Сергей так и застыл в нелепой позе, не решаясь опустить ноги. С лица не сходило выражение испуга, смешанное с явным неверием в нелепую ситуацию, в которой он оказался.
Коммерческий директор, пару раз громко выдохнув после вынужденных упражнений, явно немного успокоился и теперь не знал, что делать. Взгляд его бегал с Сергея на его смартфон, а иногда он оглядывался через плечо в сторону входной двери в туалет. Коля просто смотрел на коммерческого, совершенно не понимая, что надо делать и просто ожидая команды.
Сергей, понимая, что сразу бить не будут, начал лихорадочно соображать. Что делать? Драться? В принципе, можно, только каковы будут последствия? Убить не убьют, но вдруг, со злости, в полицию позвонят? Заметут на четырнадцать суток, и доказывай потом, что ты не верблюд. Просить о пощаде? Пощаде от чего? От битья? Невелика беда. Все равно скоро на шум кто-нибудь прибежит, и драка закончится, не успев начаться.
Решение пришло совершенно неожиданно.
Сергей, как мог медленнее, не спуская глаз с противников, начал поднимать смартфон и донес его до уха.
— Всё слышали? – медленно произнес он, глядя в упор на коммерческого. — Отлично. Я отключаюсь.
После чего демонстративно нажал на экран и кнопку блокировки. Коммерческий прищурился, пытаясь разгадать маневр и понять ситуацию, в которой оказался.
— Ну что, господа? — сказал Серегй, медленно вставая с унитаза. — Какие есть идеи?
— Для начала — говнище смой за собой. – процедил коммерческий. — И выходи, поговорим.
— Втащить ему? — подражая тону бандитов из лихих девяностых, кивком головы показывая на Сергея, спросил Коля.
— Это всегда успеется. — вторил ему коммерческий. — Пусть скажет, что хотел.
— О, знакомая сцена. — улыбнулся Сергей, уже выходя из развороченной кабинки. — Саша Белый приходит на песчаный карьер, чтобы предложить уладить дело с Мухой по-пацански.
Коммерческий и Коля проследовали за Сергеем, когда тот направился мыть руки. Особой причины для этого, по меркам деревни, не было, но легенду надо было поддерживать.
— Кому ты звонил? – осторожно поинтересовался коммерческий.
— Кому звонил, тот уже все знает. — беспечно ответил Сергей, вытирая руки бумажным полотенцем.
— Чего ты хочешь? – продолжил коммерческий.
— В смысле, чего я теперь хочу? – Сергей сделал особое ударение на слове «теперь».
— Да, теперь. – лицо коммерческого немного скривилось. — Назови сумму. Я переведу, и расстанемся. Поедешь дальше своих коров доить.
— Про коров – это низко. — обиженно ответил Сергей. — В жопу себе свои деньги засунь. Я помочь хочу.
— Помог уже. — процедил коммерческий сквозь зубы. — Это ж надо так все изгадить за пару часов…
Сергей не отреагировал. Взгляд его немного затуманился, словно он ушел в себя. Начал расхаживать из стороны в сторону, иногда останавливался, тряс головой и продолжал шагать. Коммерческий усталым взглядом провожал Сергея, Коля непонимающе смотрел то на одного, то на другого.
Внезапно в туалет вбежал человек в черной униформе – по всей видимости, охранник.
— Что тут случилось? — браво спросил он и тут же кинулся к разломанной кабинке.
— Это… — начал объяснять Сергей. — Мне плохо стало в туалете, коллеги услышали, пришли на помощь, выломали дверь.
Охранник удивленно на него уставился, потому перевел взгляд на коммерческого – тот молча кивнул.
— А вы, простите, кто? — поинтересовался охранник у Сергея.
— Новый программист, еще не успел оформиться. Только с собеседования иду, и вот видите, как все получилось… Тяжелый перелет, давление подскочило, зашел в кабинку и чуть не потерял сознание. Извините.
— Да не за что… — сконфузился охранник. — Скорую вызвать? Или, может, к медику нашему проводить? Люда настоящий терапевт, поможет.
— Спасибо, право, не стоит. Мне уже намного лучше. И друзья приглядят. Если что – проводят.
— Ну, как хотите. — пожал плечами охранник и двинулся к выходу. — Я завхозу скажу… То есть, это, как его… Заместителю главного инженера по зданиям и сооружениям.
— Да, спасибо! – крикнул вслед Сергей и продолжил думать.
— Чего ты шатаешься из стороны в сторону, как придурок? – зло сказал коммерческий. — Не можешь решить, сколько денег попросить? Полляма и вали нахер. Всех овец в деревне скупишь, запряжешь в телегу и будешь девок катать. Они с тобой потом дружно в баню сходят.
— Тсс! – Сергей важно поднес палец к губам.
Ходить ему надоело, и, оглядевшись и не найдя места, чтобы присесть, подошел к стене и устроился на корты, опираясь спиной на колонну. Со стороны очень напоминало знаменитую позу орла.
— Короче, так. – начал Сергей. — Условия задачи. Есть коммерческий, который платит откаты некому Гене. И не только ему. Очевидно, что с позволения генерала. Или даже по его прямому указанию. Рискну предположить, что не только Гене. Значит, продукция ваша – говно. Так?
— Ну, допустим. — осторожно ответил коммерческий.
— Значит, так и есть. Судя по вашим оборотам, которые я предполагаю, речь идет о нешуточных суммах. Раз ты отправляешь их со своей карточки, значит, участвуешь в схеме вывода. По всей вероятности, на тебя оформлено ИП. Так?
Коммерческий молчал.
— Ну да, об этом не принято говорить. ИП, не ИП, не важно. Может, ты числишься директором в каком-нибудь ООО «Рога и Копыта», поставляющем вашему заводу виртуальные материалы. Не важно. Главное – что все в теме. И деньги крутятся серьезные, и риски у вас – мама не горюй. А причина одна: ваша продукция – говно.
Сергей уставился на коммерческого, тот нехотя кивнул.
— Дальше. Такие размеры наличных откатов, плюс затраты на их вывод и обналичивание сильно бьют по прибыли. Но вы не знаете, что делать и как можно жить по-другому. Дальше хорошая новость – вы работаете с ритейлом. Судя по макетам, развешанным в приемной – с очень крупным ритейлом. Значит, он не русский. Так?
— Это очевидно. – ответил коммерческий.
— Ну да… Раз ритейл не русский, ваша коррупционная схема торчит где-то в низах, на уроне Гены и ему подобных. При должном качестве и сроках поставок откаты бы не потребовались. Так?
— Вообще, да. — нехотя процедил коммерческий. — Я раньше на другом заводе работал, схожего профиля, мы с ритейлерами чисто работали.
— Отлично, значит истинная причина проблемы понятна – низкое качество и херовые сроки. Так? Или еще цены?
— Цены нормальные. – покачал головой коммерческий. — Но по совокупности параметров мы проигрываем.
— Прекрасно, так лучше. – Сергей встал с кортов и снова начал ходить из стороны в сторону.
— Ты чем вообще занимаешься? – спросил коммерческий. — Я тебе сказал, назови сумму, чего ты ковыряешься? Цену себе набиваешь?
— Ну какой же ты тупой… — с улыбкой ответил Сергей. – Решаю задачу со множеством ограничений и целей. Не знаю, как это называется по науке. Ну, знаешь, когда надо не просто увеличить или уменьшить значение функции, но и учесть ограничения переменных. Одна из переменных – ты. Вторая вон рядом с тобой стоит.
— Нафига?
— Что нафига?
— Нафига ты решаешь эту задачу?
— Потому что она есть. – пожал плечами Сергей. – И у меня есть возможность ее порешать. Не теоретически, а на деле. Вы ведь, господа, прошу прощения, в моих руках? Ну, в некотором роде.
Коммерческий тяжело вздохнул.
— Так вот. – продолжил Сергей, не дождавшись ответа коммерческого. — Нам надо увеличить прибыль в условиях тотальной коррупции. При этом – сохранить коммерческого и Колю.
— Меня? – одновременно спросили коммерческий и Коля.
— Кому первому ответить? – улыбнулся Сергей.
— Мне. — опять ответили оба.
— Ладно, начну с тебя. – Сергей тыкнул пальцем в коммерческого. — Я думаю, ты не плохой человек. Маме помогаешь, причем не напрямую, а через помощь родственникам. Я точно знаю, насколько это тяжело. Тебе намного проще было бы купить маме новый дом, чем таскать за собой вот этого бездаря.
— Тебе-то что за дело. – злобно ответил коммерческий.
— Считай, что ты меня разжалобил. У меня тоже есть и мама, и странные родственники. Но я избегаю им помогать, ибо слаб. А ты – силен, и я буду у тебя учиться. Блин, я говорю, как герой фильмов про Брюса Ли…
— А я? – вдруг спросил Коля.
— А ты, как мне кажется, не так прост, Коля. Ты на кого учился?
— На менеджера по качеству. Только я не доучился, потому что…
— Серьезно? – лицо Сергея просветлело. – На менеджера по качеству?
— Ну да… — осторожно ответил Коля. — А что?
— Ты хорошо учился? По основным дисциплинам.
— Вы про статистику? Да.
— Формула индекса воспроизводимости?
— А… — Коля на несколько секунд задумался. — Так, чем больше, тем лучше… Значит, отношение разброса фактических замеров к полю допуска.
— Разница между индексами воспроизводимости и пригодности?
— Так… Пригодность можно применять без подтвержденной стабильности процесса, а воспроизводимость – только…
— Как подтвердить стабильность, не имея данных о выполнении семи критериев?
— Так… Вообще, это не проверенная теория… Вроде бы, можно по нормальности закона распределения.
— Какие критерии годятся для проверки?
— Ну, их много… Из того, что помню – хи-квадрат, Колмогоров, Шапиро-Уилка.
— Коля! — Сергей вдруг шагнул к растерянному парню и обнял его, под удивленным взглядом коммерческого. — Теперь вся надежда не тебя!
Сергей обхватил Колю руками и тот, немного помешкав, тоже похлопал Сергея по спине.
— Итак. — продолжил Сергей, отойдя от Коли. — Один вопрос решен – Колю надо перевести в службу менеджмента качества. Есть у вас такая?
— Да. — кивнул коммерческий. — Только в чем смысл?
— Смысл в том, что ваша служба менеджмента качества, как и все остальные аналогичные в нашей стране – старое, вонючее собачье говно. Никакого качества продукции они не обеспечивают, потому что просто проверяют на предмет соответствия критериям, установленным вашим же предприятием. Коля, что есть качество?
— Соответствие требованиям потребителя.
— Коля, я уже нервничаю…
— Что? – взволнованно пробормотал Коля, потом ненадолго призадумался и, наконец, выпалил. – А, да! Степень соответствия требованиям потребителя!
— Кто потребитель вашей продукции?
— Ну, ритейлер, в котором Гена работает.
— А на соответствие чьим требованиям проверяет продукцию СМК?
— Нашим. Тем, что технологи установили.
— Есть какая-то корреляция между требованиями технологов и потребителя?
— Не знаю, если честно…
— Ну, вот и узнаешь. Будешь глазами и ушами реального потребителя в СМК. Согласен?
— Конечно! – Коля разве что не прослезился от радости.
— Ну все, двинули. – Сергей, не дожидаясь реакции, бодро зашагал к выходу из туалета.
— Куда? – крикнул вслед коммерческий, а Коля уже топал за Сергеем.
— В столовку, куда ж еще. Там нас главный инженер ждет. Он же у вас за производство отвечает? Вот и поговорим с ним за качество и сроки.
Коммерческий нехотя пошел следом, бормоча себе под нос ругательства. Сергей вышел из туалета и немного растерялся – забыл, в какую сторону нужно идти. Коля, вдруг сделавшийся на редкость сообразительным, чуть подтолкнул Сергея в плечо и кивком головы указал направление. Сергей послушно двинул в указанную сторону, Коля шел рядом, а коммерческий тащился немного позади.
— Сергей, а можно поподробнее про задачу, которую вы решали? — спросил Коля.
— Давай на «ты», ок?
— Да, конечно.
— Ты в детстве загадки логические любил?
— Ну, не сказать, что прям любил, но решал.
— Помнишь, например, такую – про волка, козу и капусту?
— Нет… — Коля задумчиво почесал затылок.
— Она простая. Есть крестьянин, у него лодка, волк, коза и капуста. Надо всех перевезти через реку. В лодку одновременно входит крестьянин и либо волк, либо коза, либо капуста. Волка с козой наедине оставить нельзя, по понятным причинам. Капусту с козой – тоже. Вот тебе и загадка.
— Прямо сейчас решать?
— Нет, дома, на досуге подумай. Вместо пьянки. — Сергей беспечно улыбнулся, а на щеках Коли выступил румянец. — Я тебе просто пример привел. Это, грубо говоря – реальная задача. В жизни, в бизнесе, встречаются именно такие. Их не решить в лоб, потому что есть масса ограничений. Ну и дальше люди делятся на два типа – те, кто понимает ограничения и решает задачу с их учетом, и те, кто ноет и говорит, что условия дурацкие, и задачу не надо решать.
— Вроде той задачи, которая у нас тут возникла?
— Ну да. Проще всего ведь сказать – так, Колю выгнать, коммерческого тоже пинком под за, откаты платить перестать, будем чистыми и красивыми. Что произойдет?
— Ну, наверное…
— Жопа будет. Пару месяцев протянете, и все. Будете распродавать оборудование, сокращать сначала расходы, потом персонал, и, в конце концов, закроетесь.
— Так что, нам теперь всю жизнь эти откаты платить?
— Нет, конечно. Просто не надо шашкой махать. Ну и оставлять все, как есть, не стоит. Слишком велики риски, со всех сторон. Надо выбираться из этой ситуации, но не спеша, с умом, постепенно, кусок за куском убирая то, что не нравится.
— Вообще, мне кажется, это очевидный подход.
— Очевидный-то очевидный, но не все пользуются. Попробуй, для разнообразия, спросить всех менеджеров, что надо сделать для процветания родного предприятия. Что услышишь?
— Ну, не знаю, я не спрашивал. Я ж простым менеджером по продажам был.
— А я тебе скажу. Будет бред. Идеи вроде повысить качество производства, закупить новые станки, выйти на новые рынки, сократить или нанять персонал, выпускать новые виды продукции, внедрить какую-нибудь методику и тому подобное.
— Так нормальные вроде идеи…
— Конечно нормальные. – усмехнулся Сергей. — А толку от того, что они нормальные? Это все равно, что предлагать любому человеку вести здоровый образ жизни. Разумеется, это поможет, он станет здоровым, бодрым, веселым и сможет реализовать все свои жизненные цели, если…
— Если что?
— Если сможет вести здоровый образ жизни. А он не сможет. И советчик скажет – ну, что ж, извини, ты не готов, а я – молодец, потому что предложил отличное решение. Хотя решение никуда не годится – оно не учитывает ограничений. Например, слабую силу воли, отсутствие реальной мотивации и плохое окружение.
— Ну, а что не так-то? Совет про здоровый образ жизни и правда ведь хорош.
— Хорош тот совет, который помог. Сам по себе совет, как решение, ничего не стоит, если его нельзя применить. А применить не дают ограничения реальной ситуации, которые советчик игнорирует.
— Понял. А в работе есть такие примеры?
— Сколько угодно. Например, последние лет десять-пятнадцать все без ума внедряют себе ERP-системы. Нафига?
— Не знаю… Чтобы порядок навести, управление производством, планирование, и так далее.
— Вот именно, что «и так далее». Даже если предприятию просто требуется планирование. Даже не цеховое, а обычное, простое, объемно-календарное. Но вместо того, чтобы понять это ограничение, и предложить нормальное решение – доработать систему планирования – внедряется за десятки миллионов рублей некий тяжеленный программный продукт, который просто заменяет собой уже и так работающую функциональность, и, если повезет, добавляет одну вишенку на торт – то самое планирование. Которое можно было сделать за неделю силами какого-нибудь умельца. Это как… Я не знаю… Жечь напалмом сто гектаров леса, чтобы расправиться с одним партизаном.
— А как его найти, партизана-то? В некоторых случаях, наверное, применение напалма вполне оправдано.
— В некоторых да, но не в приведенном мной примере. Там даже леса нет, партизан стоит в поле и машет флагом. Его все видят и слышат, потому что он орет благим матом на каждом оперативном совещании. Продавцы спрашивают, когда будет готов заказ. Производственники орут на снабженцев, когда будут материалы? Снабженцы тыкают пальцем в финансистов, когда будут деньги на погашение кредиторки. Те кивают на продавцов, не принесших деньги. Продавцы замыкают круг, снова крича на производственников. И тут встает какой-нибудь умник, и говорит – нам нужна современная ERP-система. Херанем напалмом, решим все проблемы одним махом. Хотя достаточно одного точного снайперского выстрела.
— Ладно, я понял. — было видно, что Коле надоело слушать.
— Ну вот, и ты сдался. – улыбнулся Сергей. — Так и каждый директор, уставший слушать о проблемах, и по понятным причинам не способный самостоятельно вникнуть в оперативную деятельность на достаточную глубину, соглашается на напалм. Ко всеобщей радости, потому что реальную проблему ближайшие несколько лет можно будет не решать – достаточно будет кивать головой на внедрение ERP и жадных интеграторов, выписывающих счета, как автомат.
— Да не сдался я! – громко сказал Коля. — Понимаешь… Мне кажется, не все так просто.
— Все проще, чем кажется. – улыбнулся Сергей.
— Так, вот и столовая. – обрадованно сказал Коля. — И это… Ты кому звонил-то?
— Никому. Только родственнику своему буйному не говори.
Автор: nmivan