Впрочем, кто еще кавалер? У насекомых родов Afrotrogla и Neotrogla, относящихся к трибе Sensitibillini, ведущую роль в делании будущих детей играют именно самки. Именно они, как деликатно выражается Википедия, «заякоривают» самца и неторопливо получают от него сперму. Секс насекомых может продолжаться до двух-трех суток. Вероятно, в ходе этого процесса они что-то чувствуют, но нам об этом пока не рассказали.
Наши половые гиганты имеют размер порядка трех миллиметров. У самок есть ясно видимый пенис, у самцов — вагина. Совокупление выглядит соответственно — самка вводит свой член в половой орган самца.
Насекомые обоих родов были обнаружены недавно, их особенность нуждалась в объяснении как сама по себе, так и во временном контексте — надо было понять, развилась ли инверсия половых ролей независимо, или она когда-то появилась у общего предка группы, которая затем разошлась. Ситуация осложняется тем, что у обоих видов существует близкий родственник — род Sensibilia, половые органы и привычки которого более-менее сохраняются в привычном нам виде.
В своей статье, опубликованной в Biology Letters, ученые описывают свой опыт соприкосновения с непривычной «реальностью наоборот».
По мнению энтомологов, эволюционный смысл экзотики прозаичен. В пещерах мало еды, поэтому сильная половина родов Afrotrogla и Neotrogla заинтересована больше в том, чтобы убежать и перекусить, чем в том, чтобы помогать малознакомым женщинам делать детей. Из-за этого самцов надо ловить и принуждать к спариванию.
Инвертированные половые органы обеих родов в ходе эволюции развивались независимо друг от друга. Предкового вида, который совершил «переворот», а затем передал бы эту способность потомкам, не было. Это показывает, что факторы, вызвавшие столь любопытную инверсию, имеют существенное значение.
Зоология знает немалое количество видов с нетрадиционными (для нас) половыми обычаями, но бразильские пещерные насекомые даже на их фоне исключительны.