Подыскиваете новый хай-тек подарок для ребёнка на праздники? Всё это разнообразие легко вскружит голову. Сверкающие коробки, красочные приложения и миленькие пластиковые роботы обещают повысить результаты обучения, если ваш ребёнок играет с этим, вот этим и ещё вот этим.
Вы, вероятно, склонны этому верить. Возможно, если ваша малышка играет с роботом, то она научится программировать. Может быть, если ребёнок играет в компьютерные игры или в это приложение, то разовьёт навыки чтения и письма или математические способности.
Робот KIBO, разработанный исследовательской группой Марины Берс, задействует реальные кубики вместо экранных и ловко смешивает их, помогая детям учиться программировать в игровой форме. Фото Марины Берс. CC BY-ND
Если вам нравятся технологии, вы, вероятно, думаете, что неплохо бы и ребёнка увлечь ими как можно раньше. Если уж на то пошло, исследования показывают, что к десяти годам уже сформированы стереотипы относительно того, кто хорош в математике и науке, технологиях и проектировании. Важно сыграть на опережение, возбуждая любопытство, когда они маленькие, чтобы противостоять формированию стереотипов. Впоследствии эти двери преждевременно не захлопнутся перед ними, когда предстоит выбирать область знаний для изучения или профессию.`
Впрочем, беглый осмотр всех этих хай-тек игрушек в магазинах в поисках той самой, что поддержит в ребёнке зарождающееся ДРЕВО знаний, может сбить с толку. Я создала новую метафору «детская площадка против манежа» для того, чтобы иметь правильное представление о наилучших из возможных в процессе развития способов взаимодействия с технологиями. Как только выпускают новые гаджеты, роботов, приложения и игры, обращение к этой метафоре может вывести вас за рамки наворотов, чтобы сконцентрироваться на том, как техническая игрушка может помочь обучению и развитию.
Баловство или увлекательное исследование
В моей последний книге «Coding as a Playground» («Программирование как детская площадка») я предложила читателям вспомнить их детство. Дети могли бегать, исследовать, придумывать новые игры, участвовать в воображаемых постановках, общаться, взаимодействовать и сообща решать проблемы, делать собственный выбор.
Теперь подумайте о детском манеже. Безопасное, огороженное со всех сторон пространство решительно отличается от детской площадки. Манеж представляет собой недостаток свободы для экспериментов, нехватку независимости в исследованиях, дефицит возможностей для творчества и отсутствие рисков. Туда можно усадить ребёнка, чтобы скоротать время.
В то время, как детские площадки ничем не ограничены, манежи замкнуты. Детская площадка помогает, тогда как манеж препятствует важным аспектам человеческого развития.
К сожалению, c точки зрения возрастного развития многие сегодняшние технологии для детей раннего возраста — это манежи, а не детские площадки.
Конечно, компьютерные игры, как и манежи, лишают детей физической активности. Но метафора копает ещё глубже. Некоторые компьютерные игры помечены как образовательные, потому что развивают фундаментальные навыки и учат формам, цветам, буквам, звукам и цифрам.
Большинство программ предлагают задания с правильными и неправильными ответами, а, следовательно, не способствуют решению задач и логическому
Шесть характеристик, которые надо искать
За два десятка лет исследований я разработала основы теории под названием Благоприятное технологическое развитие, чтобы направлять родителей, педагогов и исследователей в поисках различий между хай-тэк площадками и манежами.
Эта теория строится вокруг шести благоприятных характеристик, которые можно поощрять через использование технологических детских площадок. Эти характеристики включают:
- создание контента
- творчество
- выбор линии поведения
- общение
- сотрудничество
- создание сообщества
Эти шесть характеристик могут культивироваться на детской площадке, а также поддерживаться робототехникой, виртуальными мирами, языками программирования, приложениями, обычными и сюжетнo-ролевыми играми.
Впрочем, недостаточно прочитать описание на коробке. Важно понимать, какого рода впечатления испытают дети при взаимодействии с технологиями.
Разыскивайте технологии, которые привлекут детей в качестве создателей, а не потребителей. Это значит роботы-конструкторы, приложения и компьютерные игры, которые позволят им быть творцами, художниками, программистами и дизайнерами. Старайтесь избегать заранее заготовленных решений, которые нацелены на конкретный набор навыков и обещают помочь детям совершенствовать их фундаментальные знания. Помните, что технологические детские площадки также должны быть веселыми!
В исследовательской группе DevTech, которой я руковожу в Университете Тафтса, мы специализируемся на конкретном виде технологической детской площадки: программирование внешних условий для детей от 4 до 7 лет. Наше исследование показывает, что обучаясь, как программировать, дети берут на себя роль создателей, а не простых потребителей. Они способны задействовать все вышеуказанные характеристики.
К примеру, совместно с Митчем Ресником в MIT Media Lab мы создали бесплатное приложение для программирования ScratchJr. Это детская площадка, в которой стимулируются решение проблем, исследование эмоций и принятие различных решений. Крайне важно то, что мы создаём чёткую связь между занятием программированием и игровым форматом процесса.
На детской площадке дети могут поиграть в песочнице, покачаться на качелях или скатиться с горки, или просто бегать. Аналогично, вы хотите найти техническую игрушку, которая позволит детям участвовать во множестве различных творческих и эмоциональных занятий. К примеру, помимо программирования приложение может позволить создавать и изменять характеры, записывать и проигрывать собственные голоса и звуки. Манеж, напротив, может позволить преодолевать уровни, только когда они решают конкретные задачки или выбирают верную цифру или букву.
Воспитатели не водят детей исключительно на детскую площадку. Существуют другие места для посещений и другие навыки для развития. Но когда вы хотите заполучить новые технологии для детей, ищите тех-площадки, а не тех-манежи.
Об авторе статьи: Марина Юмащи Берс (Marina Umaschi Bers) — профессор исследования детства и развития человеческого общества, внештатный преподаватель компьютерных наук Университета Тафтса.
Автор: Alena_Smeshnay