В октябрьском «Календаре тестировщика» Арина Разгоняева, Юля Агафонова и Лена Зырянова расскажут, как они собирают фидбэк. Мы субъективны, оценивая самих себя, поэтому спрашиваем о себе других. Можно встретиться с коллегой за чашкой кофе и узнать, что он о тебе думает. Можно подойти более обстоятельно и провести опрос 360 градусов. Мы используем оба варианта и некоторые другие практики. О них сегодня и поговорим.
Практики от тимлида Арины
Мне важно знать не только «среднюю температуру по палате», но и ситуацию каждого из моих ребят. В этом мне помогают встречи один на один. Я провожу два вида встреч с каждым: полугодовые и «встречи тет-а-тет».
Полугодовые встречи
На них мы с сотрудником подводим итоги его работы в прошедшем полугодии и обсуждаем планы на следующее. К таким встречам важно хорошо подготовиться. Я прошу своих ребят заранее написать мне, как они прожили эти полгода. В помощь отправляю письмо с примерным планом:
Благодаря предварительному письму к самой встрече у меня уже есть несколько мнений: моё, самого сотрудника и его коллег. Такая подготовка позволяет более объективно оценить работу человека. Ещё одна плюшка — узнавая о желаниях и целях сотрудника заранее, я могу наложить их на план проекта, выбрать желаемую для сотрудника задачу и говорить о ней уже на полугодовой встрече.
А пишут ли обо мне? Пишут, и пишут разное, и хорошее, и плохое. И это бесценно, думаю, всем понятно, почему :).
Встречи тет-а-тет
Полугодовые встречи — это про глобальные планы, а на встречах тет-а-тет мы говорим о текущих делах и оцениваем прогресс в полугодовалых целях. Я их провожу раз в два месяца — за это время всегда появляется то, что можно обсудить. А ещё за полгода может что-то забыться, а такие встречи позволяют избежать этого.
Встречу мне нравится начинать с вопроса: «Как у тебя настроение?» Он помогает настроиться на неформальный лад. Разговор может пойти в любую сторону в зависимости от ответа.
Оценить уровень удовлетворенности сотрудника разными аспектами работы мне помогает одна практика. Дано: перечень аспектов работы — задачи, рабочее место, коллектив, зарплата, профессиональный и карьерный рост. Прошу оценить каждый аспект в процентах. Если это не 100 %, то спрашиваю, почему он оценил именно так и что может поднять оценку.
Этот инструмент позволяет понять общий эмоциональный фон в команде и по каждому сотруднику увидеть его мотиваторы. Через какое-то время можно провести тест повторно и посмотреть, изменилось что-то или нет.
Остался главный вопрос: как же, наконец, себя заставить проводить такие встречи?
Нет никакой магии, нужно просто взять и сделать :). Забронировать каждую встречу в календаре на ближайшие полгода и поставить напоминания, чтобы успеть подготовиться.
Обратная связь глазами тестировщика Юли
Итак, тимлид обозначил сроки, когда нужно дать обратную связь. Для чего она нужна мне, сотруднику? Это повод остановиться и проанализировать свою работу. Ведь обычно мы не задумываемся, в правильную ли сторону движемся. А ещё это возможность сделать работу более комфортной и интересной.
Так о чём же стоит написать?
- О задачах и целях, которые поставил вам тимлид или менеджер. Я анализирую каждый пункт, делая выводы, в какой степени выполнена задача или что помешало её выполнить.
- О проектных задачах за последние полгода:
- Оцените свою роль в этих задачах, где всё прошло удачно, а где можно было сделать лучше.
- Какие задачи позволили прокачаться.
- Какие были интересны, какие, наоборот, не понравились и почему.
- Какие даются тяжело и почему.
- О процессах: недостатки, сложности в коммуникациях.
- О будущих фичах: какие фичи хотелось бы взять в предстоящем полугодии.
- О зонах роста: в какую сторону хочется развиваться, какие скилы прокачивать.
- А ещё о том, что у вас неудобное рабочее место, солнце светит в монитор или рядом дверь всё время хлопает и мешает сосредоточиться :).
Попробуйте выполнить это упражнение, а потом сходить и рассказать об этом своему тимлиду :).
О коллегах
Это тонкий момент. Кто-то может считать, что оценивать коллег — это не наша задача.
Я основываюсь на своих впечатлениях. Понимая, что коллега будет получать от тимлида обратную связь, я всегда готова написать о подмеченных мной лучших качествах.
Например:
- Серёжа всегда готов помочь разобраться со сложными вопросами.
- Макс вообще красавец, потому что запилил очень удобную утилиту и облегчил всем жизнь.
Я всегда радуюсь, когда тимлид рассказывает, что написали коллеги, будь это позитивная или негативная обратная связь. Позитивная означает, что я двигаюсь в правильную сторону, что от меня и от моей работы есть польза. Если заметят мои слабые стороны, мы с тимлидом обсуждаем, как это исправить. Это мотивирует. А через полгода интересно узнать о прогрессе.
Поэтому я и сама пишу не только про сильные стороны коллег, но и про трудности в работе с ними. О негативных моментах всегда сложнее писать, чем о чём-то хорошем. При описании ситуации я стараюсь указывать именно на то, какие были трудности, описывать факты, не переходя при этом на обвинения в адрес коллеги.
Про тимлида
Про тимлида писать труднее всего. Во-первых, сложно оценить его работу, всё-таки это несколько другая специфика. А во-вторых, нужно сказать всё тимлиду в глаза. Если с фидбэком о коллегах всё проще (тимлид решит, в какой форме донести отзыв), то тут такая опция отсутствует.
На помощь мне пришел доклад Протестируй тимлидера от Татьяны Синтиной на SQA Days 20. Он о том, какую функцию должен выполнять тимлид, менеджер. Теперь я ориентируюсь на некоторые из положений этого выступления.
В частности, я оцениваю:
- взаимодействие со мной лично:
— насколько мне хватает обратной связи;
— насколько тимлид отстаивает мои интересы, способствует моему личному развитию;
— насколько обоснованы и понятны мне поставленные цели; - взаимодействие с другими менеджерами и управление командой:
— насколько считаются с мнением моего тимлида другие менеджеры;
— насколько авторитетен тимлид внутри команды;
— насколько понятно мне, как участнику команды, направление, в котором мы движемся.
Нужна ли менеджерам/тимлидам обратная связь от команды? Думаю, нужна. Взгляд на их работу с нашей стороны может дать им некую пищу для размышлений и помочь держать руку на пульсе.
Лена и её мэпка
Меня зовут Лена и, помимо тестирования, я помогаю новичкам-тестировщикам адаптироваться в нашей команде. Обучение новичка — задача сложная и непонятная. А к любой сложной и непонятной задаче у меня один любимый подход — я делаю мэпку (интеллект-карту), где фиксирую и храню информацию. На картинке шаблон мэпки, в которую я буду записывать информацию по конкретному человеку.
Посмотреть в высоком разрешении
В самом начале работы я предупреждаю новичка про «Контрольные точки» — встречи для обратной связи на всём протяжении испытательного срока. Я прошу его в ходе работы фиксировать трудности, успехи и мысли в удобном для него месте и виде. Заодно уже на встрече проверю, как он справился с этой рабочей задачей ;).
Кроме того, я рассказываю новичку критерии прохождения испытательного срока, они перечислены в ветке «Завершение». Это не только помогает новичку понять, к чему стремиться, но и мне помогает мониторить рост новичка и его развитие.
В ветке «Задачи» я фиксирую баги и фичи, над которыми мы работали в паре, и которыми новичок занимался самостоятельно. У каждой такой задачи я отмечаю свои мысли и наблюдения по ходу работы. Получается, что я готовлюсь к обратной связи заранее, ещё во время работы над задачей.
Незадолго до самой встречи я прошу коллег написать свои впечатления о новичке. В мэпке есть блок «Обратная связь» для конкретных встреч, куда я сортирую свои наработки и информацию от коллег по трём категориям: «Беспокойства», «Что хорошо» и «Над чем поработать».
Если со второй и третьей категорией всё понятно, то вот «Беспокойства» штука в каком-то смысле эфемерная. Сюда я отношу разные действительно субъективные впечатления, которые надо будет на встрече подтвердить или опровергнуть. Например, если возникает сомнение: а понимает ли новичок, чего от него ждут?
Поскольку у меня мало опыта в проведении встреч тет-а-тет, я приглашаю на них тимлида: обычно именно он задает тон беседе и направляет её в конструктивное русло. А я подкрепляю разговор фактами и примерами, которые у меня «подшиты» к мэпке. Один из лайфхаков, которым я научилась у тимлида, — это в первую очередь спрашивать новичка о его впечатлениях. На самом деле уже на этом этапе разговора можно сделать определенные выводы, которые я фиксирую — куда? Правильно, в мэпку, в блок «Резолюция».
А после прошу новичка написать результаты встречи. Так и у него лучше все отложится в голове, а я увижу, что он вынес. К следующей контрольной точке всё повторяется.
В мэпке осталась последняя ветка для итогового решения в конце испытательного срока — "Итог". Здесь я тоже фиксирую обратную связь от коллег, но в этот раз уже с их личным решением брать или нет новичка в команду.
Интеллект-карта не только позволяет мне разложить всё по полочкам, но и оказывается удобным инструментом сбора обратной связи по новичку в одном месте.
Итог. Практик сбора обратной связи много. Можно использовать любую. Вне зависимости от того, менеджер ты, тестировщик или наставник, собирать обратную связь и давать её своим коллегам — это отличный шанс расти. Поделитесь, какими способами пользуется ваша команда? Как вы относитесь к сбору фидбэка?
Автор: ylian_demakova