Ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско попытались разобраться в причинах этого чрезвычайно распространенного и явно долговечного явления.
Самки отличаются от самцов генетикой и анатомией. В норме женская особь имеет две X хромосомы, мужская — X и Y. Y-хромосома (мужская) невелика, генов в ней относительно немного, они кодируют формирование мужских половых органов и вторичных половых признаков, вроде бороды. Можно сказать, что Y-хромосома — это список отличий ее обладателя от нормального человека. Он очень короток.
Ученые немного поэкспериментировали с содержимым Y-хромосомы лабораторных мышей. Ген Sry, который обычно находится в Y-хромосоме и вызывает развитие яичек и других мужских органов, был перемещен в X-хромосому. Через несколько мышиных поколений исследователи имели в своем распоряжении две крайне нестандартные вариации — самки с XY-набором хромосом и самцы с полным набором мужских половых признаков и хромосомами XX.
Дальнейшее исследование заключалось в определении срока жизни полученных вариаций и сравнении такового с обычными мышами — самками-XX и самцами-XY.
Выяснилось, что наличие как женских половых хромосом, так и женских половых желез увеличивало среднюю продолжительность жизни у мышей с 12 до 30 месяцев. По большей части этот эффект связан с хромосомным набором. Мыши XX жили дольше, чем мыши XY, независимо от того, имели ли они яичники или яички. Но, у мышей, которые жили дольше всего, были яичники, в дополнение к двум Х-хромосомам, — другими словами, это были обычные, природные самки мышей.
При сравнении двух разных типов генетических самок — с яичниками и с яичками — исследователи обнаружили, что сочетание пары Х-хромосом и яичников позволяет мышам жить дольше, начиная с 21 месяца, что близко к обычной продолжительности жизни мыши. Но для лабораторных мышей, которые генетически были самками, но гормонально самцами вторая Х-хромосома только предохраняла их от смерти в молодом возрасте, не продлевая жизнь сверх нормы. Эти преимущества прекратились к тому времени, когда мышам было 23 месяца.
С подробностями можно ознакомиться в статье ученых, опубликованной в Aging Cell.