По мнению исследователей из лаборатории Гельмгольца-Зентрума Дрездена-Россендорфа (HZDR), новая электронная кожа — это, по сути, бионический аналог компаса. Использовав только полимер на основе серебра, толщина которого составляет тысячные доли миллиметра, а также собственного магнитное поле нашей планеты, исследователи смогли контролировать виртуальную модель панды.
«Металлическая фольга оснащена датчиками магнитного поля, способными захватывать геомагнитные поля», поясняет ведущий автор исследования Гилберт Сантьяго Каньон Бермудес в недавнем пресс-релизе. Он отмечает, что речь идет о 40−60 микротесла, что в 1000 раз слабее поля обычного магнита на холодильник.
Предыдущим моделям e-skin требовались внешние магниты, однако на этот раз владельцы такой «кожи» получат возможность всегда знать свою ориентацию относительно магнитного поля Земли. Если человек или та часть его тела, на которой расположено устройство, изменяет эту ориентацию, то датчик фиксирует движения и оцифровывает его, чтобы потом использовать эти данные для работы с виртуальной моделью.
Ультратонкие полоски материала работают благодаря так называемому анизотропному магниторезистивному эффекту. «Это означает, что электрическое сопротивление слоев изменяется в зависимости от их ориентации по отношению к внешнему магнитному полю», поясняет Бермудес. Исследователи провели наглядный тест на открытом воздухе и доказали, что «кожа» работает не только в лабораторных, но и в полевых условиях.
Для чего может пригодиться такое устройство? Кроме управления виртуальной средой, ему уже нашелся ряд весьма полезных применений. Так, e-skin может помочь тем, у кого нарушена ориентация в пространстве — скажем, пациентам, страдающим болезнью Альцгеймера. Кроме того, благодаря «коже» биологи и медики смогут изучить феномен магниторецепции напрямую, у каждого носителя. Благодаря этому чувству многие животные — от беспозвоночных до птиц и черепах — могут ориентироваться в пространстве и совершать миграцию. До сих пор наличие сколь бы то ни было значимой магниторецепции у человека было под вопросом — но теперь все может измениться.