Началось все примерно 4 года назад, в феврале 2009 года. Тогда мы с моим будущим партнером Сергеем работали в компании производителе электроники в Южной Корее. Оба были полны желания что-нибудь сделать, и располагали достаточным количеством свободного времени. Сергей работал девелопером, а я занимался логистикой…
Intro
Этим постом мы начинаем серию публикаций, где хотим поделиться накопленным опытом при создании и работе над проектом WORKZILLA.RU. Мы не претендуем на всезнайство и вселенскую гениальность, а хотим рассказать о своих ошибках и находках — кому-то они могут быть полезны. Для нас это возможность рассказать о полезном сервисе, найти партнеров и услышать интересные идеи/советы.
Статьи можно разделить на два основных типа: технические и нетехнические. Будем стараться чередовать эти два вида.
Мы — это два основателя проекта и текущие его руководители.
Как придумать идею для своего проекта (на примере WORKZILLA)
Началось все примерно 4 года назад, в феврале 2009 года. Тогда мы с моим будущим партнером Сергеем работали в компании производителе электроники в Южной Корее. Оба были полны желания что-нибудь сделать, и располагали достаточным количеством свободного времени. Сергей работал девелопером, а я занимался логистикой.
Какой-то опыт работы в сети у нас был: Сергей в то время успешно продавал тайл фотографии, а я занимался блогом о зеленых технологиях.
Периодически у нас всплывали какие-то идеи и мы даже занимались их реализацией, но они никак не тянули на что-то значимое.
Брейнсторм
Мы пришли к пониманию, что нужен настоящий брейнсторм, так чтоб пальмы гнулись и корабли шатались. Был назначен вечер, когда мы вместе с трофейным коньяком решили положить начало нашей глобальной гегемонии. Не буду говорить, что коньяк — это обязательный элемент, но с ним полет фантазии проходит чуть выше.
Просто так собраться вечером с коньяком явно недостаточно, поэтому мы придумали некоторый план, по которому будем проводить мероприятие. План:
1 Выписать требования, которые каждый из нас предъявляет к бизнесу;
2 Выписать области, которые нам интересны;
3 Нагенерить идей из интересных областей;
4 Наложить фильтр требований на идеи;
5 Более подробно расписать несколько перспективных идей.
Список критериев:
— сервис, а не производство. Мы не могли удаленно заниматься запасами, логистикой и т.д.;
— работа с конечными пользователями. Конечных пользователей очень много и риск потерять их всех не очень велик;
— автоматизация процессов. Хотелось развивать технологии а не свои навыки менеджмента;
— удаленное управление. Мы собирались делать бизнес на русском языке, а сами были в Южной Корее.
Области интересов (примерно):
-видео;
-удаленное управление;
-делегирование.
Генерация идей
Этот этап фактически является ядром всего процесса. Тут очень важно не критиковать, а наоборот поддерживать полет фантазии, фиксируя его. Идеи могут быть самыми экстравагантными или чересчур футуристичными — главное, чтобы они были. Не все люди могут заставить себя легко фонтанировать идеями, поэтому это нужно делать только после обсуждения областей интереса, что помогает генерить идеи.
Всем, кто собирается создавать новый бизнес, я бы рекомендовал прочесть статью Пола Грэма “How to Get Startup Ideas”, которую я нашел благодаря ХХ. Имхо, статья совершенно гениальная.
Как выбрать идею после брейнсторма?
После того вечера у нас выкристаллизовалось три перспективные идеи. Их должно быть не меньше двух, чтобы было из чего выбирать при более детальном рассмотрении. Задача брейнсторма не выбрать идею, а предложить варианты. Чтобы принять серьёзные решения, необходимо переспать с идеями, а лучше не раз.
На этом этапе выбирать стоит достаточно внимательно и скрупулезно. Мы использовали стандартный и простой Pros&Cons Analysis, который реально помогает. Принцип невероятно прост, но действительно работает. На листочке надо выписать ЗА и ПРОТИВ с весами для каждого варианта и оценить сумму ЗА и ПРОТИВ. Конечно, это все субъективно, но вы удивитесь, насколько это эффективно, если раньше никогда не использовали этот метод. Стоит подчеркнуть, что надо именно выписывать пункты, а не обдумывать их в голове. И, конечно, это работает, если опций осталось мало, например, 2 или 3.
На этом этапе обязательно нужно проводить небольшой анализ рынка: обзор потенциальных конкурентов, объем рынка и т.д. Несколько часов, проведенных с поисковиками, помогут вам найти много ответов. Так в течение нескольких дней мы отбросили две идеи и решили создавать Виртуального Личного Помощника.
Почему Виртуальный Личный Помощник
Идея WORKZILLA родилась из соображения, что миллионы людей по всему миру сидят перед компьютерами и занимаются всякой фигней, а могли бы заниматься чем-то полезным или хотя бы зарабатывать деньги.
Мы хотели использовать этот потенциал и создать возможность для заработка там, где ее раньше не было. Мы в тот момент думали не о профессионалах сети, а об обычных людях, которые могут не уметь чего-то специального, но могут многое неспециальное. Тут и домохозяйки, и студенты и молодые мамы. Отдельной строкой были мысли о людях с ограниченными возможностями, которые тоже могли бы иметь возможность честно зарабатывать деньги в сети.
С другой стороны, сервис должен был повышать эффективность его пользователей. Они могут легко поручать задачи, на которые обычно уходит очень много времени. Личный помощник есть у очень узкой прослойки людей, а мы хотели сделать его доступным всем. Через пару лет после старта у нас появился слоган, который хорошо описывает наше предложение: “Фокусируйся на главном — поручай рутину нам”.
О чем стоит помнить, когда выбираешь домен
Я не считаю себя экспертом в области выбора доменов, но могу рассказать об одном важном аспекте, который стоит учитывать. Для работы мы выбрали домен poruchite.ru. И призыв есть, вроде понятно, про что, и пишется однозначно. Но вы легко заметите, что он почему-то отличается от нашего текущего workzilla.ru.
Примерно через год после начала нашей работы мы получили письмо от проекта porucheno, в котором заявлялось, что наш домен слишком похож на их, и нам стоит его изменить. Мы не отнеслись к этому серьезно, пока не получили письмо от нашего хостера, который угрожал нам отключением по той же причине без суда и следствия.
Мы проконсультировались с юристами и они подтвердили, что проблема действительно есть. Домены близки до смешения, а области нашей деятельности сильно пересекаются. И в случае суда проиграем именно мы, потому что наш домен был зарегистрирован позже.
На тот момент “брендового” капитала у нас практически не было, поэтому мы просто решили сменить домен. Хотя, конечно, на всех этапах работы это несет дополнительные неприятные расходы: смена текстов, дизайн сайта, баннеры, потеря “ссылочной базы”…
Отсюда вывод: перед выбором домена изучайте конкурентов тщательно. Напомню, что мы этим почти не занимались, а если бы уделили больше времени, то нашли бы этот проект и не теряли бы время и деньги на смену домена.
Придумывать или копировать?
Сейчас можно сказать, что к выбору идеи мы подошли достаточно авантюрно. Никакого дополнительного анализа, кроме того, что я описал выше, мы не делали. Мы никак не просчитывали экономические перспективы, не считали сколько, нам будет стоить привлечение пользователей, какие будут расходы на разработку системы и ее поддержание. Мы понимали, что основой нашего заработка будет комиссионная модель, а дополнительные способы заработка мы как-нибудь придумаем по пути. Нам просто нравилась сама идея дать возможность зарабатывать одним людям, а другим — возможность отказаться от рутинных проблем.
Мы верили в историю, что, создав что-то полезное и популярное, мы всегда придумаем, как можно будет заработать. Кстати, когда мы создавали WORKZILLA, социальные сети были достаточно популярны, чтобы все ими пользовались, но сами они еще не знали, как будут зарабатывать. При этом никто не собирался сворачивать социальные сети, значит, верили, что выход найдется. Также когда-то Google нашел, как прекрасно монетизировать поиск посредством контекстных объявлений.
Когда заходит вопрос о выборе идеи, всегда всплывает вопрос: стоит создавать что-то новое или стоит заниматься только проверенными на других рынках проектами. Я опять же не буду настаивать на истинности своих суждений, но у нас было желание придумать что-то новое и полезное. Русский язык в школе давался мне непросто, но я всегда предпочитал сочинение изложению. Такой подход подогревает интерес создателей, потому что удовлетворению нет предела, если твоя идея и ее реализация заработают. Есть в этом что-то ламповое в противовес холодному бизнесу. Конечно, вместе с ламповым теплом приходят риски, что все провалится. Мы решили рисковать и, честно говоря, мысли что-либо копировать у нас тогда даже не возникало.
Идею WORKZILLA мы полностью придумали сами. Ненагуглив конкурентов в первые несколько дней, мы еще больше убедились, что мы первые, кто это придумал. Первые похожие сайты мы нашли только через несколько месяцев активной работы. Это открытие нас сильно расстроило. В один миг из первопроходцев “на коне” мы превратились в догоняющих. Настроение было на нуле и возникали мысли все это бросить.
Но, как это всегда бывает, негативный шок прошел и мы трезво оценили ситуацию. Сайты, которые мы нашли, были лишь частично похожи, ни один из них не позволял делать то, что мы хотели. Они позволяли выполнять часть задач, которые мы собирались решать, но делали это совсем по-другому. Плюс нас успокоил тот факт, что эти сайты мы не нагуглили в начале нашего пути, а значит, их популярность незначительна и с ними можно легко конкурировать.
Чем мы отличаемся от фриланса
Я тут говорю об уникальности нашей идеи, а у людей может возникнуть резонный вопрос: чем ваша проект отличается от классического фриланса.
Несколько основных отличий:
— Скорость
Мы ориентируемся на быстрый отклик исполнителей. Поэтому вначале мы делали десктопное приложение, которое будет само уведомлять о новом задании, а не ждать, пока исполнитель зайдет на сайт. Сейчас десктопного клиента уже нет, но отклик на задания составляет в среднем 3 минуты и может быть уменьшен.
-Спектр заданий
Наш фокус — простые несложные задачи, которые могут возникнуть у каждого, а не только у желающих сделать сайт. Соответственно, работать может почти каждый, потому что большинство задач не требует специфических знаний.
— Цена
Простые несложные задания, которые легко размещаются и быстро выполняются, должны стоить немного. Изначально мы оценивали среднюю цену на уровне 30-50 рублей. В реальности мы имеем несколько сотен, но никак не тысячи.
— Подбор кандидатов
Мы хотели действительно быстро решать чужие задачи, поэтому нужно было сразу предоставлять несколько подходящих кандидатов, а не заставлять заказчика выбирать из простыни откликнувшихся.
— Ценовой торг
Опять же из соображений скорости, мы хотели исключить этап обсуждений цены. Задание сразу имеет цену. Хочешь работать за эту цену — соглашаешься, не хочешь — не соглашаешься.
— Гарантии
Гарантии обоим сторонам, поэтому перед началом работы деньги резервируются, а переводятся только когда заказчик сам подтверждает факт выполнения работ.
Где взять деньги
Когда идет рассказ о начале каких-то проектов всегда у меня, как и у многих, возникает вопрос об обеспечении финансирования. Где создатели брали деньги?
В начале пути у нас не было сколько-либо значимых средств. Мы были слишком молоды для значительных сбережений, а зарплата была достаточно скромная. Но нас это нисколько не останавливало. Мы планировали тратить денег по минимуму, и большую часть работ производить самостоятельно. Создание всей системы мы “на глаз” оценили примерно 2т долларов, что должно было в себя включать клиентское приложение и сайт. Решили, что такие деньги мы найти сможем и начали работать.
Стоит сказать, что мы инвестировали не денежные капиталы, а временные. Поэтому общие инвестиции оказались колоссальными, но значительных денег они не потребовали.
Тестирование своей идеи
Надо признать, что мы не сразу бросились программировать и тратить деньги. Какой-то бизнес-разум у нас уже присутствовал, и мы начали обсуждать нашу идею, где это возможно: со своими друзьями, коллегами, не боясь. В то время у нас на работе был маркетинг клуб, где мы делились профессиональными находками, обсуждали статьи и т.д. В этом небольшом клубе я тоже сделал презентацию нашей идеи, выслушав много критики и интересных советов. Сегодня я могу сказать, что это было сравнимо с опытом выступления на startup-мероприятии, что очень полезно для осмысления своей идеи.
Я не буду в очередной раз писать, почему идеи ничего не стоят, даже несмотря на то, что “призрак скрытности“ до сих пор ходит рунету. Но я в этом твердо убежден и предлагаю всем предпринимателям концентрироваться не на сохранности идеи, а на ее реализации.
Во время публичных обсуждений мы получили разные отзывы от “это никому не нужно” и “без серьезных денег вы ничего не раскрутите”, до сдержанно одобрительных. Главное, что заметных минусов в модели мы не обнаружили и решили приступать к работе.
План реализации
Мы примерно понимали, что мы хотим получить, но встал вопрос, как все это реализовать. Сергей набросал небольшой план на листочке, что и когда нам нужно сделать. Туда входили три составляющих: десктоп клиент под Windows, сервер с которым будет связываться клиент и сайт, где можно скачать клиент. Я не помню точные временные оценки, которые озвучил Сергей, но они точно не превышали двух месяцев. Мы знали, что такие дела никогда вовремя не выполняются, и накинули сверху месяц, наивно рассчитывая получить что-либо через 3 месяца.
Первые шаги
Реальная работа началась, когда мы приступили к написанию ТЗ. Нужно было три ТЗ: ТЗ для дизайна всей системы, ТЗ сайта, ТЗ клиента. Составлялись они именно в таком порядке, что диктовалось планами реализации. Сервер Сергей собирался писать сам, поэтому ему ТЗ не требовалось. Составление ТЗ я решил взять на себя, несмотря на отсутствие опыта в этой области.
Тут помогал Гугл, который давал некоторые полезные материалы по запросам “как писать ТЗ”. Сильно способствовал просмотр ТЗ, которые я находил на фриланс сайтах, где их вывешивали заказчики для своих проектов. Процесс написания ТЗ оказался достаточно времязатратным. На все ТЗ ушло не менее месяца. После завершения этой работы начался этап подбора исполнителей. Это было начало большой истории работы с удаленными сотрудниками, которая также будет раскрыта в отдельной статье.
PS
Это моя первая статья на Хабре, поэтому просьба не судить строго. Готов учесть конструктивную критику при написании следующих статей.
Примерный список будущих нетехнических статей:
— Поиск первых сотрудников
— Запуск первой версии
— Поиск первых пользователей
— С какими трудностями мы столкнулись
— Удаленная работа команды
Примерный список будущих технических статей:
— Серверы
— Подготовка к массовой рекламной компании с JMeter
— DR — как мы решаем проблему форс мажора.
— Подробнее о бекапах
— Мониторинг сервиса с Munin, Nagios и прочее
— Проблема выбора надежного SMTP сервера
Что такое WORKZILLA?
WORKZILLA — это сервис для решения задач, которые вы не хотите или не можете сделать.
Для подбора кандидатов используется алгоритм, сервис дает гарантии обеим сторонам, 90% задач подтверждаются с оценкой “+”. Еще несколько фактов на момент написания этого поста (март 2013):
— месячный оборот сервиса — 2 млн руб;
— количество зарегистрированных пользователей около 100 тысяч;
— в день выполняется несколько сотен заданий;
— среднее время появления кандидата, отобранного алгоритмом, 3 минуты;
Ниже есть раздел, где я подробно рассказываю, чем мы отличаемся от фриланса.
Примеры задач: распознавание текста/аудио/видео, написание/редактирование текстов, всевозможный дизайн, помощь по учебе, советы, технические консультации…
Примеры выполненных задача можно посмотреть тут.
Автор: petrzilla