Если спросить C++-программиста о значении ключевого слова explicit, большинство ответит, что это ключевое слово ставится перед объявлением конструктора с одним параметром (или с большим числом параметров, но когда все параметры, начиная со второго, имеют значения по умолчанию) и предотвращает неявное преобразование типов при инициализации.
class Simple {
public:
Simple(int a) : a_(a) {}
private:
int a_;
};
class SimpleExplicit {
public:
explicit SimpleExplicit(int a) : a_(a) {}
private:
int a_;
};
template <typename S>
void someFunc(const S& s) {
}
int main(int, char**) {
Simple s3 = 11;
// SimpleExplicit se3 = 11; - COMPILE ERROR
SimpleExplicit se3 = SimpleExplicit(11);
someFunc<Simple>(11);
// someFunc<SimpleExplicit>(11); - COMPILE ERROR
someFunc<SimpleExplicit>(SimpleExplicit(11));
return 0;
}
В старом добром C++03 сценарии применения ключевого слова на этом заканчивались, однако, начиная с C++11, область применения explicit расширилась: теперь оно имеет смысл не только в конструкторах с одним параметром, и даже не только в конструкторах.
В 2011 году в Стандарт добавили универсальную инициализацию (uniform initialization), которая должна навести порядок в зоопарке способов инициализации объектов, доставшемся C++ в наследство от языка C. Я не буду здесь подробно рассказывать про универсальную инициализацию, на эту тему есть множество подробных статей, их несложно найти по ключевым словам. В двух словах: объекты предлагается инициализировать при помощи фигурных скобок, по сути это расширение т.н. агрегатной инициализации (aggregate initialization), унаследованной ещё со времён C.
С появлением универсальной инициализации explicit обрёл смысл для конструкторов с 0,2,3 и более параметров:
class Simple {
public:
Simple() : a_(0), b_(0) {}
Simple(int a) : a_(a), b_(0) {}
Simple(int a, int b) : a_(a), b_(b) {}
private:
int a_, b_;
};
class SimpleExplicit {
public:
explicit SimpleExplicit() : a_(0), b_(0) {}
explicit SimpleExplicit(int a) : a_(a), b_(0) {}
explicit SimpleExplicit(int a, int b) : a_(a), b_(b) {}
private:
int a_, b_;
};
template <typename S>
void someFunc(const S& s) {
}
int main(int, char**) {
Simple s4 = {};
someFunc<Simple>({});
// SimpleExplicit se4 = {}; - COMPILE ERROR
SimpleExplicit se4 = SimpleExplicit{};
// someFunc<SimpleExplicit>({}); - COMPILE ERROR
someFunc<SimpleExplicit>(SimpleExplicit{});
Simple s5 = {11};
someFunc<Simple>({11});
// SimpleExplicit se5 = {11}; - COMPILE ERROR
SimpleExplicit se5 = SimpleExplicit{11};
// someFunc<SimpleExplicit>({11}); - COMPILE ERROR
someFunc<SimpleExplicit>(SimpleExplicit{11});
Simple s6 = {11, 22};
someFunc<Simple>({11, 22});
// SimpleExplicit se6 = {11, 22}; - COMPILE ERROR
SimpleExplicit se6 = SimpleExplicit{11, 22};
// someFunc<SimpleExplicit>({11, 22}); - COMPILE ERROR
someFunc<SimpleExplicit>(SimpleExplicit{11, 22});
return 0;
}
Помимо этого, начиная с C++11 ключевое слово explicit может также применяться к операторам преобразования типа, также запрещая их неявный вызов:
class Simple {
public:
Simple() {}
operator bool() const { return true; }
};
class SimpleExplicit {
public:
explicit SimpleExplicit() {}
explicit operator bool() const { return true; }
};
int main(int, char**) {
Simple s7{};
bool b7 = s7;
SimpleExplicit se7{};
// bool be7 = se7; - COMPILE ERROR
bool be7 = static_cast<bool>(se7);
return 0;
}
В заключение хочется порекомендовать использовать универсальную инициализацию в любом новом коде на C++, а также явно объявлять конструкторы explicit всегда, кроме случаев, когда неявное преобразование семантически оправдано.
Автор: igorsemenov