То, что сейчас вызывает у нас недоумение, отвращение или ужас когда-то могло считаться прогрессивным и эффективным методом лечения. О медицинских практиках прошлого, которые современные пациенты вряд ли согласятся опробовать на себе, рассказывает автор книги «0,05 Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия» Петр Талантов.
Трепанация черепа
Благодаря огромному количеству сохранившихся черепов со следами трепанации мы знаем, каким был масштаб этой древнейшей из известных нам операций. В некоторых культурах сверление (или выскабливание) в черепе отверстий разных размеров было столь же обычным, как визиты в поликлинику в наше время: найдены захоронения, в которых характерные изменения имеет каждый третий череп. Самому старому известному черепу с отверстием от трепанации — 7 тысяч лет.
Иногда трепанацию могли применять для удаления осколков кости черепа при травмах головы, и в этих случаях она могла улучшать состояние пациента и даже спасать жизни. Но большинство операций не было сопряжено с травмами: судя по всему, отверстия сверлили для лечения самых разных болезней. Возможно, цель манипуляции была в том, чтобы выпустить из головы пациента злых духов. Часть прооперированных неизбежно гибла, что делает трепанацию самым древним из известных случаев массовой ятрогении — медицинских вмешательств, вред которых перевешивает пользу. Выживаемость после этой операции в разные эпохи варьировалась от 50 до почти 100%. В наше время традиция сохраняется у кенийского племени кисии с послеоперационной смертностью, по разным источникам, от 0,5 до 5%.
Лечение пиявками
Гирудотерапия (или лечение пиявками) — один из самых распространенных и древних вариантов кровопускания. Эти кольчатые черви присасываются к коже жертвы и, прокусывая ее, питаются кровью. В их слюне содержатся вещества, препятствующие сворачиванию крови и вызывающие местное обезболивание. Хотя у метода и сейчас есть поклонники, но масштабы уже не те. Пик популярности в Европе пришелся на XVIII- XIX века: в середине XIX века только Франция импортировала до 40 миллионов пиявок в год.
Применение пиявок не было безопасным: один червь может высосать не более десяти миллилитров крови за раз, но с учетом нарушения свертывания крови потеря может составить до пятидесяти миллилитров. А поскольку некоторые врачи ставили по пятьдесят пиявок за раз, лечение ими приводило к серьезной кровопотере. Усугубляло опасность и то, что пиявки применялись в сочетании с другими методами, приводящими к потере жидкости. Вот как выглядела, например, комплексная терапия, рекомендованная немецким психиатром Генрихом Нейманом: «Больного следует посадить на смирительный стул, привязать, сделать кровопускание, поставить на голову 10−12 пиявок, обложить тело ледяными полотенцами, вылить на голову 50 ведер холодной воды и дать хороший прием слабительной соли». Хотя врачами двигали лучшие побуждения, их пациентам не позавидуешь.
Передача болезней трупу
Люди издревле пытались переселить захватившее их тело болезнь в какое-нибудь другое место. Так еще древние египтяне прикладывали к больным глазам свиные, а мигрень лечили прикладыванием рыбьих голов к своей: они надеялись, что вызвавшие недуг злые духи переберутся в новое жилище. Болезнь пытались переселить в животных и в других людей, с этим связано множество ритуалов. Но проще и безопаснее переместить заболевание в тех, кому уже все равно. На протяжении многих веков усопшим перед похоронами пытались передать ревматизм, фурункулы, зоб, эпилепсию и бородавки. Считалось, что для этого достаточно было прикоснуться больным местом к мертвому телу — по мере разложения трупа будет исчезать и недуг.
Особую силу приписывали телам недавно казненных преступников. В номере The Sporting Magasine 1793 года описана казнь осужденного по имени Хаббард в Ньюгейте. В ту же секунду, как палач выбил из-под ног осужденного табуретку, к виселице подвели ребенка и стали прикладывать к его шее еще конвульсирующую руку казненного. А The Stamford Mercury от 26 марта 1830 года сообщила, что казнь троих преступников собрала огромную толпу. Прорвавшись к месту казни, люди стали тереть себя руками мертвецов, пытаясь избавиться от зоба и жировиков.
Лечение экскрементами и мочой
Не пряником, так кнутом. Если злые духи не находят новое жилище более привлекательным, сделаем их жизнь в старом доме невыносимой. И отличный способ добиться этого — обмазывать пациента экскрементами животных или заставить употребить их внутрь. Этот метод был популярен и в Древнем Египте и в Междуречье. В зависимости от болезни использовали фекалии антилоп, собак, ослов и мух. Крокодильи считали эффективным контрацептивом (как тут не вспомнить старую шутку про чеснок, как лучшую профилактику венерических болезней). Эти «лекарства» вряд ли были безопасны и могли передавать людям возбудителей инфекций от животных.
А вот лечение мочой стало популярным только в начале XX века благодаря британскому натуропату Джону Армстронгу. Тот оригинально тот интерпретировал один из фрагментов библейской притчи: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному». 45 дней он прожил на диете, состоящей из воды и собственной мочи, уверяя, что его состояние значительно улучшилось. Книга Армстронга стала очень популярна в некоторых странах, особенно в Индии, а к концу XX века уринотерапия нашла множество поклонников и в России. Нужно ли говорить, что никакой научно обоснованной пользы питье мочи не приносит. Тем не менее у него по‑прежнему достаточно сторонников, есть даже метод приготовления из мочи гомеопатических средств.
Лоботомия
Внедривший лоботомию для лечения психических больных португальский хирург Антониу Эгаш Мониш получил в 1949 году за эту работу Нобелевскую премию по медицине, что впоследствии вызвало много споров и призывов ее отобрать (Нобелевский комитет отказался). В ходе такой операции хирург вводил инструмент (обычно через глазницу) в голову пациента и разрушал связи лобной коры с другими отделами головного
Однако стремительное распространение операции встретило серьезную критику. Быстро стало понятно, что лоботомия не лечила психические заболевания. Хотя пациенты становились спокойнее, эффект достигался за счет того, что операция уничтожала часть психических функций пациента, разрушая его личность. Один из создателей кибернетики Норман Винер заметил по этому поводу, что хотя лоботомия безусловно облегчает последующий уход за больными, убивать их было бы в этом смысле еще эффективнее. В 1970-е годы операция была запрещена в большинстве стран мира.
Прижигание ран
Много веков подряд лучшим лечением полученной на поле боя огнестрельной раны считали ее прижигание. Военные хирурги делали это с помощью раскаленного железа или горящего масла. Считалось, что так можно уничтожить попавшие в рану ядовитые частицы пороха, которые и вызывают последующее воспаление. На самом же деле эта практика наносила пострадавшим еще большие повреждения, замедляла выздоровление и лишала некоторых раненых последнего шанса на спасение.
Бесполезность этого метода обнаружил в XVI веке знаменитый французский хирург Амбруаз Паре. Не имея достаточного количества горючего масла, он решил обработать раны нескольких солдат импровизированной смесью розового масла, яичных желтков и скипидара. На следующее утро те, чьи раны были обработаны новой смесью, чувствовали себя неплохо, их раны заживали. А те, кто получил традиционное прижигание, находились в куда более тяжелом состоянии. Этот импровизированный эксперимент стал одним из первых контролируемых клинических исследований — предтечей современных клинических испытаний, с помощью которых исследуют эффективность и безопасность лекарств.
Переливание молодой крови
Идея, что кровь несет в себе свойства человека тянется из глубокой древности. Еще в античном Риме зрители гладиаторских боев бросались на арену цирка, чтобы пить кровь умирающих бойцов — считалась, что она содержит их силу и смелость. Существует легенда про папу Иннокентия VIII, которому, чтобы вылечить, перелили кровь трех десятилетних мальчиков. Легенда гласит, что и мальчики погибли, и папа вскоре последовал за ними. Есть легенда и про Елизавету Батори, якобы купавшуюся в крови девственниц, чтобы сохранить себе молодость. А первое достоверно успешное переливание крови человеку было сделано студенту богословия Артуру Коге от овцы. Кога согласился, поскольку считал, что кровь овцы усмирит его буйный характер (ибо «кровь овцы имеет символическое значение, как кровь Христа, поскольку Христос — агнец Божий»). Хотя студент богословия был не в себе, сама по себе эта идея говорит не о безумии, а о распространенных в то время представлениях.
В наше время вампирская методика пережила второе рождение. На рынке действуют сразу несколько компаний, переливающих пожилым людям кровь молодых доноров с целью продления жизни и омоложения. Цены на эти услуги в США начинаются от 8 тысяч долларов за одну процедуру. Недавно американское агентство FDA, регулирующее оборот лекарств, выпустило предупреждение, в котором говорится о том, что никаких доказательств эффективности подобных методов не существует. Более того, они несут в себе определенные риски. Кстати, несколько лет назад в Казахстане были выявлены случаи заражения детей ВИЧ. С лечебными целями им переливали кровь якобы «святых людей», которые на поверку оказались людьми без работы и места жительства, с сомнительным образом жизни и не самым лучшим здоровьем.
Еще больше узнать о неэффективных и опасных методах лечения прошлого и настоящего, а также о том, как современная медицина определяет эффективность и безопасность лекарств можно в только что вышедшей книге Петра Талантова «0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия». Книга выходит в издательстве Corpus при поддержке просветительского фонда «Эволюция».