободное время? Сколько оставалось у вас? Какие сложности были во время обучения?
Коля Полярный
Сложно сказать в часах. Я на втором и третьем году обучения в CS центре был на третьем и четвёртом курсе ИТМО, параллельно работал 35-40 часов (иногда меньше, иногда больше), по субботам принимал задачи у детей на математическом кружке, участвовал в хакатонах и в какой-то момент сдал на водительские права. Мне кажется, что время относительно резиновое и обычно зависит от того, насколько хочется что-то успеть и какой есть ресурс.
Миша Слабодкин
Для меня обучение в CS центре пересеклось с двумя курсами матмеха и одним курсом магистратуры Академического университета. После пар в университете в Петергофе было достаточно тяжело выдерживать несколько занятий в центре. Но я смог провести хитрую комбинацию и засчитать некоторые курсы многократно — в двух, а один даже в трёх учреждениях: сначала одновременно в CS центре и на матмехе, а позже перезасчитывал в АУ. Из других сложностей: технические предметы было невозможно изучать без своего легко переносимого компьютера. Теоретические курсовые работы у меня не всегда получались хорошо.
Кирилл Бродт
Помимо курсов в центре я работал 24 часа в неделю и пытался учиться в аспирантуре, из которой меня потом попёрли :) После этого у меня оставалось время играть на фортепиано, заниматься плаванием и плевать в потолок. В общем, времени было полно. Большая сложность была в том, что многие курсы в Новосибирске тогда были заочными. Нельзя было очно задать вопрос, если не можешь его нормально сформулировать, так как сам не понимаешь точно, что хочешь спросить. В наш год было мало сокурсников или вообще никого по общим курсам, а мне намного проще узнавать новое, когда обсуждаешь задачи с кем-то ещё, — получается продуктивнее.
Лейла Хатбуллина
Этого я уже не помню, но помню, что времени всегда не хватало и я неравномерно брала курсы, поэтому все вечера, выходные и праздники проводила за домашними заданиями.
Лёша Артамонов
Какое-то время оставалось, не сказать, что его было масса. Но я не помню, чтобы мне пришлось пожертвовать чем-то существенным, чтобы всё успевать. Я ходил в спортзал, смотрел сериалы, встречался с друзьями. Когда в универе надо было только писать диплом, я даже умудрялся работать на половину ставки.
Сложности были с логистикой. Я каждый день тратил на дорогу больше трёх часов в день, наверное, в это время я и отдыхал головой. Когда добавились занятия в центре, время увеличивалось до четырёх часов. Причём наличие машины не решило бы тогда мои проблемы. Главное — я не успевал нормально поесть, этого стоит в своей жизни избегать.
Бывали случаи во время учёбы в CS центре, которые ярко запомнились?
Коля Полярный
Мне запомнился момент с защиты семестровых практик. Я разговорился с девушкой, которая тоже тогда защищалась, и оказалось, что она уже senior java developer, но ей так не нравилась банковская сфера, в которой она работала, что никакой мотивации заниматься этим дальше у неё не было. Поэтому она пошла в CS центр, чтобы, возможно, сменить сферу на образование. Её семестровая практика была связана с задачей для платформы Stepik. Для меня это идеальная иллюстрация ситуации «человек приуныл → захотел сменить область → пошёл в CS центр».
Миша Слабодкин
Решать теоретические задачки, обсуждать с однокурсниками и рассказывать их преподавателям и другим студентам было большим удовольствием на всех предметах. Особенно нравились практики в «кружковом» формате с устной сдачей заданий — я всегда считал это самым эффективным методом обучения.
Ярко запомнились многие праздники конца семестра, особенно картинг и пейнтбол, который я немного помогал организовывать. Участие в таких развлечениях вместе с преподавателями было крайне полезно для «очеловечивания» CS центра в глазах студентов.
Кирилл Бродт
Первый семестр я жил алгоритмами, просыпался, ел и засыпал с ними. Было такое, что я проснулся в три ночи от того, что придумал решение. Ну, или, по крайней мере, была иллюзия того, что придумал. Встал, включил ноутбук, закодил, залил в тестовую систему и всё упало на условном 20 тесте. Промучился до 5 утра, так и не решив задачу, и уснул. Но потом я всё-таки её добил :)
Лейла Хатбуллина
В CS центре я нашла много новых друзей. Помню, как в ночных чатах обсуждали домашки, до поздней ночи ждали своей очереди на экзамен, параллельно объясняя друг другу билеты, праздновали дни рождения на кухне в БЦ Таймс, играли в игры на праздниках конца и начала семестра. Было весело! :)
Почему начали преподавать? Вас пригласили или сами решили начать?
Коля Полярный
Я в какой-то момент сошёлся в область трёхмерной реконструкции, то есть обработки картинок. Вместе с этим погрузился и в вычисления на видеокартах, так как на процессоре обработать такие масштабы данных за разумное время невозможно. И было стабильное ощущение печали, что об этих областях мне нигде не рассказывали, несмотря на их интересность. Кроме того, мне всегда нравилось преподавать, и я знал, куда могу пойти предложить курс, поэтому решил исправить ситуацию и сделать свой — для начала по видеокартам.
Миша Слабодкин
В 2016 году практику по дискретной математике вёл Саша Кноп. Перед началом семестра он решил, что проверять 70 домашних работ в неделю выше его моральных сил и предложил мне помогать. А через год мы поменялись: с того момента я веду занятия, а Саша помогает с проверкой.
Кирилл Бродт
Во время обучения прошли слухи, что есть возможность преподавать. И я подумал, что было бы здорово. Мне нравится помогать другим в том, в чём могу. Я не люблю напрашиваться и ждал, когда меня пригласят :)
Лейла Хатбуллина
Мне всегда нравилось преподавать: в школе я добровольно после уроков объясняла про дроби на мандаринах, а в университете занималась с одной девушкой немецким, и в итоге она за полгода сдала на А1. В CS центр меня пригласили, так как было вакантное место, а я вскользь сказала, что с радостью бы его заняла :)
Лёша Артамонов
Я проникся анализом изображений ещё во время учёбы в центре. Обстоятельства сложились так, что Наталья, которая читала курс мне, переехала в США. Тогда кураторы предложили взять на себя курс мне и Грише Рожкову. Гриша был на тот момент студентом CS центра — он выпустился весной 2015.
Какие страхи были перед началом работы преподавателем?
Коля Полярный
Я видел много хороших лекторов и всегда довольно критично относился к плохо организованным лекциям, а теперь оказался по другую сторону баррикад. «Я из прошлого» при подготовке и прочтении курса был самым страшным критиком. Страхи были естественные: плохое изложение, слишком скучный материал и излишняя подробность при низком темпе подачи, слишком сложные или неинтересные детали при слишком высоком темпе, зря потраченное время слушателей и тому подобное.
Миша Слабодкин
Отвечу конкретно про преподавание в CS центре, потому что преподавательских беспокойств с разными курсами в разные годы было бесконечное количество :)
— Достаточно сложно проводить практику для аудитории из 50 человек. Фактически это лекция про задачки, а не персональное общение с каждым студентом, как я иногда делаю в других предметах.
— Уровень подготовки и предварительных знаний предмета у студентов сильно варьируется, поэтому надо подбирать соответствующие разнообразные задачи и разбирать их так, чтобы заинтересовать всех.
Лейла Хатбуллина
Была неуверенность в своих знаниях, боялась, что при проверке домашних заданий студенты будут не согласны с моей оценкой. Но все страхи были напрасны :)
Помните, как провели своё первое занятие?
Коля Полярный
На самой первой лекции было много слушателей, и в аудитории не хватило стульев. Я рассказал материал быстрее, чем ожидал, в результате дальше рассказывал без слайдов. Но я предполагал, что так может случиться, так что материал у меня был и всё прошло хорошо.
Миша Слабодкин
Я радовался, что в аудитории есть знакомые люди и мне будет, с кем смеяться над своими провалами!
Кирилл Бродт
Было чувство, что у меня рак речи и никто не понял, что я рассказал.
Лёша Артамонов
Я сидел перед аудиторией и что-то мямлил себе под нос. В общем, было плоховато, но потом стало лучше :)
Что вам нравится в процессе преподавания больше всего?
Миша Слабодкин
О, на это я могу ответить уверенно и сразу: однозначно больше всего нравится читать отзывы! Когда кураторы их присылают, я открываю файлик с ощущением распаковывания подарков под ёлкой и читаю всё два раза.
Ещё нравится обсуждать интересные задачи со студентами, смотреть, как они радуются красивым идеям, новым неожиданным фактам и связям с разными областями математики. Видеть искреннее любопытство и желание знаний. Рассказывать задачки, от решения которых я недавно сам получал большое удовольствие, и наблюдать такое же впечатление у слушателей. Обсуждать со студентами дополнительные задания после пар до момента, когда охранники в 23:00 приходят спросить, в здравом ли я рассудке (было уже три раза!).
Кирилл Бродт
Нравится придумывать разные объяснения одного и того же материала, и, как следствие, у самого появляется более глубокое понимание.
Лейла Хатбуллина
Как в шутке: «Пока объяснял — сам уже понял».
Лёша Артамонов
Люблю, когда из аудитории правильно отвечают на мои вопросы.
Как повлияла учёба в CS центре на преподавание?
Коля Полярный
Я понимаю, что у слушателей курса разное количество времени, которое они могут выделять на курс. Поэтому, с одной стороны, на лекциях я рассказываю про сложные алгоритмы из реального мира (наравне с простыми синтетическими задачами вроде сортировок), а с другой стороны, даю в домашних заданиях только простые задачи, так как для фиксации ключевых концепций они подходят, но при этом не займут неоправданно много сил и времени. Кроме того, я знаю, что у кого-то из слушателей уже есть базовые знания по курсу, поэтому им неинтересно слушать часть лекций, и они скорее прочитают слайды по диагонали. Поэтому я пытаюсь делать слайды самодостаточными со ссылками на оригинальные статьи для возможности углубиться.
Миша Слабодкин
В CS центре преподаватели открыты для общения и рады помогать студентам. Вспоминая, как доброжелательно общались со мной во время обучения, я стараюсь создавать такое же впечатление у посещающих мой курс.
Вы преподаёте и в других местах. Расскажите, где? Какие есть особенности у преподавания в CS центре?
Коля Полярный
Преподавал в школьном математическом кружке, сейчас преподаю программирование в школе. Когда-нибудь хочу прочитать курс по компьютерному зрению с акцентом на трёхмерной реконструкции, но там очень много материала, поэтому неясно, когда буду готов.
В CS центре созданы все условия: минимум бюрократии, удобные моменты вроде видеозаписи, которые организованы так, что лектор на них не тратит времени и сил. Есть даже вспомогательные инструменты вроде обратной связи через опрос студентов. И, конечно, отсутствие обязательности курса: если студенту не интересно, он не будет слушать курс. В результате все слушатели хорошо мотивированы.
Миша Слабодкин
Кроме CS центра я преподавал различную математику на матмехе, в кружке 239 лицея, в Академическом университете и в магистратуре ИТМО-JetBrains. Иногда читаю коллегам или друзьям «развлекательные» мини-лекции, если узнаю что-то интересное околоматематическое. Если не случится никаких внезапных переездов, планирую продолжать.
В CS центре прекрасные кураторы, которые превращают все формальности в простые и приятные минутные дела и помогают думать преподавателям только о подготовке занятий. Организация праздников, настольных игр и сувенирных футболок тоже очень важна — помогает знакомить студентов друг с другом и с преподавателями и неявно делает занятия приятнее.
Основная особенность именно преподавания в редко проводимых экзаменах: отчётность зависит только от семинаров, а лекции кажутся студентам менее важными. Из-за этого часть материала быстро забывается, что иногда мешает практическим занятиям.
И напоследок советы тем, кто хочет преподавать
Кирилл Бродт
Не забывайте рассказывать об очевидных для вас вещах студентам, для которых это может быть неочевидным. Возможно, после этого вы поймёте, что сами ничего не понимаете и придётся копнуть глубже.
Лейла Хатбуллина
Отбросьте любые сомнения :) Если хочется с кем-то поделиться знаниями и это приносит удовольствие, то дерзайте, даже если это курс «Как плести фенечки». Своя аудитория всегда найдется и обязательно скажет «спасибо».
Автор: allyna