Для мира digital характерен быстрый карьерный рост, который заставляет молодых управленцев переключаться с освоения фундаментальных идей того же MBA на тренинги, лекции и митапы, поскольку они позволяют еще больше ускорить процесс. Однако в том и в другом случае точного ответа на извечный вопрос «что делать» не получить. Причина заключается в сложности адаптации теории к своей личной практике. Но это не значит, что выхода нет.
Как появилась идея TeamLead Conf, при чем тут новый тип образования в digital и серендипность, рассказывает Александр Зиза, один из организаторов нашей конференции Aletheia Business и член программного комитета TeamLead Conf.
– Расскажите в двух словах о себе и своей работе.
Александр Зиза: Алетейя Бизнес — это партнерская история Вирны Штерн, executive-коуча и психолога, основателя компании, и моя — организационного консультанта. Я в прошлом инженер, разработчик электроники, топ-менеджер в иностранной компании — все так или иначе связано с IT. У Вирны богатейший опыт работы с людьми — как тренера, работающего более чем с сотней участников одновременно, психолога, коуча собственников digital-бизнесов.
Наша совместная работа началась в 2004 году, и практически сразу мы сосредоточились на бизнесе в IT, потом начали работать с конференциями Олега Бунина — HighLoad++ и РИТ++. Сейчас мы фокусируемся на ускорении развития управления в digital-организации, а также цифровой трансформации, а HighLoad++ и мир digital-культура этой конференции — яркое ее проявление.
Наша основная работа — развитие управленческих компетенций, которые нужны тимлидам, топ-менеджерам и собственникам IT-бизнеса. Свою задачу мы видим в изучении, систематизации и технологизации самых передовых управленческих практик в digital.
— С чего началась история специализированной конференции TeamLead Conf?
Александр Зиза: У нас с Вирной были доклады и митапы на конференциях Олега Бунина, которые привлекали все больше и больше тимлидов, приходивших послушать про управление вместо интереснейших докладов на других треках. Полтора года назад мы предложили Олегу Бунину реализовать на HighLoad++ 2017 отдельный трек для тимлидов, и он удался. Так родилась идея самостоятельной конференции TeamLead Conf.
Основная идея заключалась в поиске практик управления, которые можно было бы использовать более широко — мы видели, что это очень большая боль для всего движения высоких нагрузок.
Мир растет очень быстро, программисты вырастают в управленцев, а те — в управленцев над управленцами и т.д. Такого быстрого роста нет нигде, кроме как в digital.
В остальном не digital-мире действуют совершенно другие скорости. А здесь важно найти нечто, что даст быстрый эффект начинающему руководителю, что быстро введет его в курс дела, сделает профессионалом, поможет решать задачи управления людьми, не тратя на это лишнего времени и энергии.
В масштабах отрасли эта задача на системном уровне еще не решена. Лишним подтверждением тому является отчет компании SHL, которая публикует оценки трендов в области развития кадров. Согласно ее исследованиям 2016 года, в России наблюдается серьезный недостаток управленцев, особенно на уровне линейных менеджеров в IT — тимлидов. Этот отчет, кстати, и стал одним из толчков к реализации идеи.
— TeamLead Conf ориентирована только на тимлидов?
Александр Зиза: Конечно, нет. Мы ориентируемся на наиболее талантливых с точки зрения развития своих управленческих качеств людей всех уровней. Это могут быть сениор-разработчики, ПМ-ы, тимлиды. Как правило, вышестоящее руководство находит перспективного человека и предлагает ему рулить командой, в буквальном смысле «вбрасывает» его в эту задачу. А ему и сложно, и страшно, и хочется, и колется, и никто не слушает. Многие не справляются, возвращаются кодить, выгорают эмоционально. Как поступать с ребятами, с которыми вчера пил пиво, был на «ты», а сегодня от них нужно требовать результаты?
На каждом организованном нами мероприятии мы обязательно задаем вопросы участникам об их проблемах и ожиданиях. У нас уже скопилось множество заполненных опросных листов. Из их анализа понятно, на какие вопросы не могут найти ответы начинающие управленцы.
Вот, например, раньше он кодил, а теперь надо заставить этих людей — бывших коллег — выполнять какие-то требования, соответствовать уровню качества, соблюдать сроки.
Для управленческих позиций требуется совершенно иной стек компетенций, нежели для разработки. И TeamLead Conf — конференция, которая призвана осуществить концентрацию знаний и обмен мнений о том, что же нужно, чтобы быстро осуществить этот шаг развития из разработчика в управленца.
Вы каждый раз находите новый материал для докладов или повторно раскрываете старые темы?
Александр Зиза: Если честно, в нашем подходе произошла некая метаморфоза.
Изначально была идея разово сделать самостоятельный трек, потому что накопились вопросы (у нас был целый список). После того, как прошла первая самостоятельная конференция, я был уверен, что трек закончен. По моему личному мнению, мы закрыли 90% вопросов.
Когда Олег Бунин предложил сделать следующую конференцию, честно говоря, я смотрел на это со скепсисом: о чем там рассказывать? Темы-то все раскрыты.
Но ничего подобного! Последующие мероприятия показали, что тема и глубже, и шире. Мы лишь немного затронули проблематику тимлида, а там еще очень много всего. Тема оказалась крайне актуальной.
— TeamLead Conf — единственное мероприятие в своем роде?
Александр Зиза: Если рассматривать работу в целом с управлением в digital, то подобные мероприятия существуют. В конференциях Олега Бунина есть несколько управленческих треков. Во-первых, это конференция Whale Rider, которой уже более 10 лет. Она посвящена лучшим практикам в управлении и предпринимательстве с фокусом в сторону более глобальных задач. В большей степени там идет разговор об управлении бизнесом и бизнес-процессами, а также о том, что называется задачей управления управлением (manager of a manager).
Во-вторых, это наш собственный трек — конференция Aletheia Business, которая уже дважды проводилась в рамках РИТ-фестиваля и планируется в третий раз. Она посвящена вопросам психологии бизнеса, лидерства и управления.
Но TeamLead Conf — это трек именно для начинающих управленцев, у которых накопились вопросы по своей собственной эффективности или выходу на более высокие управленческие позиции или на более высокий уровень ответственности. Это конференция для линейных менеджеров — первого уровня управленцев, непосредственно руководящих людьми, которые делают продукт.
— Как вы видите дальнейшее развитие TeamLead Conf?
Александр Зиза: У меня каждый раз вызывает удивление, сколько еще существует разных интересных практик, сколько тем не раскрыто.
Я бы сказал, что это свойственно миру digital. До его появления жизненный цикл знаний был совсем иной: практики накапливались, изучались, переходили в ВУЗы и институты управления, в программы MBA и executive MBA, в тренинги. Но в нашей отрасли это не работает. Ни одна из образовательных программ — а я знаком со многими из них — не понимает, что такое современный управленец из digital.
Но спрос на них очень высок, и изменяется он намного быстрее, чем адаптируются образовательные учреждения.
Таковы наши новые реалии, в соответствии с которыми нужно строить качественно новые образовательные программы с индивидуальным треком развития, с далеким фокусом на работодателя, которому все это будет нужно, на востребованность людей. В этих условиях конференции — та же TeamLead Conf — оказываются жизненно необходимым элементом, позволяющим быстро обмениваться опытом. Молодой управленец или человек с запросом на то, чтобы им стать, может прийти на конференцию и буквально за три дня просто решить для себя животрепещущий вопрос, найти ряд личных ответов, и не в теории, а в конкретной практике.
— Т.е. у конференции есть какое-то свое место в новой системе образования, которая так нужна?
Александр Зиза: Я уверен в этом. Это то самое, что находится на пике передовых технологий.
Мне кажется, система образования (подразумевая ее как групповой субъект) тоже должна ходить на такие мероприятия. Не только смотреть на отчеты о высокоуровневых трендах, о digital-трансформации и т.п., а идти «в поле» и смотреть, чем сейчас живет отрасль: какие вопросы задают специалисты, какие ответы получают, какие практики есть прямо сейчас. Потому что большинство практик, которые рассматриваются на конференции, актуальны здесь и сейчас. На следующей конференции какие-то практики «отваливаются», какие-то становятся обыденностью — все так делают, это уже не конкурентное преимущество. Это не про хайп в маркетинге, это о самых актуальных компетенциях в управлении на уровне линейных менеджеров. А то, что рассказывают сегодня, — это действительно самый пик. В книжках этого еще нет.
— Наблюдая за этим рынком, вы видите какие-то тенденции, которые стоило бы осветить? Сами проталкиваете на конференцию какие-то идеи?
Александр Зиза: Это очень глубокий вопрос. Люди приходят за некой копируемой практикой. Но на самом деле необходимый им ответ никогда не лежит в области готовой практики.
Существует такая концепция — большая буква «Т». Горизонтальная черта — это практика. А вертикальная черта — некая координата причин, координата, по которой я осуществляю свое собственное развитие, и это позиция, с которой я смотрю на вещи. Практика и развитие пересекаются в одной точке — «что мне нужно делать здесь и сейчас». Оба компонента необходимы, но только понимание собственной позиции дает возможность получить ответ «что делать именно мне, в моей ситуации».
Поэтому мы на системном уровне работаем с постоянным фокусом на глубине докладов, на освящении позиции докладчика и причин, почему та или другая практика сработала. Т.е. когда докладчик предлагает рассказать о какой-то интересной копируемой практике, мы в рамках коучинга со стороны программного комитета находим в его докладе реперные вектора, которые послужили базой для формирования этой практики. Именно они дают возможность участнику понять, что можно сделать в конкретной ситуации. Когда у слушателя есть понимание этого смысла, возникает и личный ответ, что конкретно нужно делать.
Здесь есть определенная сложность, потому что в основном участники конференции приходят за копируемыми вещами — за треннинговым форматом: «Сделайте из меня тимлида, натренируйте на хорошего управленца», «Да все это понятно…, что делать-то?». Не все готовы слышать ответ из другой позиции. Поэтому мы стараемся вводить альтернативные подходы аккуратно. Чтобы слушатель и ответ на свой насущный вопрос получил, и глубинный смысл увидел. Тогда доклад действительно становится качественным, а участник конференции, как зачастую они сами выражаются: «Прямой ответ не получил, но понял, как делать».
Я считаю, это основное направление нашей деятельности на ближайшее время — привлечь внимание к различным позициям (а не только готовых практик) в отношении решения типовых проблем.
У такого подхода есть какая-то методологическая научная основа?
Александр Зиза: Конечно, и она развивается прямо у нас на глазах! Например сравнительно недавно в применении к digilta-культуре появилось такое понятие как серендипность. Gartner, например, указывает на серендипность как на одну из важных стратегий цифровой трансформации.
Серендипность похожа на интуицию, которую проявляет подготовленный человек, встречаясь с ситуацией из незнакомой для него области. Отличный пример серендипности — Шерлок Холмс. Когда нам рассказывают, как были сделаны его выводы (принято решение), все это кажется очень простым — «тут посмотрел на ботинок, там на пепел»… Весь вопрос в подготовке, в способности видеть все это и находить решения.
Стратегия серендипности в цифровой трансформации заключается в том, что подготовленные специалисты из digital-native культуры, обладающие опытом и особым, «цифровым» паттерном решения задач, погружаются в проблематику традиционных, не digital бизнесов. Таким образом на стыке разных культур находятся решения, которые в рамках одной культуры даже возникнуть не смогли бы.
Для развития серендипности главное — набрать опыт, получать больше знаний, практик и глубинных мыслей из разных областей, с разных точек зрения. Необходимо анализировать не только ежедневную работу или рекомендованные книги, нужно получать как можно больше разнородного опыта. И конференция в данном случае — отличный способ прикоснуться к разным опытам и разным культурам. Впоследствии возвращаясь в рабочий контекст и встречаясь с новой ситуацией, ты вдруг понимаешь, как с ней надо работать!
А как лучше осваивать материал конференции, чтобы получить свой кусочек опыта?
Александр Зиза: Чем больше у вас будет контактов с конференции, тем больше получите. Стоит физически ходить на доклады — даже на те, которые могут казаться не по «своей» теме (а не только на то, что нравится и актуально). Если не пошел лично — посмотреть их в записи. Понятно, доклады бывают разные. Бывают сильные, бывают не очень. Но это всегда полезные и очень актуальные вещи именно сейчас.
Однако послушать доклады — это только 10% эффекта от посещения. Второе — приучите себя придумывать на каждый доклад по три вопроса. Их даже не обязательно задавать, но нужно научиться формулировать. Это дает возможность проблематизировать собственные задачи и понять причины, и это еще 30% эффекта.
Третье — задавать вопросы и общаться в кулуарах. Аудитория в digital — немного интровертная, не очень любит общаться вживую. Если вы такой, смотрите за теми, кто задает вопросы, и втягивайтесь. Используйте любые виды общения.
Живой разговор с людьми, решавшими разные проблемы, возможно, из разных областей; стихийные митапы, когда люди собираются вокруг стенда и начинают что-то обсуждать — это главное преимущество конференций. Это, на мой взгляд, 60% эффективного использования возможностей конференции для себя.
В общем и целом мы нацелены на то, чтобы участники получали максимальную выгоду, и мы хорошо себе представляем, в чем она должна заключаться. На эту тему у нас масса своих внутренних правил и стандартов, о чем мы периодически рассказываем в блоге. Так что «приходите! Будет интересно полезно!» ®.
P.S. Кстати, до 15 января у нас открыт прием докладов. И если у вас небольшой опыт публичных выступлений, загляните в блог нашего тренера Романа Поборчего, там много всего полезного и интересного, что пригодится вам для прокачки данных скилов.
Автор: yully444