Давным-давно, когда я занималась веб-разработкой больше, чем текстами, раз в полгода обязательно смотрела вакансии: кого ищут и что хотят. Даже если совсем не собиралась менять работу — просто чтобы быть в курсе требований и технологий. А иногда даже делала тестовые — чтобы проверить, что могу, что не могу, а что стоит подтянуть. И однажды почти случайно наткнулась на чудесное тестовое задание: «Представьте, что Яндекс.Деньги стали принимать оплату носками. Напишите текст для баннера на главную и письмо для партнёров».
Первая реакция: «Ха-ха, кто же придумывает такие тестовые, а главное — кто их делает». Через три часа я перечитала все рассылки, баннеры и статьи Яндекс.Денег, которые нашла в открытом доступе, и знала всё про носки: из чего их делают, сколько человек на Земле носит, чем отличаются мужские от женских. А главное, передо мной лежало готовое тестовое — пришлось отправлять. Так началось моё путешествие во вселенную интерфейсных текстов. А заодно — работа в Яндекс.Деньгах.
В этой статье я расскажу о том, как мы придумываем тестовые и приведу парочку примеров. А ещё немножко о нашем тяжёлом редакторском труде, иначе будет непонятно.
Зачем редактору тестовое задание?
Действительно, зачем? Ведь мы обычно не берём совсем новичков, а у человека с опытом работы можно попросить портфолио, оценить мастерство — и вперёд. У бэкендера — ссылочку на гитхаб, у фронта — примеры скриптов, а у редактора — парочку статей.
К сожалению, людей, которые специально занимаются текстами для интерфейсов, не так много. Ещё меньше тех, кто не просто исправляет ошибки и расставляет запятые в том, что запилили разработчики, а как у нас — работает над проектом с самого начала, вместе с UX-дизайнером и продуктовой командой (очень хочется об этом рассказать подробнее, но это тема для отдельной статьи). Если человек на собеседовании говорит, что придумывал названия для кнопок в мобильном приложении или помогал сделать пару сложных форм на сайте, редакторы Яндекс.Денег могут даже немного потанцевать на столе — от радости.
— Эй, когда уже будет про слонов и телепатию? — Потерпите немного, слоники купаются. Телепатический модуль настраиватеся. Всё будет :)
Когда мы ищем нового редактора в наш весёлый текстовый бэнд, то не рассчитываем найти готового, который сядет и сразу нам всё напишет. Мы ищем человека, которому будет с нами интересно и которого мы сможем более-менее быстро всему научить.
Тестовое задание — идеальный способ посмотреть, как человек рассуждает, что считает важным, на что обращает внимание и какие задаёт вопросы. А заодно — оценить грамотность и умение «попасть в стиль» (но это уже — вполне стандартные для редактора требования).
Как мы это придумываем
Спонсор этого раздела — проектный офис Яндекс.Денег. Пользуясь случаем, передаём привет всем менеджерам проектов и особенно…
В самом начале я рассказала про тестовое, на которое «поймалась» сама — про оплату носками. Повторять его здесь не так интересно, поэтому вот похожее по сути, но с другим антуражем.
Задание 1. Немного телепатии
Представьте, что вы получили от менеджера проекта описание нового сервиса и заказ на тексты. Нужно придумать название и описание для пользователей и слоганы для баннера (3 варианта, до 40 знаков).
Обоснование проекта: мы хотим дать пользователям Яндекс.Денег возможность платить в любое время, в любом месте, без специальной техники или приспособлений.
Решение: в мозг пользователя будем вживлять специальный чип, который передаёт распоряжение о платеже по телепатическим каналам на сервер Яндекс.Денег.
Известные проблемы:
— риск случайного срабатывания (например, во сне или в состоянии опьянения),
— высокая стоимость самого чипа, а также операции по его вживлению или замене,
— невозможность платить в отдельные категории магазинов.
Ограничения:
— для успешного платежа нужно, чтобы после оплаты в кошельке пользователя оставалась сумма, не меньше чем на 17% превышающая сумму самой операции,
— в момент платежа пользователь должен быть сосредоточен и спокоен, иначе возможны ошибки в количестве товара или адресе доставки,
— чип можно вживить только в двух специализированных клиниках (в Москве и Санкт-Петербурге).
Люди, которые такое получают, часто увлекаются антуражем: вставляют где попало эзотерические термины, придумывают робота-телепата или даже изобретают язык будущего. Но забывают про описанные в задаче вполне серьезные продуктовые ограничения.
Попробуйте заменить телепатию на платежи из кошелька, а вживление чипа на идентификацию. Задачка сразу станет «ближе к жизни» (по крайней мере, к нашей).
Когда мы придумываем такие задачи, добавляем в них условия, с которыми встречаемся каждый день. И смотрим, как претенденты их учтут и обработают, что поймут и какие зададут вопросы.
Почему заданий несколько и чем они отличаются
Задание 2. Кое-что о мытье слонов
Это форма, которая позволит оплатить мытьё слона. Вот условия:
— помыть слона можно сразу после платежа,
— после оплаты на указанный телефон перезвонит менеджер слономойки,
— полное мытьё слона стоит 2000 рублей,
— только задние ноги — 1000 рублей,
— только уши и хвост — 700 рублей,
— можно использовать бальзам после мытья — плюс 900 рублей,
— ещё у нас есть слоновий маникюр (но это отдельная платёжная форма на другой странице).
Платёжные формы для примера:
https://money.yandex.ru/taxes
https://money.yandex.ru/shop/4217
У нас много разных сервисов и разных форматов, для которых нужно писать тексты. Формы оплаты, процесс платежа, мобильные приложения для оплаты всего на свете или чего-то конкретного, платёжные решения для бизнеса. Всё это сопровождают рассылки, баннеры, лендинги, поясняющие тексты, подсказки, ошибки и достаточно большие тексты помощи.
Нам важно посмотреть, как человек справляется с разными вещами, поэтому в тестовом задании всегда несколько небольших задачек (обычно три).
Форма — простой способ проверить, что человек знает об интерфейсах. Подумает о том, что удобно, как назовёт кнопки, согласует между собой лейблы у полей или нет, какие подсказки и ошибки покажет пользователю.
При проектировании формы для записи на слономойку обычно пытаются придумать «продающий слоган» — и пишут про чистых слонов, большое счастье и заботу о домашних питомцах. Хотя задача-то не в этом. Лучше предложить пересчитывать сумму при выборе разных опций и объяснить пользователю, зачем мы спрашиваем телефон.
Почему задания иногда не совсем понятные и даже противоречивые
Потому что всё как в жизни: задачи ставят разные люди, в них могут быть противоречия и не очень чёткие формулировки. Когда ты получаешь задачку, важно не просто её сделать, а сначала понять, что от тебя хотят, а о непонятном спросить.
Задание 3. Зебры и бизоны
Яндекс.Деньги открывают новый сервис, внутреннее название — «Зебровник». Сервис позволит посетителям посмотреть на разных зверей и покормить их.
Предложите официальное название для нового сервиса, напишите инструкцию по его использованию для раздела «Помощь» и, если требуется, приложите список вопросов, которые вы задали бы менеджеру.
Учтите, что:
— пока что там есть только зебры и бизоны,
— зебр можно кормить, а бизонов нет,
— чтобы находиться там больше 40 часов в неделю, нужно показать паспорт (это зафиксировано в законодательстве Российской Федерации, см. Федеральный закон от 24.08.2001 № 201-ФЗ),
— приносить еду для зебр с собой нельзя, зато она продаётся на месте,
— стоимость еды не должна превышать стоимость входного билета,
— билет для посетителей стоит 300 рублей, инвалидам и многодетным бесплатно.
Кормить животных можно только морковкой.
В этом задании есть одна очень неприятная недосказанность: непонятно, где работает этот сервис, в онлайне или в офлайне. Это заметно не сразу, но очень мешает в процессе, когда пытаешься описать, как всем этим пользоваться.
Мы ожидали, что люди это заметят и зададут вопрос. Или выберут какую-то одну точку зрения и напишут: я не очень понял, как работает эта штуковина, давайте считать, что так. Если понял неправильно, готов всё исправить.
Но почти все, кто пытался писать про «Зебровник», старались как-то этот факт завуалировать: раз в задании не сказано, то мы и в тексте это обойдём. Получалось не очень: невозможно написать понятно о том, чего не понимаешь сам.
А ещё это задание предполагает, что описание сервиса будет не рекламным, а в первую очередь информационным (в нём есть специальная отсылка к нашей «Помощи», можно почитать и вдохновиться). Но нет. Кажется, изящные грациозные зебры и мужественные бизоны из ответов на тестовые будут преследовать меня всю жизнь. Никогда до этого не думала о зебрах в таком ключе.
Почему некоторые задания такие странные
Иногда (довольно часто) нам задают вопрос: зачем придумывать смешные задания, странных героев, если это кажется далёким от обычной жизни? Можно же просто скопировать подходящее из своего таска. И придумывать ничего не придётся, и людям проще.
Причин несколько, некоторые — очень субъективные:
Реальные задания придумывать и выбирать так же сложно, как нереальные (вы можете не верить, но это так).
Когда мы пишем про слонов, то не боимся вытащить наружу что-то под NDA.
Это такая проверка на совместимость: если человек считает, что мы слишком несерьёзные, значит, ему, скорее всего, будет некомфортно с нами работать. Да, работы у нас много, темы серьёзные, а мы сами — ну, не очень :)
Всегда есть риск, что мы об этом реальном уже писали и где-то в интернете это можно найти.
Как думаете, что произошло с этим несложным тестовым — письмом с просьбой заплатить налоги?
Задание 4. Письмо про налоги
Представьте, что к вам пришёл менеджер и говорит:
«Хотим сделать рассылку про налоги: https://money.yandex.ru/taxes.
Рассылаем по тысяче человек, которые в прошлом году в это время уже заплатили налоги. А в этом что-то не платят. Хотим им напомнить, что у нас есть такая возможность — быстро всё заплатить, получить электронную квитанцию. Ну и заодно поторопить: налоговая ждёт платежей до 1 декабря.»
Правильно: люди нашли наше прошлогоднее письмо, слегка подправили и ррраз! — отправили результат. Но, во-первых, мы свои письма неплохо помним. Во-вторых, именно это письмо нам не очень нравилось, и мы хотели посмотреть на варианты получше.
Примерно такая же история случилась, когда мы взяли достаточно сложный юридический текст с нашего сайта, ещё немножечко его испортили и предложили отредактировать. Примерно половина людей нашла наш текст в поисковике и выдала за свой.
В этот момент хочется побиться головой об стол и воскликнуть: эх, люди, ну неужели вы на нашем месте хотели бы увидеть копипаст? Кажется, что очевидно: нет.
В двух словах про наши тестовые и на что мы смотрим
Итак, если вы дочитали до этого места, то, кажется, заслужили краткое резюме. В нашем тестовом обычно 3 небольших задания: например, нужно написать тексты для баннеров, подготовить рассылку и придумать форму. Что-то отредактировать, что-то покритиковать.
Мы ждём, что человек, который отправляет нам тестовое:
внимательно прочитает задание и обработает все ограничения, которые в нём указаны,
посмотрит, как мы пишем, и постарается написать в том же стиле,
учтёт формат: например, если на странице уже есть три заголовка, то четвёртый с ними согласует,
правильно напишет и просклоняет во всех текстах названия наших сервисов,
не сделает ошибок (это вроде бы очевидно, но всё-таки: нам кажется, что редактор — это человек, который пишет без ошибок, а если сомневается, то умеет смотреть в справочник),
подумает о пользователях и сделает лучше, чем у нас.
А ещё нужно понимать, что у тестового задания всегда есть другая сторона. Человек, который делает тестовое, может оценить, как ему у нас работать. Всё, что попадает в наши задания (даже про слонов и телепатию), на самом деле очень, очень, очень похоже на то, что мы делаем каждый день. Если тестовое делать интересно, если оно зацепило, значит (скорее всего), вам будет интересно у нас работать. Если показалось, что писать про телепатию — это адская рутина и ура, оно закончилось — значит, и на работе вам будет скучно.
Где посмотреть ещё задания
Мы не выкладываем тестовые задания в открытый доступ не потому, что нам жалко, а потому, что это невозможно. Обычно на вакансию редактора приходит примерно 200 откликов. Просмотреть 200 резюме можно. Внимательно прочитать и проанализировать 200 тестовых — кажется, тогда мы будем заниматься только этим.
Если интересно, что мы придумали на этот раз, откликайтесь на нашу вакансию, пишите клёвое сопроводительное письмо, и мы пришлём вам новое тестовое. Не обещаем, что там будет что-то весёлое, но такого, как в этой статье, точно не будет :)