Автономный интернет обойдётся российскому бюджету в сумму до 134 млрд руб.
14 декабря 2018 года в Госдуму РФ подан законопроект № 608767-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения безопасного и устойчивого функционирования сети «Интернет» на территории Российской Федерации)».
Он предусматривает возможность изолированной работы российского сегмента Сети. Как сказано в пояснительной записке, «проект федерального закона подготовлен с учётом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США».
Проект предусматривает значительное расширение полномочий Роскомнадзора, который получает право управлять маршрутизаторами российских интернет-провайдеров.
Законопроектом предусмотрены следующие положения:
- Определяются необходимые правила маршрутизации трафика, организуется контроль их соблюдения. Создаётся возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи.
- Определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком. Их владельцы, операторы связи обязываются обеспечить возможность централизованного управления трафиком.
- Предусматривается возможность установки на сетях связи технических средств, определяющих источник передаваемого трафика. Технические средства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещённой информацией не только по сетевым адресам, но и путём запрета пропуска проходящего трафика.
- Создаётся инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети Интернет.
- Вводится необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети Интернет.
Авторы законопроекта — глава комитета Совета федерации по госстроительству Андрей Клишас, его первый заместитель Людмила Бокова и депутат Андрей Луговой.
Минкомсвязь поддержала идею законопроекта в целом: «Интернет стал слишком много значить для государства, чтобы оно могло себе позволить не обращать на него внимания. Сейчас очень многое зависит от интернета экономически, социально и политически, и нельзя пустить его развитие на самотёк. В противном случае мы можем потерять суверенитет», — прокомментировал замглавы министерства Олег Иванов.
В недавнем интервью глава Роскомнадзора Александр Жаров сказал, что «любая страна, в том числе Российская Федерация, должна быть базово готова к различным вариантам развития событий», в том числе к изолированной работе локального сегмента.
Впрочем, такая «базовая готовность» может дорого обойтись российскому бюджету. Пакет документов к законопроекту включает в себя финансово-экономическое обоснование из одной фразы: «Принятие и реализация федерального закона не потребует расходов из федерального бюджета». Однако не все согласны с этим.
Рабочая группа «Связь и IT» Экспертного совета при правительстве РФ подготовила отзыв на текст законопроекта. По оценке экспертов, только единовременные затраты могут достичь 25 млрд руб. на исследовательские и опытно-конструкторские работы, создание и ведение реестра точек обмена трафика, расширение штата подведомственных Роскомнадзору структур и проведение учений. Кроме того, потребуются компенсации операторам связи в случае нарушений работы сети, риск которых оценивается участниками отрасли как высокий, считают эксперты. Их следует предусмотреть в федеральном бюджете на уровне до 10% от объема рынка, то есть 134 млрд руб. в год, говорится в отзыве.
Эксперты также отмечают, что в тексте законопроекта не определено, в чём состоят угрозы для российского сегмента Сети: «Непонятно, в чём конкретно состоят угрозы. Ни законопроект, ни пояснительная записка не описывают ни сами угрозы, ни недостатки текущего законодательства», — сказано в отзыве рабочей группы.
Эксперты обращают внимание, проект существенно расширяет полномочия Роскомнадзора, а это «частично противоречит действующему законодательству». Конкретно, «полномочия по устранению угроз целостности, устойчивости и безопасности функционирования» интернета уже закреплены за ФСБ. Также Роскомнадзор сейчас не наделён правом издавать акты, содержащие требования к сетям связи.
Члены рабочей группы Экспертного совета вообще считают требования законопроекта технически невыполнимыми: документ «по сути, предлагает операторам связи и другим лицам передать в Роскомнадзор полную схему своей сети и маршрутизации трафика в ней, что технически невозможно, поскольку сеть — живая многоуровневая система, постоянно расширяемая и обновляемая».
Проект предусматривает в отдельных случаях передачу управления маршрутизаторами от операторов связи к Роскомнадзору, хотя профессиональная компетентность сотрудников Роскомнадзора вызывает большие сомнения.
Некоторые специалисты считают, что необходимость изоляции и эффективной фильтрации Рунета требуется властям не для того, чтобы защитить Сеть от внешней агрессии, а совершенно для противоположной цели: чтобы иметь возможность отключить гражданам доступ Сеть или эффективно блокировать доступ к нежелательным ресурсам. Например, это может понадобиться в случае гражданских беспорядков.
Минутка заботы от НЛО
Этот материал мог вызвать противоречивые чувства, поэтому перед написанием комментария освежите в памяти кое-что важное:
Как написать комментарий и выжить
- Не пишите оскорбительных комментариев, не переходите на личности.
- Воздержитесь от нецензурной лексики и токсичного поведения (даже в завуалированной форме).
- Для сообщения о комментариях, нарушающих правила сайта, используйте кнопку «Пожаловаться» (если доступна) или форму обратной связи.
Что делать, если: минусуют карму | заблокировали аккаунт
→ Кодекс авторов Хабра и хабраэтикет
→ Полная версия правил сайта
Автор: alizar