Мы продолжаем нашу серию статей про 3 ключевые навыка для успешного менеджера по продукту по версии Райкеров. В первой части мы разговаривали с Антоном Даниловым, group product manager, а во второй — с Юрием Голиковым, директором по инжинирингу. Сегодня пообщаемся с Дмитрием Орловым, который отвечает за мобильные приложения Wrike под iOS и Android.
— Привет, Дим! Скажи, пожалуйста, сколько времени ты уже работаешь в Wrike? И сколько лет в целом ты работаешь продактом?
— Привет! В Wrike я два с половиной года, работаю продактом в районе 8-ми лет, а до Wrike я работал в Zvooq и в Yandex.
— В рамках своей серии интервью я спрашиваю об основных качествах продакт-менеджера. Поговорил уже с Юрой и Антоном: они выделяют экспертность, чувство вкуса и ownership. А на твой взгляд, какими качествами должен обладать крутой менеджер по продукту?
— Мне приходят в голову три вещи: системное
Если говорить про первое качество — системное
Решение должно быть цельным, так как нужно уметь видеть ситуацию сверху: понять какие силы действуют на рынке, осознать, что произойдет по прошествии времени, включая действия всех конкурентов и, наконец, сообразить, что ты будешь делать потом, где ты хочешь оказаться со своим продуктом и представить путь к этому видению.
Есть еще другая крайность, в которой ты можешь находиться — в ситуации высокого уровня неопределенности. В таком случае, ты мелкими шажками продвигаешься вперед, все время оглядываясь назад, чтобы понимать, чего команда достигла за короткую итерацию. Работаешь с аналитикой, с исследованиями — с качественными и количественными, постоянно собираешь данные, чтобы подпитывать свое решение.
Продакт всегда балансирует между этими двумя крайностями, и тут необходимо системное
Здесь важно глубокое понимание не только своего продукта в микромасштабе, но и целостное понимание рынка, на который этот продукт работает. Это и есть системное
— Ты, кстати, первый среди интервьюируемых, кто упомянул про системное
— Любознательность — это тоже важное качество, так как тебе, как продакт-менеджеру, постоянно необходимо оспаривать свое решение и интересоваться тем, что происходит в домене того продукта, которым ты занимаешься, ну, и в смежных каких-то вещах.
Что касается коммуникации, она, в большей степени, связана с упомянутой мной второй частью работы продакта. Ты взаимодействуешь с большим количеством стейкхолдеров, а команда состоит из разных людей, у которых разные роли. Ты никогда не управляешь людьми в прямом смысле, специалисты из твоей команды — не твои подчиненные, вы работаете в одной скрам-команде. При этом, они все ждут от тебя, что ты объяснишь, что их работа не бессмысленна: они ждут от тебя уверенности и лидерства, хоть вы и мыслите в разных плоскостях.
Получается такой симбиоз: ты мыслишь больше как человек системный, а команда сосредоточена на деталях, причем, разные специалисты — на разных деталях. Но в любой момент могут возникнуть трудности в коммуникации. Тебе недостаточно принять лишь интуитивно правильное решение, твоя задача — четко донести его до людей. Это и есть навык коммуникации, который приходит с опытом: он хорошо помогает понять, как работать с командой на каждом этапе, на котором разбирается проблема, как сделать так, чтобы они понимали, что нужно делать, и делали правильные вещи.
— Ты сказал, что менеджер по продукту не является руководителем. Условно говоря, если у тебя есть итоговое видение конечного результата, то твоя задача — донести это видение команде, верно?
— В большинстве случаев, да. Людям важно знать, что то, что они делают — это правильно, это приносит пользу. Задача продакта — донести это видение до команды, потому что иногда работа идет в безумном темпе и некогда задумываться о правильности. Но в большинстве случаев это обязательная история. Тут как раз и помогает навык коммуникации: тебе нужно презентовать видение, донести смысл работы команды, а без грамотного общения это сложно.
— В рамках твоей роли в Wrike как происходит работа с другими командами, учитывая, что ты делаешь мобильный продукт? Каков процесс информирования других команд о своих планах и заданном векторе развития? И как вообще строится коммуникация с другими стейкхолдерами?
— Коммуникация вне команды с другими стейкхолдерами может быть очень разной, в зависимости от продукта, команды, компании и так далее. К примеру, в Wrike коммуникация происходит на разных уровнях — с другими продуктовыми командами, с директором по продукту, который определяет видение всего продукта, со специалистами по работе с клиентами, с маркетингом.
В нашем случае, взаимодействие с командой маркетинга не такое тесное, как в других компаниях, но, в то же время, маркетинг очень зависит от того, что происходит в продукте. Например, есть понятие “юнит-экономика”. Это такой фреймворк, позволяющий смотреть на оптимизацию воронки продаж внутри продукта, в основном клиентского. Воронка состоит из двух частей — есть маркетинговая (все коммуникации, которые происходят до контакта с продуктом) и продуктовая составляющая (все, что происходит от первого контакта и до покупки). Маркетинг отвечает, за свою часть, а продуктовая команда — за свою. Наша общая задача — оптимизировать воронку вместе с маркетингом одновременно с двух сторон.
В Wrike многие команды сильно взаимосвязаны. Я занимаюсь мобильными приложениями, и на нас влияют многие команды. Когда они что-то меняют, у нас сразу же меняется логика приложения, и возникает необходимость моментально реагировать. Мы всегда следим за изменениями в Wrike. К счастью, у нас есть множество ивентов, когда все команды делятся планами друг с другом, поэтому у меня есть возможность подхватить что-то, что, по моему мнению, на нас повлияет.
У нас есть общепродуктовая стратегия, которая состоит из высокоуровневых пунктов, и все команды думают, как они могут внести свой вклад в каждый из пунктов — в коллаборации или самостоятельно. У нас нет хаотичного движения, у каждой команды отдельная траектория, но мы все вместе работаем над одними общими целями, поэтому много взаимодействуем. Здесь нам хорошо помогает система планирования OKR.
— Насколько у роли продакта, по твоей оценке, много творческой свободы?
— Свобода может быть на совершенно разных уровнях абстракции. Есть высокоуровневые решения, определяющие направления, в которых мы стратегически двигаемся: наши планы на год или на несколько лет вперед. А есть другие уровни, в том числе — низкий, к примеру, как конкретно работает фича.
Влияние на стратегическом уровне, конечно, есть. У нас нет случайного движения, мы всегда двигаемся в каком-то одном конкретном направлении. Иногда, конечно, есть возможность что-то поменять именно в своем сегменте или предложить что-то, что станет частью стратегии. То есть мы, в принципе, свободны в этом, но есть и ограничения. На микроуровне все зависит только от нас, так как роста продукта ждут именно от продуктового менеджера.
Мне кажется, в IT-индустрии по-другому не бывает. Рост всегда выражается конкретными метриками, и они могут быть очень разными, в зависимости от того, на чем сейчас сфокусирована наша команда и компания в целом. Но продакту никто не диктует решения. Скорее, ждут, что он придет к решениям, которые помогут достичь роста в определенных показателях. И тут появляется творческая свобода, которая позволяет тебе делать все, что угодно. Зачастую, это непросто: ты ищешь решение, пробуешь всякие разные штуки, не забываешь следить за конкурентами, а твоим главным критиком остается рынок. Ты не можешь делать все, что угодно, ты должен делать то, что примет рынок и то, что даст максимальную отдачу.
Автор: Артем Гурнов