Древние мезоамериканцы использовали диких животных, таких как пума и ягуар для многих целей, в том числе — для символического подчеркивания силы и социального статуса при ритуальных жертвоприношениях. Это, очевидно, не отменяло и возможность просто съесть добычу, но прямых археологических свидетельств поедания пум с ягуарами пока нет. А вот свидетельства их принесения в жертву теперь есть.
Группа исследователей, возглавляемая Нава Сугияма (Nawa Sugiyama) из Университета Джорджа Мейсона в Вирджинии, изучила останки животных, найденные при раскопках пяти разных ритуальных объектов города майя Копан. Этот город, существовавший в V-IX веках нашей эры, был затем заброшен, покрыт джунглями и вновь обнаружен уже в Новое время.
Череп пумы
Команда провела изотопные анализы найденных при раскопках костей пум, ягуаров, крокодилов, оленей и даже сов. Целью было выяснение их рациона и вероятного места происхождения. Судя по соотношению изотопов углерода, по крайней мере некоторые звери значительную часть своей жизни питались кормом, нетипичным для них в естественных условиях. Зато он логичен и понятен, если предположить, что зверушек содержали в неволе и откармливали тем, что было у хозяев.
Соотношения изотопов кислорода свидетельствуют о том, что как минимум некоторые животные происходят из местностей, далеких от Копана.
Это, верятно, означает, что в древние времена поимка и выращивание животных для ритуальных жертвоприношений были в обществе майя систематическим бизнесом.
С подробностями исследования можно ознакомиться в статье авторов, опубликованной в PLOS ONE.