Здравствуй! В далёком 2005 году в ABBYY появился первый мобильный SDK. А в 2007 в компании образовался отдельный департамент ABBYY Mobile, и начали рождаться технологии, которые стали основой наших приложений — ABBYY Business Card Reader, ABBYY FineScanner и ABBYY TextGrabber. В 2009 наш первопроходец Business Card Reader вышел на мобильные (кнопочные!) телефоны Nokia под управлением Symbian. И совсем скоро, 19 марта 2019 года, мы будем праздновать первое десятилетие.
В этом посте мы расскажем и покажем, как устроена изнутри жизнь и работа ABBYY Mobile, какие технологии мы разрабатываем, куда ездим в командировки и многое другое.
Как устроено пространство
Офис ABBYY находится в Отрадном, в технопарке со звучным названием ITradnoe, в котором мы сумели разместить больше 700 человек. Многие сотрудники арендуют или покупают квартиру прямо рядом с офисом (я хожу на работу 12 минут).
План развития технопарка.
Мы вот в этом красненьком здании буквой П, а деревья слева – явная фантазия художника)
Мобильный департамент растёт и расширяется каждый год, сейчас нас 30 человек, а до конца года планируем расшириться до 50. Когда мы стали активно расти, то затеяли небольшой ремонт и в первую очередь собрали требования сотрудников к офисному пространству. В итоге образовалось 2 группы – любители опенспейса и почитатели личного пространства. Таким образом и решили организовать офис: с одной стороны разломать стенки, чтобы сделать зону для “общения”, с другой – оставить кубиклы для вдумчивой работы над сложными и интересными задачами в тишине.
Рабочие места разработчиков и тестировщиков – маленькие “дома”, в которых творят наши ребята. Тут можно повесить на стену любимые плакаты, поставить музыкальные инструменты и вообще обустроить своё рабочее место так, как тебе удобно.
Наши iOS-разработчики создали свой “мега-кубик” на 2 человека.
Маркетинг и команда управления продуктами работают в опенспейсе: стены создавали бы препятствие для постоянного обмена идеями и мыслями.
Наверно, уже никому не нужно рассказывать про положительное влияние зелёного цвета на состояние человека. В нашем офисе можно погулять по газону, вырезанному с альпийских лугов, и заценить написание логотипа ABBYY в травянисто-зелёном цвете. Каждый день на нашей лужайке мы проводим стендап (весь отдел делится своими рабочими планами на день), в том числе с удалёнными сотрудниками. Для этого поставили большой телевизор, широкоугольную камеру (Logitech C930e) и прям настоящий блогерский всенаправленный микрофон (Blue Yeti), чтобы всех было видно и слышно.
Уютное рабочее место с удобным креслом – это, конечно, замечательно, но движение – жизнь. Как совместить приятное с полезным? Достаточно сойти с газона на беговую дорожку, не отвлекаясь при этом от работы.
Любители поностальгировать нередко заглядывают в мобильный музей, где мы собрали некогда крутые смартфоны и кнопочные телефоны. На всех «старичках» можно собственными руками опробовать различные приложения ABBYY, которые мы делали в разные годы для Symbian, Windows Mobile, iOS, Android, физические сканеры визиток и даже систему распознавания текста для Google Glass. Музей пока в виде MVP, но после ремонта, который мы планируем в 2 квартале, там будет супер-круто.
Здоровье гика и забота об экологии
Ещё 3 года назад, проникшись опытом коллег из Zeptolab, мы решили, что кроме завтраков и обедов хорошо бы иметь возможность перекуса, но здорового. После недолгого обсуждения решили, что это будут свежие фрукты. В рамках “бета-тестовой группы” мы покупали фрукты на неделю и лакомились вкусными мандаринками, бананами, яблоками, а иногда даже ананасами, маракуйей и клубникой.
Испытания прошли успешно и теперь проект запущен “в коммерческую эксплуатацию” во всей компании. Каждый день на кухнях ABBYY любой сотрудник может перекусить разнообразными фруктами и выпить свежевыжатый апельсиновый сок.
Также ABBYY по-хорошему нацелена на экологичные активности, благодаря которым многие из нас полностью изменили подход к собственной жизни.
Эко-стенд на 5-ом этаже нашего офиса
Кроме сбора старой техники и одежды или помощи благотворительным организациям, можно также утилизировать кучу разных вещей, типа батареек и лампочек, а также поучаствовать в помощи социальным учреждениям, приютам для животных или музеям. Например, недавно помогали ухаживать за деревьями в усадьбе Льва Толстого и ещё в этом году расчищали сады Абрамцево. Подробнее об эко-инициативах ABBYY мы уже рассказывали на Хабре — вот здесь.
Секреты продуктивного дня
В компании существует множество интересных активностей, которые помогают работать продуктивно каждый день. Например, по-настоящему свободный график, который можно выстраивать, как тебе удобно. Можно успеть забрать детей из сада-школы, сходить на футбольный матч, а потом отработать по утрам/вечерам или на выходных без всяких миллионов бумажек или вопросов руководителю и бухгалтерии.
Радует также настоящая детская комната, в которую можно привести ребёнка от 3 лет, с удовольствием пообедать с ним в столовой и вечером пойти домой. Про неё часто пишут и снимают сюжеты разные СМИ.
Еще мы любим поиграть в видеоигры. Кроме Playstation 4 Pro, в которой часто рубятся в FIFA и Guitar Heroes,
мы по совету сотрудников также приобрели для себя, а потом перенесли в общую игровую зону приставку SNES Classic Mini, на которую накатили множество олдскульных хитов! Танчики вызывают постоянную загрузку приставки, а ещё Super Mario, Battle Toads и Super Contra. Просто непередаваемые ощущения!
Ещё одна штука, которая мне нравится в компании, – обучение сотрудников. Мы делали в своё время митапы по финансам, участвовали в создании нескольких гильдий, а в рамках проекта ABBYY Talks слушали рассказы о питании от профессиональных атлетов, об экологичности от Greenpeace, о безопасности от Лиза Алерт, об умных городах и AI от разработчиков решений и учёных и так далее. Но мне больше всего нравится корпоративная библиотека. Ключевая её фишка – “бесплатная доставка”. Можно написать запрос на нужную книгу (а если её нет — на покупку) и кто-то из “книжных фей” доставит тебе книгу прямо на рабочее место! Забота в чистом виде!
Эволюция процессов
Наши внутренние системы довольно стандартны:
- JIRA как таск-трекер
- Confluence для требований и всевозможных заметок и документов
- OneDrive как корпоративное облако
- Slack как командный мессенджер
- Ещё один мессенджер Teams — на всю компанию + звонки
- TeamCity как CI
- Outlook для почты
- Workplace — внутренняя соцсеть
- Zoom — переговорки для созвонов через интернет
- И ещё ворох внутренних самописных систем от уведомлений о днях рождения до закупок и бюджетов.
Мы уже больше 4 лет впитываем в себя лучшие ценности Agile: гибкость, командную работу и эмпатию, и прошли через несколько “уровней”. Сейчас основная задача — автоматизация, открытость и в какой-то мере даже счастье сотрудников.
Например, мы регулярно практикуем встречи 1-на-1, в которых можно обсуждать не только качество работы или накал страстей в последнем релизе в пятницу вечером, но и жизненные новости, планы на будущее и в целом собственное развитие.
Вот, например, моё 14 февраля.
Чтобы не привязываться к ежемесячным циклам, мы, после нескольких итераций, пришли к возможности в любой момент дать обратную связь сотруднику в Google-форме, которая выглядит вот так:
Такой подход позволяет давать откровенную обратную связь, не забывая о хорошем и думая о росте человека, а не пытаясь его унизить или оскорбить. А также мы написали скриптик, который после сохранения формы отправит на почтовый ящик сотрудника электронное письмо с обратной связью. Можно как анонимно её оставлять, так и подписываться.
На основе обратной связи формируется и распределение денежной премии. У каждого сотрудника каждый квартал есть 30 “советских” рублей (мы их называем биткоинами), которые он может в любом количестве распределить по всем сотрудникам отдела. Тех, которые получили больше всего “биткоинов” от своих коллег, по результатам квартала наградят бОльшей денежной премией. У кого поменьше “советских” рублей, премия может быть более вариативной – от стандартной до большой, уже на усмотрение руководителя. Таким образом, сотрудники сами влияют на размер вознаграждения. Это позволяет отметить всех, кто проявляет отличные личные качества, типа взаимовыручки, ответственности, активности, помощи, чтобы распространить их на весь коллектив.
Эволюция же превосходной обратной связи — карточки-кудо. Каждый сотрудник может от руки написать любому другому сотруднику такую “открытку” и вручить как лично, так и в рамках ретроспективы.
Кстати, ретроспективы у нас исторически проходят с мороженым.
Также мы делали шуточное голосование за лучших сотрудников отдела. Причём как формальных, типа iOS-разработчик года, так и совсем неформальных типа “душа компании” или “мудрый гуру”. А подарком сотрудникам был супергеройский киндер-сюрприз.
Ещё один интересный проект, который прошёл успешный триал и постепенно разворачивается внутри компании, это Random Coffee. Идея такая (родилась она из этой статьи): в компании работают сотни классных специалистов, которые на самом деле не так много знают о работе друг друга в целом и интересах друг друга в частности. Давайте мы дадим возможность случайным людям встретиться и просто поговорить на неформальные темы? И оказалось, что это как раз то, что нужно! Email с просьбой подтвердить, что ты готов поучаствовать в авантюре, а потом письмо со случайно выбранным компаньоном с предложением выпить вместе кофе (чай, какаушко, минералку) – это прям то, что объединяет и фан, и взаимопонимание, и инновации на стыке отделов. Всем рекомендую!
Стажировки
Каждый год летом ABBYY набирает стажёров. Для нас это важная часть как роста студентов кафедры ABBYY в МФТИ, так и обновления команды свежим поколением со своими взглядами, идеями, подходами. В 2018 году только в “мобилки” пришло 14 ребят, и 5 человек продолжили с нами работать после летних каникул. В этом году мы планируем анонсировать программу в начале марта, но уже сейчас вы можете написать на intern@abbyy.com
Мне понравилось, как отметил один из парней: коллеги «вливали» в коллектив. И не поспоришь. Всяческая помощь и поддержка, экскурсии по офису, совместный настольный теннис, приставки, шашлыки, мороженое, отличное настроение – и вот, ты часть ABBYY Mobile.
Разработчики-стажёры работают у нас не на подхвате или второстепенных задачах, а занимаются реальными проектами, прототипированием инноваций, их улучшением и внедрением в продукты. Что сделано на таких стажировках? Несколько примеров:
- интеграция Siri Shortcuts в ABBYY FineScanner и ABBYY TextGrabber,
- сценарии дополненной реальности,
- распознавание на Raspberry Pi и в хитрых камерах,
- инструменты работы с PDF,
- наложение текста поверх картинки в TextGrabber Android
- фильтр фотографий с помощью машинного обучения в FineScanner, который автоматически определяет, на каких изображениях есть текст,
- расширения для импорта изображений в FineScanner и TextGrabber
- и многое другое.
Как видите, многое из этого уже работает в наших продуктах.
Часть стажёров занимается тюнингом моделей машинного обучения, что позволит существенно повысить удобство работы с приложениями. Вместо численных алгоритмов мы всё больше используем нейронные сети. За счёт этого улучшается сортировка данных, скорость работы, качество распознавания, персональный опыт.
Работа над приложениями: что новенького?
ABBYY Mobile разрабатывает приложения для массовых пользователей и для корпоративного сектора, мы хотим, чтобы вам больше никогда не пришлось вбивать вручную данные из бумажных носителей. В наших планах –
- Реализовать потенциал FineScanner как сканера документов, который можно использовать «в полях», с извлечением данных и экспорта в любое хранилище.
- Превратить Business Card Reader в мини-CRM и систему для удобной работы с контактами и экспорта в корпоративные CRM.
- Сделать TextGrabber удобным инструментом для заполнения форм и перевода текстов.
- Использовать FlexiCapture Mobile и текущие SDK, как инструмент мобильного ввода в разных RPA-сценариях, типа онбординга клиентов или заполнения заявки на кредит со смартфона.
- Внедрять мобильные SDK для захвата изображений и распознавания данных для быстрого создания корпоративных приложений, например, по распознаванию ID.
- Реализовать несколько инновационных проектов. Они связаны с IoT, веб-технологиями, дополненной реальностью, голосовыми ассистентами, захватом изображений в нестандартных условиях и работой со сторонними приложениями.
Конечно, помимо разработки приложений разработчики ABBYY Mobile постоянно совершенствуют технологии интеллектуальной обработки информации. Мы активно исследуем возможности перевода алгоритмов обработки изображения (например обрезка документа, поиск слов на изображении) на использование технологий нейронных сетей. Плюс наработки в NLP также переносятся на «мобилки». Keras, Tensorflow, CoreML – со всеми этими технологиями наши разработчики на «ты» уже несколько лет.
За 2018 год мы неплохо прокачали наши приложения:
- Улучшили работу Voice Over в TextGrabber;
- Научили Business Card Reader искать в социальных сетях;
- Добавили перевод в реальном времени в TextGrabber iOS и Android;
- Сделали импорт в TextGrabber и FineScanner удобнее;
- Научили TextGrabber и FineScanner работать с Siri Shortcuts.
- Добавили новый режим отображения распознанного текста и перевода в TextGrabber Android – теперь он накладывается на оригинал.
Большая часть активностей скрыта за печатями корпоративных внедрений, но конечно же мы любим и хотим вдохновлять всех наших клиентов. И тут главные изменения, конечно, впереди.
Международный уклон
Так как технологиями ABBYY пользуются компании по всему миру (среди наших клиентов — Tesla, SpaceX, Daimler, Volkswagen, UPS, Pepsi, Walmart, Samsung, UIPath, PwC, Xerox, HP, Сбербанк, Тинькофф, Точка), нашим сотрудникам приходится много путешествовать. В 2018 году наши коллеги побывали на важнейших конференциях в мире мобильных (и не только) технологий. Посещение таких событий – важная часть нашей работы. В первую очередь, мы обязаны быть в курсе развития мобильных технологий, чтобы внедрять их в наши приложения одними из первых. Как это было, например, с “Инструментами редактирования PDF” и Drag-and-Drop в iOS 11 или “Голосовыми командами Siri” в iOS 12. Во-вторых, прокачивание навыков. Что может быть лучше живого общения, обмена опытом и методиками работы? Только живое общение и обмен опытом где-нибудь в Сан-Франциско! В-третьих, любые мероприятия – это новые контакты, презентации продуктов, общение с корпоративными клиентами.
Мы условно разделяем мероприятия на три вида:
- Обязательные (крупнейшие конференции и выставки).
- Выставки и конференции для общения и развития. Здесь можно варьировать состав участников от нас (например, отправить только PR) или посмотреть трансляцию.
- Профессиональные: несколько специализированных мероприятий по вертикалям: разработчики, тестировщики, маркетологи, аналитики, дизайнеры и так далее. Без этого никуда – тренды и технологии развиваются очень быстро.
В 2018 на WWDC в Калифорнии глава отдела сейлз-маркетинга Михаил Шубин вместе с Mac-разработчиком послушали о будущем в работе с платформой Apple и о том, какие «amazing, beautiful and stunning» продукты готовит Apple, получили обратную связь по продуктам ABBYY и помогли продвинуть приложения на американскую и европейскую команды App Store.
В той же солнечной Калифорнии я первым узнал о новинках Android на Google I/O. Главный интерес для нас представляли обновления, которые Google анонсировали для Android-камеры, а также инструменты машинного обучения на устройстве. Анонсированные технологии мы уже во всю используем. К сожалению, не всем в прошлом году успели сделать американские визы, так что в этом году разработчикам будем делать заранее.
Через 2 недели большой десант от ABBYY залетит на Mobile World Congress (MWC) в Барселону. Заходите к нам на стенд — NEXTech Hall 8.0, Stand 8.0J25
Кстати, о путешествиях
А точнее, о спонтанных путешествиях. Этой осенью пятеро ребят, а именно маркетолог, менеджер проектов, два разработчика и тестировщик, отправились в Санкт-Петербург. И нет, не на конференцию, а просто посмотреть северную столицу и весело провести время. Не может не радовать, что коллеги становятся друзьями и путешествуют вместе.
Напоследок о традиции, которая также помогает увидеть мир за пределами офиса – ABBYY Road. Это автопробег, в котором сотрудники ABBYY участвуют вот уже 9 лет. Поездка занимает два выходных дня: утром в субботу отъезд, в воскресенье вечером обратно. Каждый год компания придумывает несколько маршрутов, а сотрудники голосуют и выбирают, куда поедет автоколонна ABBYY. В мае 2018 года путешествие было по маршруту Москва — Подольск — Таруса — Тула — Москва. Кроме прогулки по городу, мы осмотрели множество музеев, достопримечательностей и активностей. Это очень сближает!
Почему нужно брать запасную футболку
Вы, должно быть, подумали о нервных встречах с начальством? Нет, у нас все хорошие. Несколько партий в настольный футбол или теннис – вот что заставляет попотеть в хорошем смысле. Наиболее «жаркие» игры получаются, когда встречаешься в игровой комнате с асами в дисциплинах. По уровню мастерства можно определить, сколько времени человек работает в ABBYY. Это отличный выброс адреналина и «рабочая перезагрузка». А для офиса, в котором позволяет пространство, настольный футбол, теннис или хоккей – мастхэв.
Иногда по вечерам мы ходим в одну из переговорок, но уже не для обсуждения насущных проблем, а, чтобы поиграть в настольные игры. В распоряжении имеется много разных игр: «ЭкиВоки», «Дженга», «Архипелаг», «Что? Где? Когда?» и многое другое. Каждый найдёт что-то по вкусу.
Любим мы и выездные мероприятия, которые организовываем и сами, и от компании. За последние месяца 4 сходили в Панда-Парк, поиграли в командный Лазер-Таг
и порубились камнями и щётками в Кёрлинге.
В общем, этой статьей хотелось бы снять предубеждение, что ABBYY – это “хардкорное НИИ”, потому что на самом деле это совсем не так. И если вы хотите взглянуть на наш офис своими глазами и присоединиться к мобильной команде, откликайтесь на наши вакансии:
Мы всегда рады классным людям в команде. Приходите сами и рекомендуйте друзьям!
Автор: Игорь Акимов