69-я версия Chrome была большииииим обновлением, т.к. показала новый интерфейс для десктопной и мобильной версий. Chrome 70 не столь радикален, но его новые фичи весьма важны. Мы сделали адаптированный перевод и добавили материал про самое, на наш взгляд, важное в новой версии – поддержку кодека AV1, который задает новую планку производительности. Пока что кодек будет использоваться только при воспроизведении видео, но мы надеемся, что он доберется и до WebRTC – это даст нам возможность использовать передовое кодирование в видеозвонках и конференциях (например, используя наш Web SDK).
Поддержка AV1
Почти 10 лет назад, Google выкатил свой собственный кодек-конкурент для H.264 – это был VP8. В то время как технологические конкуренты не особо отличались, VP8 был бесплатным, а H.264 требовал лицензию. Android поддерживал VP8 «из коробки», начиная с 2.3 Gingerbread. Также все основные браузеры (за исключением Safari) могут воспроизводить VP8-видео.
Сейчас Google входит в Альянс Открытых Медиа (Alliance for Open Media), группу компаний, которая разрабатывает преемника VP8/VP9 под названием AV1. Facebook уже тестировал кодек на тысячах популярных видео и выяснил, что он дает прирост в компрессии 30% по сравнению с VP9, а также увеличивает производительность на 50,3%, 46,2% и 34% (по сравнению с основным профилем x264, high-профилем x264 и libvpx-vp9, соответственно).
Начиная с Chrome 70, кодек AV1 поддерживает по умолчанию для десктопа и Android. И хотя кодеку понадобится время, чтобы стать широко используемым, это все равно важный этап, т.к. ни один другой браузер пока не поддерживает AV1.
AV1 в деталях
Пояснение: этот раздел – выдержки из статьи next generation video: Introducing AV1.
Chroma from Luma
Chroma from Luma prediction (далее – CfL) – один из новых способов прогнозирования, который применили в AV1. CfL прогнозирует цвета в изображении (chroma), основываясь на значении яркости (luma). Сначала кодируются/декодируются значения яркости, затем CfL делает попытку предсказать цвета. Если попытка удачная, то снижается количество информации о цвете, которую надо закодировать; следовательно, сохраняется место.
Стоит отметить, что CfL впервые появился не в AV1. Основополагающий документ по CfL датируется 2009 годом; тогда же LG и Samsung предложили раннюю имплементацию CfL под именем LM Mode, но всё это свернулось во время разработки HEVC/H.265. Кодек Thor от Cisco использует схожую технику, а HEVC имплементировал улучшенную версию под названием Cross-Channel Prediction (CCP).
Улучшенное внутрикадровое прогнозирование
До последнего времени сжатие видео основывалось на межкадровом прогнозировании, т.е. на отличии кадра от других, когда в основе прогнозирования лежат опорные кадры. Несмотря на то, что эта техника мощно развилась, она все еще требует опорные кадры, которые не полагаются на другие кадры. В итоге опорные кадры используют только внутрикадровое прогнозирование.
Первые 60 кадров тестового видео. Гистограмма начинаетсся с опорного кадра в ~20 раз больше остальных.
Опорные кадры гораздо больше, чем промежуточные – поэтому их стараются использовать как можно реже. Но если опорных кадров становится много, это повышает битрейт видео. Дабы справиться с этим и уменьшить размер опорных кадров, исследователи кодеков сосредоточились на улучшении внутрикадрового прогнозирования (которое так же можно применять и к промежуточным кадрам).
Резюмируя, можно утверждать, что CfL – это как раз и есть продвинутая техника внутрикадрового прогнозирования, т.к. она работает на основе яркости в пределах кадра.
Цветные мелки
CfL в своей основе – это раскрашивание монохромного изображения исходя из обоснованного, точного предсказания. Предсказание облегчается тем, что изображение бьется на мелкие блоки, в которых кодирование происходит независимо.
Разбиение на блоки, чтобы максимизировать точность кодирования.
Так как кодер работает не со всем изображением, а с его кусочками, достаточно выявить корреляции в небольших областях – этого хватит, чтобы прогнозировать цвета на освное яркости. Возьмем маленький блок изображения:
На основе этого фрагмента, кодер установит, что ярко = зеленому цвету, а чем темнее, тем меньше насыщенность. И так же с остальными блоками.
CfL в AV1
В CfL не стали использовать алгоритм PVQ, поэтому затраты при пиксельной и частотной областях примерно одинаковы. Плюс AV1 использует дискретное синусное преобразование и преобразование пиксельной области (pixel domain identity transform), поэтому выполнить AV1 CfL в частотной области не очень легко. Но – сюрприз – AV1 и не нуждается в CfL в частотной области, т.к. основные уравнения CfL одинаково работают в обеих областях.
СfL в AV1 призван максимально упростить реконструкцию. Для этого необходимо явным образом кодировать α и на его основе вычислить β, хотя… Можно и не вычислять β, а вместо него использовать уже спрогнозированное кодером DC-смещение цветности (оно будет менее точным, но все же подходящим):
Сравнение DC-прогноза по умолчанию (расчет на основе соседних пикселей) с рассчитанным β-значением (расчет на основе пикселей в текущем блоке).
Таким образом, сложность аппроксимации на стороне кодера макисмально оптимизируется за счет использования прогнозирования. Если прогнозирования недостаточно, то выполняются остальные преобразования; если же прогнозирование не дает выгоды в битах, то оно не используется вовсе.
Немного тестов
Альянс Открытых Медиа использует ряд тестов, которые также доступны в инструменте Are We Compressed Yet?
Ниже представлена таблица с битрейтом в разрезе по разным показателям. Обратите внимание на CIE delta-E 2000, это метрика перцептивно-равномерной ошибки цвета. Заметно, как экономится битрейт? Вплоть до 8%!
BD-rate | |||||||
PSNR | PSNR-HVS | SSIM | CIEDE2000 | PSNR Cb | PSNR Cr | MS SSIM | |
Average | -0.43 | -0.42 | -0.38 | -2.41 | -5.85 | -5.51 | -0.40 |
1080p | -0.32 | -0.37 | -0.28 | -2.52 | -6.80 | -5.31 | -0.31 |
1080p-screen | -1.82 | -1.72 | -1.71 | -8.22 | -17.76 | -12.00 | -1.75 |
720p | -0.12 | -0.11 | -0.07 | -0.52 | -1.08 | -1.23 | -0.12 |
360p | -0.15 | -0.05 | -0.10 | -0.80 | -2.17 | -6.45 | -0.04 |
… и прочие новинки в Chrome 70
PWA на Windows
Хотя поддержка Progressive Web Apps в основном реализована на мобильных платформах, Google не забывает и о десктопе. В десктопном Chrome 67 появилась кнопка установки PWA, а уже Chrome 70 привнес несколько улучшений для пользователей Windows.
Теперь Chrome показывает поп-ап «Install app?» для PWA (после того, как вы какое-то время взаимодействовали с ними). Если вы установите PWA, браузер создаст ярлык для PWA в меню «Пуск». По аналогии с мобильным опытом, интерфейс браузера будет скрыт в открытом PWA.
Google обещает, что выкатит эту функциональность для Mac и Linux в 72 версии.
Shape Detection API
Веб-приложения умеют по-разному считывать штрихкоды и распознавать лица, обычно с помощью JS-библиотек машинного обучения, но это может очень медленно работать. Чтобы сделать эту фичу более доступной и производительной, Google внедряет свою собственную функциональность в Chrome – shape detection.
Shape Detection API в Chrome 70 – это экспериментальная функция (origin trial), т.е. она еще не готова для широкого использования. API может определять 3 типа объектов/изображений – лица, штрикоды и текст. На данный момент, совместимость варьируется на разных платформах, потому что от ОС требуется функциональность по определению объектов. Вы можете попробовать демо здесь.
TLS 1.3
Transport Layer Security – это протокол, который позволяет безопасно передавать данные через Интернет. Когда вы пользуетесь сайтом на HTTPS, то скорее всего, данные отправляются по TLS. Chrome 70 поддерживает TLS 1.3, который зарелизили в прошлом месяце.
Список изменений доступен здесь, но если говорить в общем, версия 1.3 повышает как эффективность, так и безопасность. Требуется меньше шагов для установки соединения, так что можно заметить небольшое улучшение во времени (если сайт, на который вы зашли, поддерживает TLS 1.3, разумеется). Вот наглядное сравнение разницы от CloudFlare:
С выходом TLS 1.3 также прекращается поддержка старых фич, например SHA1 и MD5. Google заявил об этом на Status Page:
TLS 1.3 был многолетним проектом, объединившим сторонников из разных индустрий, исследовательских групп и других участников при работе над стандартом. Ранее мы экспериментировали с черновыми версиями стандарта, но когда стандарт был полностью реализован, мы наконе можем внедрить его в Chrome.
Firefox 60 добавил поддержку TLS 1.3 (драфт 23), который выкатили в мае этого года; тогда его начал использовать и CloudFlare.
Другие фичи
Как и всегда, Chrome 70 включает нововведения для пользователей и разработчиков. Вот список прочих изменений в этом обновлении:
- Speech synthesis API не будет работать, пока страница хотя бы единожды не взаимодействовала с этим API. Это API часто использовали для спамерских поп-апов на мобильных устройствах вплоть до новой политики autoplay в Chrome 66;
- Touch ID на Macbook Pro можно использовать как способ логина в Web Authentication API;
- если страница в режиме полного экрана, то появление поп-апа выведет страницу из полного экрана;
- AppCache больше не работает на НЕ https-страницах;
- на Androig-устройствах номер сборки OC (например, «NJH47F») больше не входит в user agent, чтобы предотвратить считывание отпечатка пальца. Chrome на iOS оставит номер сборки «15E148» вместо того, чтобы полностью его убрать, дабы следовать реализации в Safari;
- аудио в формате opus теперь поддерживается для контейнеров MP4, Ogg и WebM;
- WebUSB теперь использует контекст отдельного worker’а, что должно повысить производительность;
- Web Bluetooth теперь работает в Windows 10;
- новый диалог синхронизации на десктопах;
- service worker’ам можно давать имена;
- Credential Management API теперь поддерживает PublicKeyCredential;
- Custom Elements, HTML импорты, navigator.getGamepads и Shadow DOM API теперь в статусе deprecated;
- Lazy Loading теперь можно включить с помощью флагов #enable-lazy-frame-loading и #enable-lazy-image-loading.
Автор: tabularasa31