IT-компании Кремниевой долины издавна награждали своих сотрудников акциями. Отличный способ повысить уровень лояльности разработчиков, и сделать их лично заинтересованными в успехе проекта. Но это привело к неожиданному эффекту. Теперь обычные программисты начинают использовать этот компенсационный пакет, чтобы влиять на решения своих работодателей. Во всех компаниях, от маленьких стартапов – и до Amazon, Facebook и Google, объединившись, они начинают сами решать, за какие проекты компании не стоит браться, и как их инновации можно использовать.
Несколько десятков сотрудников Amazon, получивших поощрения в виде акций, выступили в роли акционеров компании. В начале декабря они отправили идентичные петиции, предлагая онлайн-гиганту выпустить детальный план того, как он, со своими миллионами квадратных метров складов, исполнительных центров и дата-центров, собирается помогать в борьбе с изменением климата.
Теперь предложение сотрудников обязательно будет вынесено на обсуждение на следующим собрании акционеров. Даже если его не одобрят, Безос и остальные будут знать, что подобное мнение существует, и лишний раз задумаются, что неплохо было бы сделать компанию чуть менее зависимой от ископаемого топлива. Совместно разработчики обладают достаточным капиталом в Amazon, чтобы стать заметными для руководства.
Пан – вторая из стоящих, Эмили Канниган – первая из сидящих
Элиза Пан, программный менеджер в одном из секторов Amazon, работающая в компании 5 лет, рассказывает:
Мы поняли, что с позиции работника нас никто не слышит. Но если мы предстанем в другом лице, в виде акционера, наше слово будет значить намного больше. Это так работает. Мы хотим, чтобы эта проблема стала заметной совету директоров и лидерам нашей компании, которые принимают решение.
Чтобы получить право подавать предложения как акционер, сотрудник Amazon должен владеть акциями компаниями минимум на $2000 в течение года. Десяткам (возможно, сотням?) тысяч рабочих ранее выдавали акций на $1000 под конец года, в честь их заслуг за труд во время Черной пятницы и Рождества. Получается, сотруднику достаточно было проработать два года, чтобы стать полноправным (хоть и миноритарным) акционером компании. В этом году, по мере роста стоимости акций Amazon и давления со стороны сената, компания прекратила предлагать такую форму компенсации, просто напрямую повысив минимальную оплату труда. Теперь акции будут получать только люди в ключевых позициях – главные разработчики, лидеры отделов, управляющие менеджеры.
Выходка (в прямом смысле!) сотрудников Google
Но старые акции у рабочих остаются, и это пакет минимум на несколько сотен миллионов, который невозможно игнорировать. Ранее через похожий процесс прошла Alphabet. В этом марте сотрудники Google подали петицию как акционеры компании, предлагая привязать выплату руководителям к выполнению целей по устранению расовой и гендерной дискриминации внутри компании. Совет директоров предложение выслушал и в итоге отвергнул, но инициативная группа внутри Google собирается снова внести его на повестку дня в 2019-м.
Яна Калу, менеджер организации Coworker.org, помогающий сотрудникам организовывать совместные кампании, объясняет:
Риски для работников, пользователей и акционеров на самом деле во многом одинаковые. Все они хотят, чтобы компания была наилучшей, насколько возможно. Риски для сотрудников – это и риски для акционеров, так что здесь на самом деле естественный союз общих интересов.
После поднятия вопроса своими работниками, Amazon, одна из крупнейших в мире компаний, прокомментировала то, как она собирается помогать в борьбе с глобальным потеплением:
Мы поставили цель – чтобы наша глобальная инфраструктура работала на 100% от возобновляемых источников энергии, а также инвестируем в «зеленую» энергию и спонсируем инновации, чтобы повысить её эффективность.
Компания установила большие системы солнечных панелей на 25 исполнительных центрах, и говорит, что пытается уменьшить количество используемых упаковочных материалов, оптимизируя процесс пакования.
Эмили Канниган, еще один сотрудник-активист из Amazon, объясняет свою позицию:
Это важно для человека – менять что-то к лучшему, работать над изменениями, даже пусть маленькими, где бы ты ни был. Я, так получилось, работаю на Amazon, и значит, буду пытаться менять мир отсюда.
Многие тех. компании в последний год столкнулись с «проблемой» «восстания» своих работников. Сотрудники Amazon, Microsoft, Salesforce и Google публично протестовали против решений своих компаний. Так Google была вынуждена отказаться от очень прибыльного контракта с Пентагоном по разработке технологии для «дронов-убийц». Сотрудники сказали, что не будут над этим работать, и выходили на марши против идеи «создавать вещи, которые помогают убивать людей».
А в прошлом месяце 20 000 сотрудников Google вышли из корпусов и начали скандировать слоганы, протестуя против того, что компания скрывает факты сексуальных домогательств на работе, и выплачивает большие компенсации при увольнении таких менеджеров. Один из слоганов на плакате гласил:
Что я делаю в Google? Я тружусь каждый день, чтобы компания могла позволить себе выплачивать $90 млн руководителям, которые сексуально преследуют моих коллег.
Ларри Пейдж, Сундар Пичаи и глава YouTube Сьюзан Войчицки моментально объявили о структурных изменениях, извинились, и сказали, что отныне подобные случаи будут передаваться в арбитраж. Они также сказали, что за последние два года из 48 людей, уволенных в ответ на заявления о сексуальных домогательствах, ни один не получил выходного пособия.
В то же время, сотрудники Facebook с этого лета пытаются изменить политику компании, объединяясь в группы, чтобы сделать её «более толерантной» (что, в их понимании, означает – менее толерантной к группам и политикам из правого крыла).
Работники в IT-индустрии находятся в уникальной позиции. У них, в основном, хватает денег на проживание, они не так боятся увольнения и легко могут найти работу в другой компании, если ситуация накалится до предела. Плюс – у многих есть акции в своей фирме, чего, например, нет ни у одного сборщика автомобилей или пилота авиакомпании. Поэтому всё больше разработчиков становятся «активистами-акционерами» на полставки, предлагая свои идеи о том, что, в глобальном смысле, нужно делать компании.
Руководителям фирм такое положение дел зачастую не нравится (всем не угодишь), но, возможно, в этом есть и плюсы для компании. Во-первых – поднимается вопрос о проблеме, которая раньше могла пролететь мимо ушей топ-менеджеров. Во-вторых – работники становятся еще более вовлеченными в жизнь компании, для чего, во многом, изначально и задумывалась такая программа поощрений.
Что касается эффективности самих предложений – вероятность того, что они серьезно заставят компанию изменить свой курс, даже если петиция внесена тысячами миноритариев-сотрудников, довольно низкая. Во всех главных IT-гигантах основное слово сейчас остается за их основателями. Главный акционер Amazon – Джефф Безос, с 16%. Главные акционеры Alphabet – Сергей Брин и Ларри Пейдж, у них 51% голосующих акций компании. Если их решение идет вразрез с мнением всех остальных акционеров, они всё равно легко могут настоять на своем.
Но объединяющиеся IT-сотрудники говорят, что дело слегка не в этом. Предложения акционеров выносятся на обсуждения, их обговаривают. Они распространяются другим держателям акций, их включают в годовые отчеты. Это единственный способ напрямую рассказать о своих проблемах совету директоров и СЕО, а не просто менеджерам. И их совместный голос может помочь склонить весы в ту или иную сторону.
К тому же, доказано, что подобные методы воздействия действительно работают. Так, например, ведет себя один из крупнейших акционеров в любом большом стабильном IT-бизнесе – Государственный пенсионный фонд Норвегии. Владея акциями на $300-400 миллиардов (1,5% глобального рынка акций!), он зачастую вносит самые неожиданные и прогрессивные предложения в повестку дня IT-компаний. И блокирует более 6700 решений их за год! Через свой фонд небольшая Норвегия оказывается способной навязывать всему миру свои ценности – например, запрещая всем компаниям, в которые она инвестирует, продавать оружие, вовлекаться в коррупционные скандалы и любым образом поощрять расовую дискриминацию.
Например, Facebook под давлением Норвегии этим летом был вынужден внедрить алгоритм по остановке fake news и пообещал выровнять зарплату женщин у себя в компании с зарплатой мужчин на аналогичных позициях. Оба предложения на собрание акционеров вынесли представители норвежского нефтяного фонда.
Автор: Pochtoycom